Екатерина Орлова
Взаимодействие ДОУ с родителями в рамках ФГОС. Проект «Дружная семейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Дружная семейка»
Слайд№1.
Вид проекта : информационный, практико-ориентированный, открытый.
Участники проекта : педагоги, воспитанники и их родители.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации: сентябрь 2013г. – май 2016г.
Актуальность
Слайд№2.
«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…»
(Из Концепции дошкольного воспитания)
Слайд№3.
Публикация «Взаимодействие ДОУ с родителями в рамках ФГОС, Проект „Дружная семейка“» размещена в разделах
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
Первая школа растущего человека – семья. Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.
Модернизация российского образования предполагает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления ребенка. Успешное решение задач воспитания и развития детей возможно только при объединении усилий семьи и дошкольного учреждения. Одна из основных задач работы детского сада – повышение педагогической культуры, просвещение родителей, привлечение их к совместной деятельности с педагогическим коллективом с целью создания единого образовательного пространства.
Опыт нашего детского сада связан с тем, что возникали противоречия в работе педагогов с родителями. Мы были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным. Мы стали задаваться вопросами: как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса? На решение этих вопросов и был задуман наш проект «Дружная семейка». Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства
Проблема: неучастие родителей в жизни своего ребёнка, отсутствие взаимодействия родителей и педагогов в воспитании детей.
Слайд№4.
Цели проекта :
• Оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между родителями и ребенком в семье;
• педагогическая помощь родителям воспитанников в осознании своей роли, значения и возможностей в воспитании здорового и успешного ребенка.
Слайд№5.
Задачи проекта :
• Установление контакта с родителями для близкого знакомства с особенностями семейного воспитания и активизация их в жизни детского сада.
• Внедрение новых форм работы с семьёй, как фактора позитивного развития ребёнка.
• Помочь родителям устранить недопонимание эмоциональных потребностей сферы ребёнка через совместную игровую творческую познавательную деятельность.
• Сотрудничество детского сада с родителями воспитанников в решении задач образовательной программы по организации игровой, творческой, конструктивной и трудовой деятельности детей.
Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия : Слайд№6.
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
2. Индивидуальный подход.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
4. Готовимся серьезно.
5. Динамичность.
Слайд№7. Формы работы с родителями :
Традиционные формы работы с родителями :
1. Коллективные формы работы с родителями : Родительские собрания, круглые столы, субботники, присутствие родителей на открытых занятиях, экскурсии.
2. Индивидуальные формы работы с родителями :
Педагогические беседы, консультации.
3. Наглядно-информационные формы работы с родителями :
Папки-передвижки, стенды, видеофрагменты организации различных видов деятельности, фотовыставки, выставки детских работ.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей :
1. Информационно- аналитические: проведение социологических опросов, анкетирование, «Почта доверия».
2. Досуговые формы работы: Совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах семейного творчества
3. Познавательные формы: Семейная гостиная, семинары-практикумы
4. Наглядно-информационные формы: Выпуск газет, информационные проспекты, организация дней открытых дверей.
Разнообразные формы работы с родителями должны содержать образовательные области:
Физическое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
II ЭТАП - ОСНОВНОЙ ТЕКУЩИЙ
III ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Слайд№8.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Внедрив проект, я жду определенных результатов:
• у родителей – должны сформироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами;
• активизироваться деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении;
• участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, родителей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Слайд 9.
1. Анкетирование родителей на предмет социального заказа:
(Сбор информации на предмет социального заказа)
2. Составление социального паспорта группы:
(Сбор данных для составления социального паспорта группы)
Слайд 10.
3. Родительские собрания
(Ознакомление родителей с задачами на новый учебный год, обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба)
Слайд 11.
4. Фотовыставки “Летний отдых с семьёй”,
Слайд 12. “Моя мама за рулём”,
Слайд 13. «Папа, мама, я -спортивная семья»,
Слайд 14.“Папа может всё что угодно» ”
(Совместная творческая работа родителей и детей)
Слайд15.
5. Выставка рисунков “Цветы
для мамы”
(Творческая работа детей)
Слайд16.
6. Консультации: “Речевая среда дошкольника. Сквернословие – болезнь общества”
“Азбука дорожной безопасности для родителей
“Составление родословной с детьми”
“Что такое готовность к школьному обучению”
(Подготовка материалов и оформление брошюры, удобной для домашнего прочтения родителями)
Слайд17.
Практикумы и круглые столы: (Практикум по организации игровой деятельности)
“Во что играют наши дети”
Слайд18.
7. Введение традиций группы: “Игра в гости к нам пришла”, “Игра напрокат”.
(Дети приносят развивающие игры в группу на время либо берут игры домой “напрокат”, чтобы поиграть с семьей)
8. Организация педагогической библиотеки
(Создание и пополнение педагогической библиотеки для родителей)
Слайд19.
9. Встречи с интересными людьми:
(Рассказ родителей, бабушек или дедушек о своих профессиях)
10. Акции:Семейные традиции.
(Оформление фотоальбома “Наша родословная. Семейные традиции”)
Акция “Пока не поздно”(о воспитании любви к природе)
Слайд20.
Акция: “9 мая – День Победы” (Оформление фотоколлажа “Мои предки в годы ВОв”, посешение плищади героев, возложение цветов к памятнику.)
Слайд21.
11. Совместные праздники.
(Совместная творческая работа педагогов ДОУ, детей и родителей)
12. Оформление группы. (Совместное создание предметно- развивающего пространства)
13. Педагогическая гостиная “Права ребенка – это актуально”
(Деловая игра для родителей)
Слайд22.
14. Открытая образовательная деятельность вместе с родителями.) (Открытая детская деятельность.)
Слайд23.
15. Педагогическая гостиная “Права ребенка – это актуально”
Итоговое родительское собрание. Презентация проекта :
Подведение итогов учебного года. Презентация проекта, Награждение участников в различных номинациях)
Слайд№24.
Промежуточный анализ роботы показал:
Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
- Изменилось общение педагогов и родителей : взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает. - И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.