Галина Лобанкова
Экспериментально-творческий проект «Изучаем вулканы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментально-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста
роки реализации проекта : 2 недели
Тема: «Изучаем вулканы»
Тип проекта : исследовательский, кратковременный (2 недели).
Ведущая образовательная область: познавательное развитие
Публикация «Экспериментально-творческий проект „Изучаем вулканы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность проекта : Образовательная деятельность в дошкольном учреждении направлена на развитие личности ребенка в целом (умение сравнить и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи детей, их мышление.
Знание о вулканах помогает ребенку осмыслить, что на земле и в нашей стране есть такие природные объекты как – вулканы, которые влияют на климат земли, на живые организмы, на изменения рельефа земли.
Знания не самоцель в воспитании, но она необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально – действенный характер и выражается в форме познавательного интереса.
Задачи проекта :
1. Продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающем мире - горах; познакомить детей с природным явлением — вулканом, причиной его извержения; совершенствовать умения экспериментальной деятельности.
2. Развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опыта, поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по результатам экспериментирования; развивать умения сравнивать, рассуждать, выдвигать гипотезы; расширить словарь: магма, лава, кратер, жерло, кольдера; совершенствовать диалогическую форму речи.
3. Воспитывать самостоятельность при индивидуальном выполнении задания, развивать коммуникативные навыки, любознательность, интерес к окружающему миру.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы».
Используемые методы и приё мы:
• практические — экспериментирование;
• словесные — проблемные вопросы, рассказ воспитателя, беседа, рассказывание легенды;
• наглядные — показ опыта воспитателем, использование мультимедийной презентации, макет вулкана, использование схемы выполнения опыта.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, авторская мультимедийная презентация педагога, макет вулкана, оборудование для экспериментирования (колбы, мерные ложечки, мензурки, сода, пищевая краска, жидкое мыло, лимонная кислота, вода, пластиковая бутылка,оборудование для рисования (бумага А-4, акварельные краски, вода, кисти, клеёночки, салфетки).
Планируемый результат:
1. Повышение познавательной активности, заинтересованности в результате своей деятельности, интереса к экспериментированию.
2. Расширение кругозора дошкольников.
3. Развитие коммуникативных умений в общении.
План реализации проекта :
1 этап – подготовительный, информационный.
2 этап – экспериментальный, творческий.
Предварительная работа:
Просмотр видеофильмов о вулканах, чтение энциклопедии и другой познавательной литературы, рассматривание иллюстраций, изготовление макета вулкана.
Ход проведения:
1 часть
Дети с воспитателем входят в зал.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами находимся в экспериментальной лаборатории. Здесь мы продолжим изучение вулканов.
Предлагаю закрепить наши знания в ходе викторины.
Проводится викторина «Что мы знаем о вулканах» с помощью мультимедиа. (на экране появляется ответ на вопрос в виде картинки)
1 – слайд
Вопрос: Когда «просыпается вулкан» просходит…
Ответ: Извержение.
2 – слайд
Вопрос: Во время извержения из вулкана вытекает…
Ответ: Лава.
3 – слайд
Вопрос: Как называется дыра на вершине вулкана?
Ответ: Кратер.
4 – слайд
Вопрос: Как называется отверстие внутри вулкана, которое уходит в глубину земли?
Ответ: Жерло.
5 – слайд.
Вопрос: Как называется самый крупный действующий вулкан в нашей стране?
Ответ: «Ключевская сопка»
6 – слайд.
Вопрос: Как называется самый крупный супервулкан?
Ответ: «Йеллоустоунский супервулкан».
7 – слайд.
Вопрос: как называется вулкан, который извергается под водой?
Ответ: Подводный
оспитатель:
Ребята вы молодцы! Всё ответили правильно!
А сейчас я познакомлю вас с новыми фактами о вулканах!
Слайд - 8, 9.
Факт № 1-
Самый высокий потухший вулкан на нашем континенте находится в нашей стране. Называется он «Эльбрус» (в переводе «Сверкающая гора»).
Слайд - 10
Факт № 2-
Самый высокий вулкан находится в Чили и называется «Охо – дель – саладо» (в переводе солёный источник).
Слайд - 11
Факт № 3-
Самый активный вулкан называется «Килауэа» и находится на Гавайских островах (в переводе «Выплёскивающийся»)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете почему вулкан назвали именно так?
Послушайте легенду об этом!
Слайд - 12
«Давным – давно, в древней Греции, жил бог Вулкан.
И нравилось ему кузнечное дело — стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он кузницу в высоченной горе, стоявшей посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала и гул разносился далеко вокруг, а из отверстия на вершине горы вырывался огонь, пепел, раскалённые камни. «Вулкан работает» — со страхом говорили люди и уходили подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.
2 часть:
Воспитатель: Сегодня мы с вами сможем с помощью наших макетов вулканов сами создать извержение вулкана.
Подойдите пожалуйста к своим макетам. Для создания извержения нам понадобятся специальные вещества – красная краска, жидкое мыло, лимонная кислота, пищевая сода и вода.
(Дети поочерёдно кладут в макет вулкана ингредиенты, перемешивают их, добавляют воду и наблюдают реакцию «извержения»)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы научились управлять извержением нашего вулкана. Мы «повелители вулканов». Он конечно не настоящий, но он помог нам вблизи понаблюдать извержение.
Воспитатель: Ребята, обычно люди на память фотографируют всякие интересные события, а мы с вами нарисуем наши вулканы.
Перед началом работы давайте разомнёмся!
Физминутка «Вулканы»
Стой на месте раз, два, три! (шагаем)
Ты налево посмотри, (поворот налево)
Ты направо посмотри! (поворот на право)
Над горою дым и пепел, (качаем руками над головой)
Это ты вулканы встретил (руки выпрямляем перед собой)
3 часть: (
родуктивная деятельность)
Дети садятся за столы и рисуют акварельными красками изображение вулкана
Итог:
Воспитатель: Ребята, наши работы мы потом поместим на выставку. А мне бы хотелось услышать ваше мнение – изучать вулканы это интересно?
А какие явления природы вы хотели бы ещё изучить?
(воспитатель выслушивает мнения и пожелания детей)