Татьяна Борисова
Камнетерапия в работе с детьми 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Камнетерапия в работе с детьми 5-7 лет
Педагог-психолог
«МДОУ «Детский сад
компенсирующего вида № 36»
г. Саратова
Борисова Т. В.
Слайд 2
В настоящее время остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с проблемами поведения, а также личностного развития. Многие ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям.
Период дошкольного детства - сензитивный для формирования гармонично развитой личности и, во многом, именно от взрослого зависит, как будет формироваться и развиваться эта личность.
Публикация «Камнетерапия в работе с детьми 5–7 лет» размещена в разделах
Использование камнетерапии в психологической практике— это малоизученное направление.
Слайд 3
Об этом писал основоположник одного из направлений глубинной психологии, швейцарский психиатр К. Г. Юнг. Эффективность воздействия камня он проверил на своих психотерапевтических сеансах в начале ХХ в. Он уделил особое внимание психотерапевтическим возможностям игр с камнем, которые использовал в качестве одного из методов работы «элементов сознания в подсознании», связанных с творческой жизнью, посредством отреагирования подавленных эмоций через обогащение сенсорного опыта.
Очень важным моментом следует считать обращение камнетерапии к личности.
Слайд 4
Камнетерапия – доступный и эффективный способ психотерапевтического воздействия на эмоциональную сферу человека.
Камнетерапия позволяет научиться передавать свои чувства, развивать положительные эмоции, научиться воспринимать и анализировать мышечно – суставные и кинестетические ощущения, цветовые ассоциации, развивать двигательное, зрительное, пространственное восприятие и воображение.
Учеными было установлено, что камни могут оказывать :
- значительное эмоциональное и даже физическое воздействие на человека благодаря своим физическим свойствам;
- цвет и форма камней могут воздействовать на психику человека;
- созерцание и обладание камнями способно воздействовать на центры удовольствия головного мозга посредством органов зрения и осязания.
Поэтому в моей практике камни лишь вспомогательные предметы, вокруг которых все строится.
Как показывают исследования зарубежных и отечественных психологов, в дошкольном возрасте изменяется сама социальная ситуация развития, которая характеризуется тем, что ребёнок начинает стремиться действовать как взрослый. Интенсивно в данный период развивается мотивационная сфера, идёт процесс структурирования мотивов, появляются элементы произвольности в поведении, логика чувств, происходят позитивные изменения в самосознании.
В то же время процессы личностного развития далеко не всегда проходят гладко. Нередко можно встретить детей, которые агрессивны, враждебны, не умеют общаться, пассивны, социально импульсивны, тревожны и т. п. Заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально – личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.
Основная функция психолога состоит в том, чтобы на основе диагностики выявить позитивные и негативные тенденции в развитии личности каждого дошкольника, создавать посредством специальных психологических средств условия для оптимизации процесса личностного развития, преодоления негативных тенденций и отдельных симптомов неблагополучия. Это ставит в качестве специальной задачу коррекции личностного развития, которую призваны решать как педагоги, так и родители при активной помощи детского психолога.
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.
Слайд 5
Приёмы камнетерапии я широко использую в психологическом сопровождении эмоциональных и поведенческих расстройств у детей по «Программе развития эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет» под редакцией Анны Валерьевны Черняевой а также использую в своей работе книгу «Роспись по камешкам» Анны Зайцевой.
Слайд 6
Диагностика эмоционально- волевой сферы развития старших дошкольников :
1)диагностика выявление отношения ребёнка к своим сверстникам
("Социометрия" Я. Л. Коломинского);
2)) диагностика изучение ряда особенностей общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста, таких как контактность, коммуникабельность, негативизм, конфликтность, агрессивность, импульсивность, тревожность с помощью схемы наблюдения за особенностями взаимодействия и общения детей в группе Т. А. Репиной;
3) диагностика самооценки ребенка
(Субтест "Лесенка", методика "Экспресс-диагностика в детском саду" авторы Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко);
4) диагностика общего представления об интеллекте ребенка в целом
(Субтест "Рисунок человека", методика "Экспресс-диагностика в детском саду" авторы Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко).
Слайд 7
Основная цель программы:
1. Социализация ребенка в переходный период из дошкольного звена в начальную школу.
Планируемые результаты:
Успешная социализация и создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе.
Слайд 8
Задачи:
1. Развитие игровой, продуктивной (конструктивной) деятельности детей;
2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
3. Формирование семейной принадлежности, чувства принадлежности к сообществу сверстников;
4. Сенсорное развитие;
5. Стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения;
6. Развитие фантазии и творческого воображения;
7. Снижение у детей эмоциональных проблем – тревожности и агрессивности.
Слайд 9
Камни, камушки… а, может, камнетерапия
Перебирая гладкие камешки в руках, дети успокаиваются и уравновешиваются, а раскладывая камни в узоры, составляя из них мозаики и орнаменты, – учатся осознавать мир, выражать свои мысли и строить логические цепочки.
Игра с камешками помогает малышам снизить тревожность. Дети становятся более коммуникабельными, охотнее идут на контакт со сверстниками и взрослыми.
Камень является для ребенка средством психологической защиты в тревожной для него ситуации общения.
Впервые защитные механизмы были выявлены З. Фрейдом («Защитные нейропсихозы», 1894 г., а изучены и описаны его дочерью А. Фрейд («Психология Я и защитные механизмы», 1943 г.).
В игре с камнями происходит трансформация негативных переживаний в деятельность.
Слайд 10
Камнетерапию полезно использовать с детьми, имеющими следующие трудности:
•конфликтность, замкнутость, тревожность;
•невротические и эмоциональные расстройства;
•кризисные состояния;
•низкая самооценка.
Слайд 11
Непосредственное общение с камнями оказывает :
- большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка;
- развивает воображение, творчество;
- снятие усталости, напряжения;
- разрешение негативных эмоциональных переживаний;
- способствует гармоничному развитию эмоционально-волевой сферы ребенка.
В магические свойства камней люди верили и верят и в наши дни.
В работе с детьми можно использовать камушки, с которыми дети, с большим удовольствием работают. Перебирая их в руках, становятся более спокойными, уравновешенными, быстрее раскрываются, рассказывая о своих проблемах. Детям, трудно осознать свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, строить, играть и фантазировать. Поэтому методы артерапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, пластилиновую и каменную фигурку, игру, так удивительно подходят для работы с детьми.
Слайд 12
1. Камни - предмет, непосредственно используемый в игре или упражнении
(вспомогательный предмет или составная часть оборудования к упражнениям и играм)
Слайд 13
2. Камни - образ, вокруг которого строится игра или упражнение.
Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы.
Слайд 14
3. Работа с камушками предоставляет пространство для творчества и проведения исследования.
Слайд 15
4. Игры с камешками стимулируют и выравнивают эмоциональный фон. Помогают преодолевать трудности в коммуникативных навыках и эмпатии у детей.
«Мы археологи».
Слайд 16
Ребятам очень нравится играть с камушками. Выкладывать можно разные геометрические фигуры, считать камушки, раскладывать по цвету, форме, размеру. (Перенесение визуального образа с помощью камня) (Автопортрет, портрет семьи)
Разложив камушки на столе, можно создать свой рисунок: дорожку, каменное солнце, дерево и т. д. Из разных камешков мы выкладывали себя, свою семью. Это очень непросто подобрать те камушки, нужной формы.
(Создание каменных картин)
Слайд 17
Рисование на камешках доставляют детям небывалую радость. Эта работа развивает мелкую моторику, фантазию, воображение.
(Рисование, аппликация на камне)
Слайд18
Игра с камешками – применима для индивидуальной и групповой арт-терапии. Снятие усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Способствует активному развитию познавательной сферы, задействованы все психические процессы: память, внимание, восприятие, воображение, делая умозаключения, активно включается мыслительная деятельность.
Слайд 19
Коллективное панно с применением разноцветных камешков по сказке Бажова «Серебряное копытце».
Слайд 20
Перебирая камушки, дети замечают, что одни камни гладкие, другие шероховатые, с острыми углами. Отвечая на вопросы «почему», «где много камней» делаем умозаключение. Морские волны, набегая на берег и перекатывают камни с места на место. В морской воде, камни бьются друг о друга, они становятся гладкими – гладкими, без единого уголка. На речке нет таких волн, как на море, поэтому камни с острыми углами. Предлагаю поискать камешки, по дороге домой.
Рассматривая, дети делают вывод: что они невзрачные, шероховатые. Рассуждая, ребёнок придумывает обозначение таким камням - дорожные. Работа с камушками предоставляет пространство для творчества и исследования,
Камень в руке, такой твёрдый и холодный. А через время, если прикоснуться камнем к щеке, он теплый, но твёрдый. Сжимай в руке его, сколько хочешь, форму он не поменяет. Это не пластилин. Испытывали камень на прочность. Убедились – его не разбить и гвоздь в него не вбить. Осторожно опускали его в воду, и он мгновенно тонул. Он тяжелее воды. А мокрый камень становился темнее, ещё красивее.
Слайд 21
Музей камней
Слайд 22
Камни очень разные, потому что природа их образования разная. Свою форму они обретают благодаря ветру и воде. Есть пословица: «Капля камень точит».
(Камни твёрдые, прочные, тяжелее воды)
Слайд 23
Применение камнетерапии в закаливающих мероприятиях.
Слайд 24,25
Поздравления родителей с праздником. «День влюбленных».
Слайд 26
Дети на прогулке делают снежные постройки из снежных камней.
Слайд 27
Вывод:
Камнетерапия является одной из форм арт-терапии, использующей возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Кроме того, отмечается и терапевтический эффект данного метода психокоррекции: это стабилизации деятельности сердечно-сосудистой системы, снятие мышечного напряжения, укрепление эмоциональной сферы (С. Столярова, О. Афанасьева, А. Черняева, М. Киселева). Манипуляция с камешками помогает детям с ОВЗ снять излишнее напряжение, усталость, вступать во взаимодействие с другими детьми.
Слайд 28
Игры с камнями в сочетании с песком и водой дают мощный психотерапевтический эффект. Буквально за несколько сеансов снимаются тревожность, страхи. Эмоциональное состояние ребенка нормализуется. Поэтому рекомендую всем педагогам использовать эти приемы работы с тревожными детьми.
Камень символизирует что-то надежное, крепкое. Это - природный материал, при манипуляции с которым ребенок успокаивается, входит в образ и совершенно забывает о своем смущении, робости при общении с другими людьми.
Камень всегда интересовал человека. Камни всегда были связаны с жизнью людей, это материал для строительства жилища и как магический символ. Камень был предметом религии. Он служил, как амулет для защиты от непогоды, голода, болезней. В наше время тоже верят в магическую силу камня.
Для всех камень синоним чего-то крепкого, нерушимого, защищаемого!
Слайд 29
Спасибо!
Список литературы:
1. Зайцева А. А. «Роспись по камешкам»- М. : Эксмо, 2011.
2. Запольских О. Л. Мастер-класс «Литотерапия - как нетрадиционный метод работы с детьми дошкольного возраста» [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 27-29.
3. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М. : “Издательство ГНОМ и Д”, 2008.
4. Пляскина Е. П. Программа эстетического и психоэмоционального развития детей средствами литотерапии и цветотерапии "Самоцветы".https://festival.1september.ru/articles/632028/
5. Черняева А. В. «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КАМНЕТЕРАПИИ».
6. Черняева А. В. «Камнетерапия как общечеловеческая ценность в обеспечении психологического здоровья личности в культурно-образовательном пространстве» – статья.
7. Черняева А. В. «Программа развития эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет» Издательство: Учитель, 2018 г.