Светлана Причислова
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-тренировочном процессе на занятиях по художественной гимнастике
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения, существующие законы, количество здоровых детей и подростков (по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны детей и подростков) снижается год от года.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-тренировочном процессе на занятиях по художественной гимнастике» размещена в разделах
- Виды спорта
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Художественная, спортивная гимнастика и акробатика в детском саду
- Темочки
Художественная гимнастика относится к тем видам спорта, которые наиболее гармонично и многопланово влияют на физическое развитие человека. Именно в этом кроется секрет ее популярности вчера, сегодня и в будущем. Здесь налицо и физическая подготовка, и эстетическая привлекательность и положительное влияние на развитие личности в целом.
В целях совершенствования системы практической работы на этапе начальной подготовки считаю необходимым внедрение новых здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии – такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью. На практике – это совокупность методов и приемов педагогической работы, комплекс профилактических и коррекционных мероприятий, дополняющих и обогащающий традиционные формы работы с детьми. Разнообразить спортивную деятельность можно используя современные здоровьесберегающие технологии : ритмопластика, фитбол-гимнастика, степ-аэробика, пилатес, йога в игре, игровой массаж, дыхательная гимнастика. Используя здоровьесберегающие технологии, придерживаюсь принципа «Не навреди!». Еще в начале этой деятельности по применению здоровьесберегающих технологий на занятиях удалось привлечь внимание к проблеме и заручиться поддержкой родителей.
На этапе начальной подготовки активную использую ритмопластику – предмет, обучающий детей свободному владению своим телом. Ритмопластика базируется на хореографии. В основе ее лежит обучение управлять своим телом через работу всех мышц. Достигается это систематическими упражнениями, повторяющимися регулярно в течение всего учебного процесс. Постепенно через умение управлять своими мышцами начинается вырабатываться навык раскрытия эмоционального внутреннего состояния ребенка. Использование на занятиях ритмопластики танцевальных композиций, в которых радостное, веселое соседствует с лирическим, спокойным, вырабатывает у детей навык эмоционального регулирования своего состояния. Ритмопластика способствует формированию двигательных навыков и умений, но это не цель, а средство для развития способностей ребенка.
Детский пилатес – специально составленная программа на основе базовых упражнений Pilates, адаптированных к детям различного возраста. Упражнения делаются медленно, плавно и требуют концентрации внимания, контроля за техникой их выполнения и правильного дыхания. Упражнения этой системы позволяют при минимальной нагрузке на позвоночник укрепить мышечный корсет, не наращивая при этом объема мускулатуры. Развивает координацию, улучшает гибкость.
Йога в игре (упражнения системы Хатка-йога) нацелены на развитие свободы в движениях, координации и гибкости, а так же снятие мышечного напряжения. В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике Хатка-йога основное внимание уделяется статическому поддерживанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Упражнения снимают усталость, приносят успокоение, укрепляют слабые мышцы, улучшают осанку. Еще одна важная особенность йоги – сочетание физических упражнений с расслаблением и дыхательной гимнастикой.
Движение человека с оптимальным уровнем развития гибкости предельно точны и рациональны, что в значительной степени облегчает, ускоряет любую деятельность, экономит внутренние энергетические ресурсы. Воспитание гибкости создает благоприятные предпосылки для совершенствования других физических качеств, недостаточное развитие какого-либо из которых снижает двигательные возможности ребенка, уменьшает уверенность в успешном выполнении движений. Поэтому в программу по художественной гимнастике были включены новые системы, воздействующие на воспитание гибкости, координации.
Аэробика – синтез гимнастики и танца. Для детей носит игровую направленность и продолжается не более 15-20 минут.
Степ-аэробика – танцевальная аэробика с применением специальных невысоких платформ – степов. Это нестандартное пособие предназначено для работы с детьми 6-11 лет, способствующее формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия, укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, усиливающей обмен веществ, совершенствующее точность движений, развивающее координацию, уверенность, эстетический вкус и интерес к занятиям, в целом улучшающее психологическое и эмоциональное состояние ребенка.
Фитбол - гимнастика – улучшает координацию, развивает чувство равновесия, активизирует произвольное внимание, вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. Упражнения с фитболом укрепляет мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет. Фитбол является уникальным оздоровительным тренажером, но и может использоваться как обычные мячи в играх и эстафетах.
Главными критериями результативности по использованию здоровьесберегающих технологий считаю следующие :
• влияние их на личностное развитие ребенка;
• увеличение резервов здоровья ребенка, снижение утомляемости;
• готовность ребенка легко адаптироваться к более высоким нагрузкам.
Благодаря использованию в системе разнообразных здоровьесберегающих технологий, применяемым в учебно-тренировочном процессе, удается в конце обучения на этапе начальной подготовке сформировать устойчивый интерес к здоровому образу жизни, желание заниматься в спортивной секции; значительно повысить уровень физической и специально-двигательной подготовки, улучшить психоэмоциональное состояние.