Кузьмина Елена Леонидовна
Творческо-информационный проект «Мой родной Зауральский край» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую
изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал».
К. Симонов
Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие
каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает
жизнь новому существу. Воспитание чувства
патриотизма у дошкольников - процесс сложный и
длительный. Любовь к близким людям, к детскому
саду, к родному городу и родной стране играют
огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Творческо-информационный проект „Мой родной Зауральский край“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
В последние годы идет переосмысление сущности
патриотического воспитания: идея воспитания
патриотизма и гражданственности, приобретая все
большее общественное значение, становится задачей
государственной важности. Современные
исследователи в качестве основополагающего
фактора интеграции социальных и педагогических
условий в патриотическом и гражданском
воспитании дошкольников рассматривают
национально - региональный компонент. При этом
акцент делается на воспитание любви к родному
дому, природе, культуре малой Родины.
Тип проекта :
• По составу участников: групповой.
• По срокам реализации: долгосрочный.
• По основному виду деятельности: творческо-информационный.
• Срок реализации проекта : с 1 сентября по 30 ноября 2015 года.
Цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре Зауралья, России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране, краю.
Задачи:
• Дать знания детям о родном селе, крае, стране: история, символика, достопримечательности, культура и быт.
• Расширить и углубить знания детей о флоре и фауне края.
• Воспитывать любовь к родному селу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
• Познакомить с праздниками, культурой и традициями русского народа.
• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей.
Актуальность
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решается в ДОУ, но у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний истории посёлка, края, страны; отсутствует познавательный интерес; родители тоже затрудняются в знании истории родного края и не имеют возможности посещать культурные мероприятия, из-за высокой занятости.
Поэтому возникает необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края. Решением данной проблемы является реализация проекта : «Мой край родной - Зауралье»
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Гипотеза
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Ожидаемый результат проектной деятельности
• Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
• Освоение знаний о природе родных мест; флоре и фауне.
• Умение правильного поведения в природе, бережного к ней
отношения.
• Активное участие детей и родителей в выставках, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
• Пополнение знаний у детей и родителей об Зауральском крае, о селе.
Реализация проекта
I. Подготовительный :
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Подбор презентаций, фотографий, плакатов.
II. Основной:
Проведение НОД «Моя Родина - Зауральский край!», «Моё село родное».
Оформление альбомов «Красная книга Курганской области», «Флора и фауна», «Птицы Зауральского края».
Оформление дидактических игр по краеведению: «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего села», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».
Выставка «Сделаем наше село чище» (совместно с родителями).
III. Заключительный:
Создание альбома «Село родное край мой дорогой»
Перспективный план мероприятий
№ п/п Тема Задачи, цель
1. Беседы:
«Откуда есть и пошла земля Глядянская» («Сказ о селе Глядянском»)
Расширить представление родном селе (на какой реке стоит, чем славится, история появлении села, развивать любознательность, словарный запас, воспитывать любовь к родному селу.
«Красота родного Зауралья» Формировать знания детей о природе Зауралья, вызвать чувство восхищения красотой русской природы родного края.
2. Дидактические игры:
«Узнай, где я нахожусь?»
Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.
«Собери картинку» Развивать память, внимание, мышление.
«Бабушкин сундучок» Придумать проект и оформить комнату (домик) куклы Кати.
«Карта моего села» Познакомить Гнома (или другого персонажа) со своим районом, селом.
«Мой край родной» Расширять представление о родной стране;
формировать интерес к малой Родине; продолжить знакомить с животными и птицами, обитающими на территории родного края.
«Я - фотограф» Воспитывать уверенность в себе, желание гордиться своими знаниями по истории родного города. Развивать у детей творческое воображение, стремление «увидеть» и «показать» всем собственное село. Закреплять представление о селе его прошлом, настоящем, будущем.
«Вот моя улица, вот мой дом родной» Воспитывать интерес к истории села, истории его улиц. Учить детей называть улицы ближайшего окружения; знать, в честь кого они названы. Активизировать познавательный интерес, словарный запас, развивать память, внимание, наблюдательность.
«Знатоки родного села» Углублять краеведческие знания о родном селе. Формировать у детей понятие о принадлежности к своему селу, сознание себя как личности - гражданина своей «малой» Родины.
3. Слушание музыкальных произведений: «С чего начинается Родина?» муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского; «Уголок России» муз. В. Шаинского, сл. Е. Шевелевой и др.
4. Подвижные игры:
«Гуси-лебеди» Упражнять детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
«Горелки» Научить соблюдать правила игры, развивать ловкость, быстроту.
«Заря-зарница» Расширение и углубление процесса взаимодействия детей с окружающими людьми. Развитие ловкости, выносливости.
«Краски» Развитие внимания и ловкости.
5. Рассматривание картинок диких животных, проживающих в нашей местности.
6. Чтение художественной литература, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, родной земле.
7. Сюжетно-ролевые игры:
«Семья» Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
«Дочки-матери» Совершенствовать умения заботиться о «дочке», накормить ее, уложить спать. Воспитывать нежные чувства, ласку, доброту, любовь к ближнему, желание заботиться о кукле – «дочке», во время кормления разговаривать с «дочкой», укладывая спать, спеть колыбельную песенку. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
«Детский сад» Расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.
8. НОД (по озн. с окр.) : «Наша страна Россия» Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.
НОД (Рисование) : по замыслу «С чего начинается Родина?» Создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как одном из «уголков» своей Родины. Продолжать учить рисовать несложные сюжеты или пейзажи (по выбору). Развивать творческое воображение, способности к композиции. Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей Родины.
НОД (Рисование) : «Русский сарафан» Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.
9. Беседы, рассматривание иллюстраций, предметов народно-прикладного и изобразительного искусства: «В гости к зауральским мастерам» Уточнять представление о родном крае и понятии «малая родина». Расширять и закреплять представления детей о народных промыслах Зауралья, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их труда. Развивать память, логическое мышление. Знакомство с творчеством Курганских писателей и художников. Беседы о людях прославивших родной край : Т. С Мальцев, Л. Куликов. Рассказы о ветеранах ВОВ.
10. Стихотворения о родном крае и Зауралье
11. Пословицы и поговорки о Родине
12. Экскурсия в школу: ознакомление с помещением школы
Экскурсия: «История родного села Глядянского»
Экскурсия в лес: Правила поведения в природе
13. Оформление альбомов: «Красная книга Курганской области», «Флора и фауна», «Птицы Зауральского края», «Наше село», «Памятники природы Притобольного района»
14. Изготовление макета с. Глядянского
15. Создание альбома «Село родное край мой дорогой»
16. Консультаций для родителей: «Воспитание любви к Родине через природу родного края», «Ребенок и природа», «Как научить ребёнка любить и охранять родную природу».