Елена Сидорчук
Творческий проект «Звуки вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание проекта
Паспорт проекта ….
Актуальность проекта….
Цели и задачи….
Ожидаемый результат….
Перспективный план…
Эффективность реализации проекта….
Литература. …
Приложение….
Фото отчёт…
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование
проекта «Звуки вокруг нас»
Вид проекта Краткосрочный, иследовательский
Основные
разработчики
проекта
Публикация «Творческий проект „Звуки вокруг нас“» размещена в разделах
Музыкальный руководитель Сидорчук. Е. Г.
Цель и задачи
проекта Цель : Формирование у детей понятие шумовые и музыкальные звуки
Задачи:
• Познакомить детей с явлением – звук.
• Развивать у детей слуховое восприятие, умение выделять различные качества звуков, сравнивать их.
• Развивать наблюдательность
• Побуждать родителей к участию в совместной деятельности с детьми при реализации проекта (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов)
• Воспитывать интерес к звучащему миру
Сроки
реализации проекта
Февраль 2016г
Этапы
реализации
проекта I этап- подготовительный:
• выбор темы проекта
• определение проблемы
• определение цели и задач проекта
• консультация для родителей
II этап- практический:
• Создание условий для реализации проекта
• Сбор, систематизация и хранение информации по теме проекта
• Проведение занятий
III этап -заключительный:
• Подведение итогов проведенной работы (подготовка отчётных материалов)
• Мониторинг музыкального развития детей.
• Презентация проекта «Звуки вокруг нас».
Участники проекта Педагоги, дети 4-5 лет, родители.
Ожидаемые конечные результаты проекта Ожидаемый результат :
• Расширение общего кругозора детей.
• Развитие еще большего интерес детей к музыке, музыкальным инструментам.
• Отличие музыкальных звуков от не музыкальных.
• Владение игры на шумовых инструментах.
Актуальность проекта
В дошкольном возрасте ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его мир. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Именно манипулирование и игра с музыкальными звуками позволят ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах.
Краткое описание проекта
Проект направлен на развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста. Проект способствует развитию коммуникативности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни.
В ходе проекта дети под руководством музыкального руководителя знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками, озвучивают стихи с помощью жестов, музыкальных инструментов.
Цель:
Формирование у детей понятие шумовые и музыкальные звуки
Задачи:
• Познакомить детей с явлением – звук.
• Развивать у детей слуховое восприятие, умение выделять различные качества звуков, сравнивать их.
• Развивать наблюдательность
• Побуждать родителей к участию в совместной деятельности с детьми при реализации проекта (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов)
• Воспитывать интерес к звучащему миру
По решению задач:
• «звуки вокруг нас» (шумы, деревянные, стеклянные, пластмассовые, шуршащие звуки)
• дидактическая игра «что звучит?»; «музыка или шум?»
I этап- подготовительный:
• выбор темы проекта
• определение проблемы
• определение цели и задач проекта
• консультация для родителей
II этап- практический:
• Создание условий для реализации проекта
• Сбор, систематизация и хранение информации по теме проекта
• Проведение занятий
III этап -заключительный:
• Подведение итогов проведенной работы (подготовка отчётных материалов)
• Мониторинг музыкального развития детей.
• Презентация проекта «Звуки вокруг нас».
Ожидаемый результат:
• Расширение общего кругозора детей.
• Развитие еще большего интерес детей к музыке, музыкальным инструментам.
• Отличие музыкальных звуков от не музыкальных.
• Владение игры на шумовых инструментах.
Перспективный план
Направления
работы Планируемые
мероприятия Ответствен
ный
1 этап подготовительный
Создание творческой группы 1. Составление плана работы по реализации проекта «Звуки вокруг нас»
2. Подбор и пополнение методической литературы, подбор наглядно-дидактических
пособий, демонстрационного материала.
3. Оснащение группы музыкальными
Инструментами, природного уголка новыми атрибутами для экспериментирования
4. Организовать совместную
деятельность детей и родителей
музыкальный руководитель
Воспита
тель
Организация работы с родителями Информационная реализация проекта для родителей (ширмы) музыкальный руководитель
Мониторинг детей Выявление начального уровня знаний.
2 этап
практический
Проведения мероприятий направленных на реализацию поставленных задач
1. Беседа с детьми «Шумовые и
музыкальные звуки»
Познакомить детей с тем, что все звуки делятся на шумовые и музыкальные.
Показать чем отличается шумовой звук от музыкального
2. Создание проблемной ситуации для детей
Выяснить, что дети знают о звукообразовани
и звукоизвлечение, что хотели бы
еще узнать; откуда можно узнать?
3. Оформление родительского уголка «Для вас, родители». Размещение рекомендаций по теме проекта.
4. Беседа «Польза и вред звуков» Обогащать знания детей о здоровом образе жизни на основе работы органов слуха. Расширять представления детей об особенностях слухового восприятия людей и животных
5. Дидактическая игра «Слушаем
шум», прослушивание
фонограммы различных шумов
(А. Буренина «Театральные
шумы»)
6. Дидактическая игра «Что
звучит?»
Определять предмет не глядя по звуку, развивая слуховое внимание, воображение
7. Дидактическая игра «Музыка или шум?»
Определять происхождения звука, различать музыкальные и немузыкальные звуки
Музыкальный руководитель
Воспита
тель
воспита
тель
родители
воспита
тель
Организация работы воспитателей с детьми 1. Совместная работа детей и родителей: послушать и нарисовать мальчикам – шумы, которые услышали на улице; девочкам – шумы, которые услышали дома.
Развивать слуховое внимание, воображение, память.
Выставка детских рисунков.
Воспита
тель
дети
родители
Исследовательская деятельность
детей
1. Развивать слуховое внимание.
Подбирать предметы, издающие звук, по свойству предмета (деревянный, металлический, стеклянный, шуршащий)
2.. Творческая мастерская : изготовление шумовых музыкальных инструментов
Способствовать развитию сотрудничества педагогов с
родителями и детьми.
Воспита
тель
воспита
тель
дети
родители
3 этап
заключитедьный
Самореализация всех участников проекта
Викторина «Музыкальные и не
музыкальные звуки»
Закрепить понятия музыкальных
и не музыкальных звуков
музыкальный
руководитель
воспита
тель
Мониторинг музыкального развития детей в начале и в конце проекта. Музыкально-дидактические игры.
Презентация проекта
«Звуки вокруг нас».
Эффективность реализации проекта :
Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы.
В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности - у детей проявились творческие способности, произошло развитие творческих способностей, творческой активности, развитие самостоятельности, любознательности.
Применение проекта в музыкально – педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности
Видя результаты своего труда, наблюдая за детьми, я получала моральное удовлетворение. Дети научились выражать свои знания, впечатления, в самостоятельной творческой деятельности, у них сформировалось представление о том, откуда берется звук, они узнали, какие предметы могут извлекать звуки. Многим детям проект помог повысить самооценку, воспитать волю, характер, развить творческие способности, творческую активность.
Использование метода проектов способствовало ускорению процесса музыкального воспитания, повысило качество творческих проявлений детей (Гистограмма).
Литература
1. Тютюнникова Т. БИМ! БАМ! БОМ! Игры звуками. - СПб. : 2003
2.«Музыкальная палитра». Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества… №5 – 2006.- СПб.
3. Королёва. Е. А «Музыка в сказках, стихах и картинках» Москва «Просвещение» 1994г.
Приложение
Беседа с детьми «шумовые и музыкальные звуки»
Музыкальный руководитель:
Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?
У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.
У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.
Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки, Почему их так много - целое море, Откуда берутся звуки?
Дети: высказывают свое мнение.
Музыкальный руководитель:
А вам бы хотелось узнать, откуда берутся звуки? Какие звуки нас окружают?
Дети:
Да.
Музыкальный руководитель:
Тогда предлагаю вам заняться исследовательской деятельностью.
После беседы музыкальный руководитель вместе с детьми определила:
проблемные вопросы:
• «что такое звук?»
• «как он получается?»
• «почему звуков так много – целое море?»
- выдвинула гипотезу – дрожит, значит звучит…
- обозначила цель проекта :
Познакомить детей с принципами образования и улавливания звуков.
- тема, цель проекта позволили определить задачи:
Сбор, систематизация и хранение информации
В процессе II этапа работы над проектом шла работа с детьми :
Общение «звуки вокруг нас»
Музыкальный руководитель:
Дорогие ребята!
Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков. Начнем с веселой зарядки.
Мы, ребятки, дружно, вместе
Совершаем бег на месте.
Если в сердце не покой,
Громко топнули ногой.
И другой!
А теперь, мои хорошие,
Громко хлопайте в ладоши!
Вы улыбками со всеми поделитесь
И садитесь!
(дети выполняют действия по тексту).
Музыкальный руководитель:
Что мы сейчас делали?
Дети:
Топали, хлопали, шумели.
Музыкальный руководитель:
Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук)
Они называются – шумы.
Давайте минуту помолчим и прислушаемся к миру вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет?
(дети минуту слушают)
Музыкальный руководитель:
Итак, что вы услышали?
Дети:
Шаги и речь людей за спиной, звонок телефона, топот детей в группе, шум на кухне.
Музыкальный руководитель:
Мы все время что – то слышим, наши уши постоянно в работе, и мир вокруг нас – звучащий.
Давайте с вами поиграем. Я буду включать шумы, а вы их угадывать.
Фонограммы различных шумов (а. Буренина «театральные шумы»).
Дети угадывают.
Музыкальный руководитель:
Я попрошу вас послушать и дома нарисовать мальчикам – шумы, которые вы услышали на улице; девочкам – шумы, которые вы услышали дома. (приложение 3).
Исследовательская деятельность детей.
Музыкальный руководитель:
Дети, вы попали в страну чудес, где живут необычные жители – звуки.
Перед вами на столе разложены: деревянные палочки, стеклянные стаканы, ложка, карандаш, пластмассовая коробочка, связка ключей.
Выберите среди лежащих на столе предметов:
деревянные:
• палочки, кубики,
• постучите ими,
• определите свойства звука (сухой, теплый,
• найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать Деревянные звуки.
стеклянные:
• стеклянные стаканы,
• постучите ими друг о друга,
• постучите по ним ложкой,
• определите свойства звука (нежный, прозрачный, чистый, Тонкий,
• найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать Стеклянные звуки (окно, зеркало).
металлические:
• связка ключей,
• позвените ими,
• определите свойства звука (яркий, призывный,
• найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать Металлические звуки.
шуршащие:
• лист бумаги,
• смять ее,
• порвать ее,
• найти в зале предметы, мебель, которые могут издавать Шуршащие звуки (шторы, одежда, когда ее чистят Щеткой,
• определите свойства звука (тихие, незаметные).
Дидактическая игра «Что звучит?»
Цель: определение предмета по издаваемому звуку.
Ход игры:
В аудиозаписи слышны различные звуки. Музыкальный руководитель выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, шум ветра, топот лошадки и т. д.).
Музыкальный руководитель спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (прошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся и с остальными предметами и подбираются предметы, издающие разные звуки (журчание ручья - ключи, цокот копыт - кастаньеты, шум дождя - лейка).
Дидактическая игра «Музыка или шум?»
Цель: определение происхождения звука, различение музыкальных и немузыкальных звуков.
Ход игры:
Музыкальный руководитель вместе с детьми рассматривает предметы (музыкальные и шумовые, выясняет, какие из них могут издавать музыку.
Дети называют предметы, извлекают 2-3 звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, что это за песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится – (шум). Дети рассматривают коробочки «со звуками», заглядывая в них, определяют одинаковые ли будут звуки и почему (нет, т. к. разные предметы «шумят» по – разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек.
Вывод: музыкальные инструменты издают музыкальные звуки, а «коробочки - шумелки» - шум (немузыкальные звуки).
Викторина «Музыкальные и не музыкальные звуки».
Цель: закрепление понятия музыкальных и не музыкальных звуков.
Музыкальный руководитель:
Сейчас проведем небольшую викторину. Я буду называть звуки, а вы их относить к музыкальным или к не музыкальным.
«Музыкальные» - поднимаете синие карточки,
«Не музыкальные» - поднимаете зеленые карточки.
• Пение мальчика (муз.)
• Скрип двери (не муз.)
• Звучание женского хора (муз.)
• Шум моря (не муз.)
• Подметание пола щеткой (не муз.)
• Стук мяча (не муз.)
• Игра на скрипке (муз.)
• Игра на фортепиано (муз.)
• Шум трактора (не муз.)
• Звучание симфонического оркестра (муз.)