Елена Пономарёва
Составление синквейна-загадки «Моё любимое животное»» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание деятельности.
Цель:развитие речи дошкольников с помощью технологии «синквейн».
Задачи:
Обучающие:
- закрепить умение детей работать с технологией «синквейн» и снквейн–загадка, моделью-алгоритмом;
- закрепить знания о частях речи, о предложении (использование прилагательных и глаголов, синонимов и графическое изображение предложения);
- формировать умение самостоятельно составлять синквейн- загадку без опоры на алгоритм-модель.
Развивающие:
- уточнить, обобщить и активизировать словарь по теме «моё любимое животное»;
Публикация «Составление синквейна-загадки „Моё любимое животное““ в старшей группе» размещена в разделах
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
- развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.
Воспитательные:
-воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, не перебивать во время выполнения задания;
-воспитывать у детей навыки самоконтроля за речью.
Оборудование: работы детей, изготовленные с родителями,аудио- запись песни «От улыбки» слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского, колокольчик, не большой мяч для игры
Предварительная работа:дидактические игры для развития речи (цель:научить детей согласовывать слова в предложении; пользоваться понятиями: слово-предмет, слово-действие, слово-признак; правильно оформлять свою мысль в виде предложения, работа с родителями- ознакомление с игровым приёмом- синквейн-загадка,составление синквейна по другим лексическим темам (в течение учебного года, выставка работ на тему «Моё любимое животное».
Активизация словаря: синквейн-загадка, нерифмованное стихотворение
Индивидуальнаяработа с Леной (не активна на занятиях, составляет предложения с ошибками)
Этап деятельности, задачи, методы, указания Деятельность воспитателя Деятельность детей Планируемый результат
1 этап. Вводная беседа.
Коммуникативно-речевая игра «Ласковое слово»
(Цель: дать возможность каждому ребёнку почувствовать себя в центре внимания настроить детей на положительные эмоции)
(Заходят в группу, встают полукругом)
(дети заходят в группу, звучит песня «От улыбки» слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского). Выключаю музыку.
- Здравствуйте, дети! Сегодня чудесная погода, ярко светит солнце и совсем нет ветра. Скоро лето.
Я предлагаю начать наше занятие с игры.
Вставайте в большой круг и давайте подарим друг другу улыбку и “ласковое слово”.(звоню в колокольчик, дети строятся в круг)
- Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Волшебный мячик я возьму и ласковое слово другу подарю. (передаю рядом стоящему ребёнку мячик и говорю ему ласковое слово).
-Как чудесно себя чувствуешь, когда все кругом улыбаются. Правда, ребята?
На прошлом занятии мы с вами говорили о животных.
Давайте вспомним загадки, которые вы загадывали о домашних животных.
-Молодец, Миша! Кто ещё загадает нам загадку?
-Спасибо, Ариша.
А, теперь моя загадка.
Борода да рожки
Бегут по дорожке.
Кто же это?
Дети заходят в группу под песню «От улыбки»
Встают в круг
Передавая мяч, говорят другу ласковое слово.
-да
- о домашних.
- Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи! (собака)
- Вместо хвостика — крючок,
Вместо носа — пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый.
-козочка.
Вводная беседа и игра вызвали интерес детей к предстоящей деятельности и настроили их на получение новых знаний.
2. Этап.
Основной.
Дети садятся за столы.
Артикуляционная гимнастика «Домашние животные»
Пальчиковая гимнастика:
«У зверей 4 лапы»
Ребёнок выходит к доске.
Использование игрового приёма.
Проходите за столы, ребята.
-В пятницу, я задала вам домашнее задание. Лена, расскажи, пожалуйста, что вам надо было сделать?
-Как правильно называется нескладушка?
Правильно, Никита, синквейн.
Лена, на какую тему надо было придумать синвейн. И не просто синквейн, а загадку.
- Никита, как правильно звучало задание?
-Спасибо, Никита!
-Лена повтори, пожалуйста, задание.
Прежде чем начнём отгадывать вашисинквейны-загадки, подготовим язычок к работе.
(Кошечка лакает молоко, кошечка умывается. Котёнок прыгает вверх и вниз. Лошадка громко и звонко цокает копытцами).(Смотри приложение).
А теперь наши пальчики разомнём.
Пальчиковая гимнастика: «У зверей 4 лапы»
У зверей 4 лапы
(поднимаем и опускаем 4 пальца на руках)
Когти могут поцарапать
(изображаем коготки)
Не лицо у них, а морда
(пальцы соединить в шар, приблизить к лицу)
Хвост, усы, а носик мокрый
(«волна», усы показать, носик обвести)
И, конечно, ушки! (трём уши)
Только на макушке (показать руками)
Кто первый хочет загадать свой синквейн?
О ком же нам рассказал Егор?
Покажи свою отгадку Егор. Правильно, это кролик.
Молодец!
Ребята, давайте подберём ещё слова- признаки к слову кролик.
(Заслушиваем ещё 5 детей- рисунки в приложении).
-нарисовать с мамой нескладушку. (Лена)
-синквейн (Никита)
- (Лена) о домашнем животном.
-Нарисовать синквейн-загадку, вместе с родителями и принести сегодня в группу, рассказать о любимом животном.
-(повторяет Лена)
Выполняют артикуляционную гимнастику.
Выполняют пальчиковую гимнастику (детям она знакома)
Егор. (смотри приложение)
-о кролике.
Ответы детей.
Дети учатся рассуждать на заданную тему
Подготовили артикуляционный аппарат к работе.
Пальчиковая разминка способствует развитию речи детей
Закрепили умение работать с моделью-алгоритмом, подбирать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, обобщили и активизировали словарь по данной теме.
3. Итог занятия.
Какие интересные загадки-синквейны у вас получились. Скажите, пожалуйста, что на сегодняшнем занятии вам понравилось больше всего? А что было сложного при составлении синквейна?
Чья загадка вам понравилась больше всего? Почему?
Скажите, а родителям было трудно или легко составлять вместе с вами такую не обычную загадку.
Почему вы так решили?
Я вижу, что вам понравилось составлять синквейн, в следующий раз.
Мы с вами ещё не раз вернёмся к синквейну и будем загадывать разные загадки друг другу. Спасибо за интересное занятие, вы можете иди играть.
-ответы детей. Развиваем речьдетей с помощью игрового приёма «синквейн-загадка». Развиваем внимание, логическое мышление, память, воображение
Совершенствуем грамматический строй речи (использование прилагательных и глаголов);