Наталья Ефремова
Творческий проект «Влияние сказок на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Продолжительность: Долгосрочный. Начало с 1 сентября 2020 по май 2021 гг. Проект реализуется во время занятий, а также в течение всего дня воспитанниками старших групп, их родителями, воспитателями и педагогами, работающими в детском саду.
Вид проекта: творческий.
Введение
Актуальность проекта
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми.
Темочки:
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Коммуникативные способности включают в себя:
• желание общаться с взрослыми и детьми;
• умение устанавливать контакт со сверстниками;
• умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем;
• умение выполнять совместную работу;
• умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.
В своей работе с детьми дошкольного возраста мы всё чаще встречаемся с проблемами взаимоотношений между дошкольниками, с конфликтными ситуациями в группе. Между нашими воспитанниками во время игр, совместной деятельности и на занятиях формируется широкий диапазон взаимоотношений, и не всегда они складываются благополучно. Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом. Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии были пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Одной из современных технологий, направленных на развитие коммуникативных навыков дошкольников является сказка.
Сказки издавна считаются одним из распространенных жанров устного творчества, к которому дети всегда относятся с интересом. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников считаем развитие речевой и коммуникативной активности детей через сказки. Цель не в том, чтобы ребенок знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
Цель проекта
Создать условия для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.
Задачи
Образовательные:
Учить детей общаться в процессе театрализованной деятельности, используя формы монолога и диалога;
Способствовать проявлению творческих способностей; опираясь на возможности каждого ребенка;
Формировать у детей умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность;
Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок;
Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
Развивающие:
Развивать память, внимание, воображение;
Способствовать развитию у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительному отношению к сверстникам, воспитанию воли в себе.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей.
Методы и формы работы:
В проекте представлена системная технология развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую с применением наглядных, словесных, практических и игровых методов и приемов.
1. Чтение, рассказывание, беседы, рассматривание картин и иллюстраций.
2. Обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами).
3. Отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности.
4. Подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, разыгрывания сюжета сказки, театрализованной игры.
Ожидаемые результаты
Формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
Развитие творческих способностей в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой);
Выразительное исполнение монологов, диалогов, реплик;
Овладение навыками публичных выступлений, формирование устойчивого интереса к сказкам;
Формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;
Увеличение доли воспитанников старшего дошкольного возраста с высоким уровнем коммуникативной готовности.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный: изучение литературы по теме, разработка методического обеспечения, подбор диагностического материала, анкетирование родителей.
II этап – практический:
План-график мероприятий
Название Игровые упражнения Программные задачи
Сентябрь
Знакомство с русской народной сказкой. Игра «Гори-гори ясно» Познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками, развивать интерес к русским народным сказкам, воспитывать желание их читать. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству
Русская народная сказка «Репка» Игровое упражнение
«Угадай, из какой я
сказки?» Учить детей фантазировать,
самостоятельно придумывать образы сказочных героев, описывать их внешний вид. Развивать словарный запас.
Сказка «Репка» (на новый лад). Игры на звукоподражание («доскажи словечко» и др.) Познакомить детей с музыкальной
сказкой. Распределять роли между
собой. Разучить с детьми песенку к
музыкальному вступлению.
Чтение русской народной сказки «Петушок золотой гребешок» Игра «Живые слова»
Познакомить детей со сказкой,
учить осмысливать идею сказки, характер персонажей, обогащать словарный запас детей.
Октябрь
Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки» Дидактическая игра «Вершки и корешки». Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Закреплять знания о съедобных и не съедобных корнях и вершках.
Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь» Игра «Закончи фразу» Учить понимать образное содержание и идею сказки, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей. Развивать умение детей внимательно слушать литературные произведения.
Чтение русской народной сказки «Лиса и козел» Игра «Зайцы и лиса» Развивать у детей образное мышление, фантазию.
Литературная викторина. Игра "Чьи слова?" Продолжать прививать у детей любовь к русским народным сказкам.
Ноябрь
Чтение русской народной сказки «Финист – ясный сокол» Игра «Прилетели птицы» Продолжать знакомить детей с волшебными сказками как литературным жанром. Учить выявлять образный строй волшебной сказки и структуру сюжета.
Фланелеграф по сказке «Гуси лебеди». Игра «Гуси-лебеди» Игра - ассоциация «Страх» Развивать монологическую и диалогическую речь.
Лепка любимых героев из сказки «Гуси лебеди» Игра «Удивительные превращения» Учить детей давать характеристику любимому герою из сказки. Развивать творческие способности
Чтение русской народной сказки «Лев, щука и человек» Игра «Назови сказку по главному герою» Учить прислушиваться к советам друзей, не забывать об осторожности, не доверять безоговорочно новым знакомым и не рисковать собой без оснований к этому.
Декабрь
Чтение русской народной сказки «Морозко» Игра «Работа с чувствами» Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним, рассуждать о чувствах, которые испытывали герои сказки и что испытывают они сами
Викторина по математике «Герои сказок в цифрах». Игра «Ящик-загадка» Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
Чтение русской народной сказки «Мороз и заяц» Игра: «Волк и козлята» Воспитывать доброжелательность, закладывать основы доброты и дружелюбия.
Январь
Чтение русского фольклора Игра «Муха- Цокотуха» Учить детей понимать значение русского фольклора, использовать в самостоятельных играх детей.
Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Игра –драматизация по сказке «Снегурочка». Учить детей интонационно и мимически выражать настроение героев, добиваться четкости при пересказе текста сказки.
Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка» Словесная игра «Кто где живет»
Учить детей узнавать героев по характерным признаками. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. Развивать у детей память.
Чтение русской народной сказки «По щучьему велению» Игра «Необыкновенные путешествия» Учить трудолюбию, вниманию, ловкости, ответственности за свои слова и умению понимать свои желания вовремя.
Февраль
Чтение сказки «Каша из топора». Игра «Волшебные предметы» Формирование эстетического восприятия посредством русского народного фольклора
Аудиозапись сказки «Каша из топора» Игра «Найди ошибку» Развить творческое воображение и фантазию.
Рассказывание сказки «Лиса и кувшин» «Волшебные предметы» Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своем впечатлении от новой сказки.
Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»
Игра «Найди!» Учить детей выполнять свои обязанности добросовестно.
Март
Сказки, придуманные детьми Игра: «Дополни имя» Учить детей самостоятельно придумывать сказки из личного опыта. Развивать творческое воображение, фантазию.
Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка». Игра «Отгадай загадку» Знакомить детей с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам народа.
Прослушивание аудио записи сказки «Царевна-лягушка». Игра- драматизация по сказке «Царевна-лягушка». Воспитывать у детей чувство дружбы и коллективизма.
Чтение русской народной сказки «Баба – Яга» Игра «Волшебные слова» Формировать умение быть внимательными, острожными, смелыми, сочувствовать чужому горю и полагаться в трудностях на собственные силы.
Апрель
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Игра «Разрезные картинки» Продолжать развивать нравственно-эстетическое восприятие русских народных сказок. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Изготовление с детьми настольного театра по сказке «Хаврошечка». «Отгадай сказку» Развивать творческие способности у детей.
Чтение русской народной сказки «Сивка-Бурка» Игра «Волшебные предметы» Учить детей узнавать героев по характерным признаками. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.
Рисование «Моя любимая сказка». Игра «Закончи»
Выставка детских рисунков. Развивать творческое воображение у детей.
Май
Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»
Игра «Угадай, из какой я сказки?» Воспитывать в детях добро, трудолюбие, терпение и умение ценить советы старших.
Чтение русской народной сказки «Илья Муромец и Соловей разбойник» Игра «Закончи фразу» Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей.
Конкурс «Мой лучший сказочный герой». (Презентация костюмов). Игра «Волшебные предметы» Развитие совместного творчества родителей и детей.
Развлечение «Что за прелесть эти сказки!». «Волшебные предметы» Развитие монологической и диалогической речи у детей. Развитие артистических способностей у детей.
Работа с родителями
1 Привлечение родителей к пополнению библиотеки книгами со сказками.
Анкетирование родителей. сентябрь
2 Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» октябрь
3 Памятка «Как правильно читать сказки» ноябрь
4 Театральная мастерская «Шьем костюмы для героев сказок» декабрь
5 Оформление буклетов «Что за прелесть эти сказки» январь
6 Викторина «Путешествие по сказкам» февраль
7 Оформление выставок поделок и рисунков «Сказка в гости к нам пришла» март
8 Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций» апрель
9 Консультация «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» май
III этап – заключительный: развлечение «Что за прелесть эти сказки», отчет о проделанной работе по теме проекта (презентация)
Оценка результатов
Реализация проекта предусматривает совместные усилия всех участников воспитательно–образовательного процесса.
Кроме того, работа со сказкой создает невидимый мост между ребенком и взрослым, задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что способствует формированию коммуникативных навыков детей, развивает их индивидуальные способности. Это говорит о широком развивающем потенциале элементов сказкотерапии.
Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок с детьми, взаимодействия с родителями, воспитателями и специалистами ДОУ.
Данный проект заключает в себя большие возможности для развития личности ребенка, формирование индивидуальных черт характера, речевых способностей детей, развитие творчества и креативности, формирования коммуникативных навыков. В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.
Работа над проектом охватывает период с сентября 2020 года по май 2021года.
Начальный этап состоял из изучения специальной литературы, ознакомления с работами авторов современных программ и методик. На первом этапе необходимо было обнаружить и проанализировать проблемы, имеющиеся у детей, родителей, составить план работы, подобрать диагностический материал. На формирующем этапе была проведена апробация и корректировка совокупности средств, методов и приемов, способствующих развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Дальнейшая задача проекта, продолжать работу по изучению и внедрению эффективных технологий по формированию коммуникативных навыков творчеством русского народа, фольклора, приобщение к богатствам русской художественной литературы. Повысить эффективность образовательного процесса через использование ИКТ технологий.
Максимальное удовлетворение потребностей родителей, активное взаимодействие с ними и вовлечение их в образовательный процесс.
Список используемой литературы
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Театрализованные занятия и игры в детском саду. - М. : АРКТИ, 2010.- 144 с.
2. Большая книга пословиц и поговорок, потешек и загадок – СПБ: Детство-Пресс, 2003.
3. Гербова, В. В. Книга для чтения в детском саду и дома (2-4 года) / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 256 с.
4. Лучшая книга сказок / сост. А. С. Давыдов. – М. :ЭксмоПресс, 2004. – 320с.
5. Организация творческой деятельности детей 3-7 лет / авт. - сост. И. П. Посашкова. – Волгоград: Учитель, 2009.- 222с.
6.. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. - СПб. : Речь, 2004.-224с.
7. Фесюкова, Л. Б. Воспитываем сказкой. Беседы по картинкам / Л. Б. Фесюкова. – М. : Сфера, 2014. – 48с.