Ольга Мищенко
Проект в младшей разновозрастной группе «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в младшей разновозрастной группе :
«Развитие речи детей средствами устного народного творчества».
Подготовила и провела: Мищенко О. Н.
Актуальность проекта :
«Язык народа- лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни». К Ушинский.
Публикация «Проект в младшей разновозрастной группе „Развитие речи детей средствами устного народного творчества“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Проекты творческие
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, заклички, считалки, колыбельные).
Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа.
Цель проекта :
Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.
Задачи проекта :
Знакомить детей с окружающим миром- природой (растения, животные, птицы, с укладом жизни и быта русского народа.
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Приобщать родителей к процессу развития ребенка средствами устного народного творчества, используя различные методы и приемы работы с родителями.
Содержание практической деятельности
Этапы реализация краткосрочного проекта :
1 этап — составление плана работы:
— развитие речи детей средствами народного творчества;
— изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2 этап — работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества :
-разработать цикл организованной деятельности, мероприятий, развлечений, игр-драматизаций по теме проекта;
— разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок, закличек).
3 этап – работа с родителями:
— консультации по теме проекта;
— создание тематических папок - раскладушек с участием родителей;
— родительское собрание на тему «Устное народное творчество- как фактор развитии речи детей» (консультация);
-анкетирование родителей.
Методы и приёмы, используемые на проекте :
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: чтение, разучивание, сочинение сказок.
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольные игры.
1-й этап
Направление и содержание работы
— Изучение литературы.
Цель: пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей; составление плана самообразования на проекте (июнь-август).
— Работа с родителями.
Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей (в течении учебного года).
2-й этап
Работа с родителями
— Родительское собрание на тему «Устное народное творчество- как фактор развития речи детей.»
— Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей.
— Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»
— Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Потешки, песенки»
3-й этап
Содержание практической деятельности с детьми:
— Показ кукольного театра по сказке «Теремок», «Колобок» (июнь)
— Знакомство и обыгрывание потешек :«Водичка, водичка умой моё личико», «Травка-муравка со сна поднялась…» (июнь)
— Показ настольного театра: «Репка» (июль).
— Знакомство и обыгрывание потешек: «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи» (июль).
— Использование картотеки по русским народным играм : «Огуречик, огуречик», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток». (в течении всего периода).
— Показ сказки «Курочка Ряба» (куклы — марионетки) – август.
— Знакомство и обыгрывание потешек: «Как у нашего кота», «Солнышко — колоколнышко» — август.
— Инсценирование фрагментов сказок о животных :«Заюшкина избушка», «Теремок».– август.
Анкета
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы педагогов по русскому народному фольклору с дошкольниками.
1. Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?___
2. Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?___
3. Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?___
4. Надо ли знать народные сказки и былины?___
5. Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?___
___
6. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?___
7. Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком?___
8. Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?___
9. Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре?___
10. Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?___
___