Елена Вялова
Творческий проект «Автопарк»
▼ Скачать + Заказать документы
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
АВТОПАРК
Разработчик проекта :
Е. А. Вялова, воспитатель I-ой категории
Тип проекта : игровой, познавательно-творческий.
Продолжительность проекта : среднесрочный (декабрь, январь, февраль).
Возраст: средняя группа.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :
- В России ежегодно гибнут в дорожно-транспортных происшествиях около 2000 детей, более 20000 получают травмы. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети.
Публикация «Творческий проект „Автопарк“» размещена в разделах
- Особенно актуальна данная проблема, стоит в большом городе, где огромное количество городского транспорта. Дети часто попадают в различные жизненные ситуации, в которых они могут растеряться. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения. Поэтому, в детском саду, необходим
поиск новых форм, приёмов работы, способствующих воспитанию и обучению детей как правильно вести себя на улице.
- Одной из таких форм является – игра.
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, воспитание право послушности и обучения безопасному поведению дошкольника на дороге и в транспорте.
ПРОБЛЕМА:
Наблюдая за играми, проведя беседу и опрос среди детей, оказалось, что у детей недостаточно знаний о ПДД. Да и что говорить сами взрослые нередко нарушают ПДД, торопятся, бегут на красный свет, тянут за руку ребенка. Ну а пристегнуться в автомобиле, вообще некогда.
ИДЕЯ:
Создать проект по творческой игре «АВТОПАРК».
Именно в сюжетной игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание и пр.
ЦЕЛИ:
• Совершенствовать формы и методы работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения среди детей, родителей.
• Воспитать чувство ответственности, довести до сознания детей к чему может привести нарушения правил дорожного движения.
ЗАДАЧИ:
• Обучающие:
• Учить детей правилам поведения в общественном и личном транспорте, на дорогах. Способствовать их осознанию.
• Учить различать дорожные знаки.
• Закреплять имеющиеся знания о разных видах транспорта, как средстве передвижения, перевозки грузов и использования в других целях;
• Расширять представления детей о других профессиях, связанных с этой отраслью;
• Учить анализировать и решать дорожно-транспортные ситуации.
• Развивающие:
• Продолжать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре;
• Продолжать работу по обогащению словаря, развивать диалогическую речь, навыки коллективного общения;
• Развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательность между детьми, умение считаться с желаниями и интересами товарищей;
• Воспитывать нравственные качества: дружбу, самостоятельность, любовь к родному городу.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
- Дети.
- Воспитатели.
- Родители.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
• Осознание детьми правил поведения в общественном, личном транспорте и на дорогах.
• Осознанное восприятие детьми последствий дорожных происшествий.
• Обогащение знаний детей о городском автотранспорте и профессиях, связанных с ним.
• Умение видеть возможную опасность, находить способы избегать ее.
• Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
• Проявление выдержки, дисциплинированности, самостоятельности в соблюдении правил поведения.
• Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ:
Пространство обустроено в соответствии с центрами активности, которые разделяются по своему содержанию и функциональной пригодности:
-Центр сюжетно-ролевых игр (“доктор”, “магазин”, “шоферы”.)
• Центр конструирования (конструктор)
• Центр физкультуры (спортивные модули, мячи, обручи, кегли);
• Центр развития речи (настольно-печатные игры, д/и) ;
• Центр искусства (бумага, краски, карандаши, пластилин, кисти, цветная бумага, картон, клей, природный материал и т. д.);
• Центр художественной литературы.
СИСТЕМНАЯ СХЕМА К ПРОЕКТУ :
«Автопарк» :
- ГИБДД
• Профессии (Инспектор ГАИ.)
• Оборудование (дорожные знаки, элементы спецодежды.)
- Автомастерская
• Профессии (слесарь, шиномонтажник)
• Оборудование (автомастерская, легковые машины, инструмент)
- Городской транспорт
• Профессии (водители автобуса, грузовых автомобилей, такси, диспетчер)
• Оборудование (машины, конструктор, элементы спецодежды, телефоны)
- Спецтранспорт
• Профессии (врач, медсестра, пожарный, водитель)
• Оборудование (спецмашины, элементы спецодежды, медицинский инструмент, пожарное снаряжение, рации, телефоны).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение художественной литературы:
В. Берестов «Про машину», Н. Носов «Автомобиль», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», М. Дружинина «Наш друг светофор», С. Михалков «Дядя Степа милиционер», «Моя улица».
Авторские
сказки И. Б. Струковой «Страна светофории», «Приключения зайчишки». Сказка «Уважайте светофор».
• Составление описательных рассказов, заучивание стихов, отгадывание загадок.
• Рассматривание иллюстраций, плакатов, открыток, фотографий и энциклопедий по теме “Наш город ”, ПДД.
• Беседы на тему: «Зачем нужен транспорт», «Дорожные происшествия», «Правила поведения в транспорте и на дороге».
• Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать «Дорожный знак».
• Аппликация «Светофор».
• Дидактические настольные игры: “ПДД”, “Улицы города ”, “Путешествуем по городу ”, «Собери знак», «На чем люди ездят», «Собери машину», «Можно – нельзя», «Сделай правильно», «Профессии».
• Экскурсия к проезжей части дороги, к пешеходному переходу.
• Прослушивание музыкальных произведений и знакомство с детскими песенками про город, транспорт.
• Использование ИКТ.
ЭТАПЫ И ШАГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
I этап. Подготовительный.
- Создание проблемной ситуации: в строительном центре сооружена постройка “Улица города”. Воспитатель вносит дорожные знаки, расставляет их. Спрашивает детей: что это за знаки? Для чего они нужны? Можно ли обойтись без них? Почему? Предлагает пофантазировать: что бы было, если бы на улицах города не было дорожных знаков, не было названий улиц?
- После обсуждения ситуации, воспитатель подводит итог: существуют правила дорожного движения, которые нужно соблюдать как водителям, так и пешеходам. Необходимо знать, как правильно вести себя на улицах города. Педагог предлагает всем вместе собрать эту неизвестную и интересную информацию, создать сюжетную игру “Автопарк”.
- Планируются развивающие вопросы, которые можно задавать в любое время: Можно ли разговаривать с шофером во время езды? Как называют людей, идущих по улице? Для чего каждый человек должен знать свой адрес? Для чего нужно знать телефоны служб скорой помощи, пожарной службы и другие. Планируются занятия и развлечения по данной теме.
II этап. Основной.
Выявив объём знаний детей, их интересы и пожелания, мы определили перспективу, составили план организации работы детей в центрах активности и на утренних сборах (задачи, содержание, методы, приёмы, и материал).
1. Центр искусства (рисование на тему «Мы рисуем улицу», понаблюдать и нарисовать дорожные знаки, что они могут обозначать.)
2. Центр математики (посчитать дорожные знаки по пути в детский сад и др., обратить внимание в какую сторону едут машины, решение логических задач.)
3. Центр спортивный подвижные игры «Стоп», «Горелки» и др., дидактические игры
4. Центр информационный (иллюстрированные задания по теме безопасность на улице, книга Г. Зайцева «Как друзья дорогу переходили»,С. Маршак «Светофор», А. Богданович «Пешеходу-малышу», С. Баруздин «Сказка т трамвае», С. Шлыгин «Вышел мишка из берлоги», С. Михалков «Моя улица», А. Вольский «Запомни, юный пешеход», рассматривание плакатов, буклетов, открыток по теме, просмотр презентаций.)
5. Центр строительства (постройка автопарка, автомастерской, домов, сделать макеты из коробок, изготовить макеты дорожных знаков.)
6. Центр речи (игры «Назови профессию», «Хорошо-плохо», придумывание правил поведения на улице.)
В группе организуем перекресток, где проводим игры, в ходе которых закрепляем знания о назначении дорожных знаков, назначении и роли спец. машин, о профессиях пожарного, врача, умение пользоваться пешеходным переходом.
На занятиях знакомим детей с новыми для них правилами поведения пешеходов и пассажиров.
Проводим беседы и разъясняем детям, как важно будущим школьникам не только знать, но и выполнять Правила дорожного движения, когда они самостоятельно будут ходить по улицам города.
В Центре искусства проводим занятие на тему «Мы рисуем улицу»
Для воспитания грамотного пешехода используем занятия по развитию речи. Дети с удовольствием фантазируют на темы «Светофор», «Я заблудился», «Ваша дорога в детский сад» и др. Практикуем блиц-опрос по пройденному материалу, на прогулках практически закрепляем полученные знания.
Для развития внимания, памяти детей среднего дошкольного возраста используем многочисленные дидактические игры:
Проводим сюжетно-ролевые игры: «Автопарк», «На дороге», «Путешествие».
III этап. Заключительный.
Подведение итогов проводится в виде сюжетной игры.
Роль родителей в реализации проекта
-Оказывают материальную помощь в приобретении дидактических игр, детской художественной литературы, книжек-раскрасок, аудио-видео фильмов для детей.
-Участвуют в изготовлении пособий, дидактических игр.
-Изготавливают атрибуты и костюмы к играм.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Белая К. Ю. Твоя безопасность. Как вести себя дома и на улице. Дидактический материал для детей дошкольного возраста. М. Просвещение. 2008.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. Мозаика-Синтез, 2008
3. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. СПБ, Детство-Пресс. 2010.
4. Ефанова З. А. Игровая деятельность на занятиях по ПДД. Подготовительная группа. Волгоград: Корифей. 2007.
5. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2006.