Наталья Заборовская
Творческий проект «Составление синквейна в работе с детьми 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 30 г. Бузулук»
Творческий проект
«Составление синквейна
в работе с детьми 6–7 лет»
Подготовила:
Воспитатель Заборовская Н. Н
г Бузулук 2018г
«Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска».
В. Шаталов
Актуальность
Публикация «Творческий проект „Составление синквейна в работе с детьми 6–7 лет“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Проекты творческие
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
По результатам мониторинга, по наблюдениям в ходе проведения занятий выявилось, что речь детей старшего дошкольного возраста характеризуется лаконичностью, является сухой, односложной, лишенной образности и яркости, недостаточно богат словарный запас. Поэтому была поставлена задача развивать речь детей. Поскольку в работе с детьми необходимо максимально использовать все известные приемы и методы, в том числе и современные методы обучения, было решено в содержание занятий внести инновационный прием - составление синквейна. Преимущество синквейна в том, что его можно включать в содержание работы, не нарушая при этом основной структуры занятия.
Гипотеза:
Если научить детей составлению синквейна и регулярно использовать этот прием, то речь детей станет более богатой, содержательной, насыщенной, образной и яркой, обогатится словарный запас.
Цель проекта :
Научить детей составлять синквейны и рассказывать их.
Задачи проекта :
• Развивать у детей 6-7 лет образное мышление и память.
• Развивать способность резюмировать информацию; умение излагать сложные идеи, чувства короткой фразой.
• Обогащать словарный запас слов.
• Учить выделять главную мысль с облачением в речевую форму.
• Развивать умение анализировать.
Тип проекта по времени : долгосрочный (6 месяцев)
Участники проекта :
Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Методы и формы:
1. Дидактические игры и упражнения:
2. Использование готовых наглядных графических моделей («Елочка», «Девочка и лесенка», «Пирамида»).
3. Рисование детьми графических моделей синквейна.
4. Игра-соревнование между командами «Кто больше придумает синквейнов».
5. Составление синквейнов по группам на заданную тему.
6. Привлечение родителей к составлению синквейнов в семье.
7. Памятки для родителей по составлению синквейна.
8. Переходящая почетная медаль и корона «Король (королева) синквейна».
9. Использование ИКТ технологии.
10. Изготовление папки-передвижки для родителей «Синквейн-что это такое».
11. Изготовление лэпбука «Как составить синквейн».
12. Рисование иллюстраций к синквейнам.
Ожидаемые результаты
Дети научатся самостоятельно составлять синквейны и выразительно рассказывать их. Обогатится словарный запас, дети научатся анализировать, выделять главную мысль с облачением в речевую форму.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
Дата Работа с детьми Моя работа / Работа с родителями Результат
Сентябрь 2018г.
1. Мониторинг уровня развития речи детей. 1. Изучение и анализ методической литературы. Создание банка необходимой методической литературы по теме проекта.
Разработка памятки для родителей. Подбор диагностического материала.
2. Подготовка диагностического материала.
3. Подготовка дидактических материалов.
2 этап. Основной.
Декабрь 2018г. –
март 2019г.
1. Дидактические игры и упражнения:
- «Кто больше подберет слов к существительному (признаки предмета или живого существа, действия предмета или живого существа)»,
- «Подбери слово» (синоним,
- «Выбери подходящее слово» (синоним из предложенных, признаки, действия,
- «Отгадай загадку» (назвать несколько признаков предмета и предложить угадать, что это; то же самое с действиями предмета,
- «Придумай загадку» (подбор признаков предмета, действий предмета,
- «Закончи предложение»,
- «Магазин» (чтобы купить предмет, надо его описать,
- «Допиши синквейн» (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части и совершенствование готового синквейна,
- «Исправь ошибку», «Поправь меня» (коррекция готового синквейна,
- «Определи тему готового синквейна». 1. Привлечение родителей к составлению синквейнов в семье посредством лэпбука. Обучение детей составлению синквейна и умению выразительно рассказывать.
Знакомство родителей с синквейном.
Составление картотеки дидактических игр и упражнений.
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.
Составление банка методов и приемов стимулирования мыслительной деятельности детей.
2. Игра-соревнование между командами «Кто больше придумает синквейнов». 2. Изготовление папки-передвижки «Синквейн-что это такое»
3. КВН -Составление синквейнов по группам на заданную тему. 3. Составление памятки для родителей по составлению синквейна.
4. Рисование детьми графических моделей синквейна. 4. Работа с лэпбуком дома.
5. Мини-концерт перед группой
6. Рисование иллюстраций к синквейнам.
3 этап. Заключительный
Апрель 2019г.
1. Проведение итогового мониторинга 1. Обработка и анализ результатов мониторинга Подведение итогов.
Изготовление творческого продукта – сборника синквейнов, иллюстрированного детьми.
2. Творческий вечер с родителями. 2. Составление сборника синквейнов.
Мониторинг. Обследование речи по Стребелевой (Ушаковой, Струниной).
Старший возраст(6-7 л.)
Методика № 1 «Подбор синонимов».
Цель: выявить уровень подбора синонимов.
Оборудование: словесный материал.
Инструкция:
Проводится в форме игры «Скажи по- другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, близкое по смыслу слово. Предъявляется 10 слов: хмурый, старый, веселый, большой, трусливый, идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать.
Результаты:
Ребенок получает 1 балл, если подобранное слово является синонимом, 0 балл, если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.
Оценка: высокий уровень- от 8 до 10 баллов, средний- от 4 до 7, низкий- от 0 до 3.
Методика № 2 «Подбор определений».
Цель: выявить уровень подбора определений.
Оборудование: словесный материал.
Инструкция:
Проводится в форме игры с лова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов : платье, береза, девочка, яблоко, лиса (платье- какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть?»).
Результаты:
Высшая оценка 20 баллов. 2 балла- если придумано более 3 слов, 1 балл- если придумано менее 3, 0 баллов- если ответ отсутствует или не соответствует семантического полю предъявляемого слова.
Оценка: высокий уровень- от 14 до 20 баллов, средний- от 7 до 14, низкий- от 0 до 6.
Методика № 3 «Составь рассказ по картинке».
Цель: выявить умение описывать по картине, словарный запас.
Задание 1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.
Задание 2. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.
Задание 3 Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.
Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.
Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.
Ушаковой О. С., Струниной Е. М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:
I уровень – высокий
Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.
II уровень - средний
Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом
III уровень – низкий
Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.
Методическое обеспечение
1. Бородич А. М. Методика развития речи. 2-е изд. М. : Просвещение, 1981.
2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. : АСТ, 2005.
3. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.
4. 4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М. : Просвещение, 1985.
5. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р. Е. Левиной. М. : Просвещение, 1968.
6. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., Просвещение, 2009.
7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. 5-е изд., испр и доп. М. : АРКТИ, 201
Приложение 1. Памятка «Синквейн, что это такое и как его использовать»
Синквейн – слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи – хокку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трех строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.
Например:
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
Синквейн, как и хокку, несет определенную эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности.
Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приемом, направленным на активизацию познавательной деятельности и развитие речи.
Для точного, полного выражения своих мыслей ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Развивающая работа начинается с уточнения, расширения и дальнейшего совершенствования словаря по разным лексическим группам.
Дети знакомятся с понятиями «слово» :
• «слова-предметы»
• «слова-предметы неживые»
• «слова-предметы живые»
• «слова-признаки»
• «слова-действия»
Наглядно-графические схемы помогают детям быстрее усвоить эти понятия.
Работа строится по определенной схеме:
1. Называние слов-предметов живых.
2. Называние слов-предметов неживых.
3. Постановка вопросов к каждому слову:
Кто это?
Что это?
Какой? Какая? Какие?
Что делает?
Что делал (а?
4. Добиваться от детей нескольких ответов (Самолет – летит, взлетает, приземляется, разгоняется, прилетает)
5. Называть несколько признаков к предмету и угадывать что это? (рыжая, пушистая, шустрая, хитрая – лиса)
6. Нахождение слов по наглядно-графическим моделям (солнце, яркое, светит) после того, как у детей сформируется представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия (грамматическое значение слова, их представление подводим к понятию о предложении, его структуре.
7. коррекция и совершенствование готового синквейна;
8. анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить).
Таким образом, закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения.
Правила составления синквейна :
• Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, обозначающее предмет или действие, о котором идет речь).
• Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
• Третья строка обычно состоит из трех глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
• Четвертая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
• Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.
Приложение 2. Дидактические игры и упражнения.
1. «Подбери слово» (подбор синонимов).
Цель: способствовать пониманию разных значений многозначного слова, приучать вдумываться в смысл употребляемых слов, помочь употреблять в высказываниях наиболее подходящие слова, избегать повторений.
Ход игры:
Взрослый предлагает детям словосочетания и предложения, например: «Река бежит», «Мальчик бежит». Спрашивает: «Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Река бежит» - как сказать по – другому?» (Течёт, журчит, льётся.) Ко второму словосочетанию такие ответы: «Несётся, торопится, летит».
Для активизации глаголов (действий) задаются аналогичные вопросы, например: «С деревьев падают листья. А как сказать по – другому?» (Летят, кружатся, сыплются.) Или: «Завидев охотников, лиса убегает. Как ещё можно сказать, что она делает?» (Удирает, уносит ноги, мчится, летит стрелой.)
2. «Узнай предмет по описанию»
Цель: учить детей обозначать качества, признаки, действия предмета.
Ход игры: Взрослый называет признаки предмета - Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? Дети отгадывают : Береза.
Лохматый, косолапый….
Голодный, серый, злой….
Яркое, теплое…
Серый, маленький, колючий…
3. Игровое упражнение «Кто как ест?»
Цель: акцентировать внимание детей на действия живых существ, на действия с предметами.
Ход игры: взрослый спрашивает: как ест кошка? собака? корова? Курица и т. д. (Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т. д.)
Вариант: «Какие звуки издают разные птицы?»,
Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-
Рыба, листья, самолет, бабочка и т. д.
4. «Придумай загадку»
Цель: учить детей обозначать качества, признаки, действия предмета.
Ход игры:
Вначале загадывает предмет педагог, дает образец, а затем дети.
5. «Магазин»
Цель: учить детей обозначать качества, признаки, действия предмета.
Ход игры:
Дети «покупают» игрушки, картинки, оплачивая описанием предмета (назвать несколько признаков, различные действия с предметом).
6. «Слова – друзья»
Цель: упражнять в подборе слов – синонимов
Ход игры: Здание – дом
Конь -…
Приятель -…
Идти -…
Глядеть -…
Смелый -…
7. Игровое упражнение «На что похоже?»
Цель: развивать образное мышление.
Ход игры: взрослый предлагает детям подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на…
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на
8. Игровое упражнение «Новые слова»
Цель: учить детей подбирать определения к словам – существительным.
Зимой холодно, значит зима какая? Зимой много снега, значит, как можно сказать какая зима? У лисы длинный хвост – как одним словом сказать? – длиннохвостая;
У мальчика длинные ноги - длинноногий
9. «Что бывает легким» (холодным, тяжелым, блестящим и пр.)
Цель: активизировать словарный запас.
Дети по памяти называют легкие, холодные, тяжелые, блестящие, металлические, бумажные, пластмассовые и т. д. предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.