галина тихонова
Творческий проект «Взаимодействие человека с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект по теме самообразования
«Взаимодействие человека с природой»
Описание проекта : долгосрочный (2012-2014 учебный год).
Цель: 1. Формировать представления об опасности для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну).
Программное содержание проекта.
Публикация «Творческий проект „Взаимодействие человека с природой“» размещена в разделах
1. Научить соблюдать правила безопасного поведения при удовлетворении потребностей основных факторов среды (пить только чистую воду, есть доброкачественную пищу, не употреблять несъедобные растения и грибы). Важно беречь условия среды, необходимые для жизни живого – воду, воздух, землю, сохранять их качества, экономно расходовать, не загрязнять и т. п.
2. Продолжать знакомить с природным богатством страны, всех людей (чистый воздух, чистые реки, моря, чистая земля, леса). Знать, что человек использует природное богатство для хозяйства: из высушенных стволов деревьев делают доски, фанеру, мебель, деревянные дома, игрушки, бумагу. На всё это надо много леса. Лес растёт долго, поэтому надо беречь мебель, игрушки, чистую бумагу.
3. Знакомить детей с тем, как человек охраняет природу ( специальные люди: лесничий, пожарные, зелёные патрули и юннаты).
4. Познакомить детей с Красной книгой; Кунаватским заповедником, находящимся на Ямале.
5. Воспитывать чувство осознания своего единства с окружающим миром, Вселенной.
Актуальность проекта.
1. Недостаточные знания детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них и как человек охраняет природу; почему мы должны беречь мебель, игрушки, книги, тетради, чистую бумагу.
Таким образом, важно продолжать знакомить детей с тем, как человек использует природу и охраняет её.
Задачи проекта :
- чтение современной методической литературы;
- провести цикл занятий и мероприятий по теме;
- организовать выставку поделок из природного материала, выполненных совместно с воспитателем, педагогом дополнительного образования, с родителями;
- чтение художественной литературы;
- изготовление плакатов вместе с родителями;
- акция «Покормите птиц зимой» (поделка кормушек совместно с родителями);
- занятие-викторина «Я – человек».
Сроки реализации: сентябрь 2012 – май 2014 года (2 года)
Участники проекта : дети старшей, подготовительной групп; воспитатель Тихонова Г. П. ; родители, педагог дополнительного образования.
Литература:
- В. Танасийчук «Экология в картинках»
- С. Н. Николаева «Юный эколог»
- А. А. Плешаков «Как знакомить детей с правилами поведения в природе»
- Всероссийское общество охраны природы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
- С. Н. Николаева «Любовь к природе воспитываем с детства»
Необходимые материалы:
- Выставка творческих работ детей.
- Красная книга.
- Разработанные консультации для родителей.
- Презентации: «У птичьей кормушки», «Время суток – стихи».
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта :
- Подготовительный.
- Основной (деятельностный).
- Итоговый (результативный)
I - Подготовительный этап
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта : подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, просмотр телепередач).
- подбор наглядно дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, иллюстрации, разработка бесед, организация развивающей среды в группе.
II – Основной этап.
Осень. Дары осени.
1. Сбор семян дикорастущих растений для подкормки птиц.
2. Поделки из природного материала : «Выставки – «Чудеса природы».
3. Зелёная аптека (дикорастущие лекарственные растения).
4. Пополнение опытно-экспериментального уголка природным материалом.
5. Дидактические игры: «Что, где растёт?», «Такой листок – лети ко мне», «Чьи детки?», «Пищевая цепочка».
Сюжетно ролевая игра: «Служба спасения»
Настольно-печатные: «Домино», «Кто, где живёт?», «От зёрнышка до булочки».
6. Чтение: заучивание стихотворений, загадок, пословиц, поговорок; К. Чуковский «Муха-цокотуха», «Краденное солнце»
7. Опыты:
«Бережём воду»
«Вода жидкая течёт»
«Кому нужна вода»
8. Занятия:
а) ознакомление с профессиями: лесничий, пожарные, голубые и зелёные патрули.
б) «Золотая осень» - аппликация из осенних листьев.
В) «Поменяемся местами» - интегрированное занятие: экологическое воспитание + театрализованная деятельность
Зима.
1. Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы зимой»
2. Разработка и оформление календаря природы за птицами.
Поделка кормушек. Акция «Покормите птиц зимой»
3. Посещение краеведческого музея.
4. Поделка разноцветной книги с детьми.
Подобрать иллюстрации наиболее известных животных, растений.
Изготовление книжек-малышек.
5. Экологическая сказка «Пожар в лесу» - по иллюстрациям.
6. Игры – «Вороны», «Какое время года?», «Природа и человек», «Собери картинку»
7. Чтение: С. Маршак «Терем-теремок», П. Приходько «Хомани», народные приметы, загадки, стихи, пословицы и поговорки.
8. Опыты: «с водой и без воды»
«Откуда берётся вода» - круговорот воды в природе.
9. Занятия: а) рассказ о Куноватском заповеднике с показом иллюстраций редких животных, птиц – стерх.
б) «Сокровищница Ямала».
в) «Откуда стол пришёл» по произведению С. Маршака.
Весна.
1. Цикл наблюдений. Изучаем жизнь природы весной.
Оформление картотеки наблюдений.
2. Создание скорой помощи для растений и домашних животных.
3. Участие в пропаганде экологических знаний. Изготовление открыток, плакатов (вместе с родителями)
4. Знакомство с растениями и животными Ямала, занесёнными в Красную книгу.
5. Игры: «Звери, птицы, рыбы», «Лес» - пищевая цепь, экологическое лукошко «Аптека Айболита», «Зоологический стадион», «Прогулка в лес» - поведение в лесу, «Лесник», «Животные нашего края»
6. Чтение: сказка – «Зелёная аптека тундры»
Экологическая сказка «Есть у дерева друзья»
7. Опыты: проращивание лука, овса (живые ёжики); с растениями, веточками деревьев.
8. Мастер – класс «Что я знаю о Ямале».
9. Занятия:
а) «Прогулка в лес» - занятие
б) Беседа о бережном отношении к цветам, деревьям.
в) «Правила поведения в лесу» - интегрированное занятие
г) Досуг «День птиц»
д) Досуг «День Земли»
е) Заняти-викторина «Я – человек»
III – Заключительный этап
- анализ результатов проекта.
- выставка детских работ, отображённая в различных видах художественного творчества, выполненная с воспитателем, педагогом дополнительного образования, с родителями
- презентации:
К концу учебного года дети старшей группы должны:
называть времена года, отмечать их особенности;
знать о взаимодействии человека с природой в разное время года;
знать о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений.
К концу года дети подготовительной к школе группы должны знать:
некоторых представителей животного мира: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые;
знать характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном оссобенности жизни людей, животных, растений;
знать правила поведения в природе и соблюдать их;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Литература:
1. Брем А. «Жизнь животных» - М., 2004.
2. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». – М., 2005.
3. Дмитриев Ю. Д., Пожарицкая Н. М. «Твоя Красная книга» - М., 2006.
4. Сизенко-Казанец З. Д. «Природа и дети» - М., 2006.
5. Дрязгунова В. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» - М., 2007.
6. Дурейко Л. И. «Природа и здоровье.» Подготовительный класс. Учебно-методическое пособие. – Минск. Тисей, 2003.
7. Герасимов В. П. «Животный мир нашей Родины» - М. 2005.
8. Зверев А. Т. «Экологические игры» - М., 2008.
9. Золотова Е. «Знакомим дошкольников с миром животных» - М., 2008.
10. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н., Маневцова Л. М. «Мир природы и ребёнок» - Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб., 2003.
11. Кашлев С. С. «Интерактивные методы эколого-педагогической деятельности» - М., 2004.
12. Марковская М. М. «Уголок природы в детском саду» Книга для воспитателей детского сада – М., 2005.
13. Молодова Л. П. «Методика работы с детьми по экологическому воспитанию» - Минск., 2004.