Елена Спицына
Творческий проект «Гуленьки», «Русский фольклор и родное слово». Вторая младшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад № 4 «Родничок»
Творческий проект «Гуленьки».
Тема «Русский фольклор и родное слово».
Выполнил воспитатель
МДОУ
«Детский сад № 4 «Родничок»
Спицына Елена Алексеевна.
П. Шайгино
2014-2015
ПЛАН
1. Паспорт проекта.
2. Актуальность темы.
Темочки:
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
• Направленность на удовлетворение личной заинтересованности и личностных потребностей участников проекта.
• Ориентация на наиболее актуальные проблемы воспитания современных детей.
• Цели, задачи творческого мероприятия.
3. Содержание проекта.
• Гуманистическая направленность.
• Соответствие содержания современному уровню развития социума, культурной жизни и возможностям личного роста.
• Опыт творческой деятельности (способы творческого преобразования действительности) и опыта отношений личности (система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений).
4. Методы и формы проекта.
• Обоснование выбора форм и методов.
• Возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.
• Работа с социумом, родителями.
5. Реалистичность и реализуемость проекта.
• Практическая часть (материалы практического характера (авторское планирование, проекты занятий, дидактический материал, другие разработки). (Приложение.)
• Эффективность проведённой работы по результатам диагностических исследований. Выводы.
6. Заключительный этап проекта («Посиделки»).
• Литература.
1
Паспорт проекта
1. Творческий.
2. Долгосрочный (учебный год).
3. Участники : дети 2 младшая группа, родители, педагоги.
4. Участники-специалисты: музыкальный руководитель, работники библиотеки и дома культуры.
5. Предполагаемый результат.
6. Диагностические исследования.
7. Презентация проекта : развлечение «Посиделки».
Актуальность темы
«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пресмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
Л. Н. Толстой
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры : песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека. Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства помним: «Аты-баты, шли солдаты.» Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.
2
Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины».
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
О значении родной культуры в воспитании подрастающего поколения нельзя сказать лучше, чем это сделал Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Он всем желал жить в сфере добра и эта сфера в значительной степени должна создаваться самими людьми из добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Злое забывается быстрее, чем доброе, потому что вспоминать хорошее приятнее, чем злое.
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребёнка. И наша задача – научить детей видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.
Обязательное условие успешного влияния на детей – это искренняя любовь к ним. Любовь – творец всего доброго, сильного, тёплого и светлого.
ЦЕЛИ
o Воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству.
o Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений со взрослым и друг с другом, как нравственные основы социального поведения.
o Обогащать эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями, с помощью различных фольклорных жанров.
ЗАДАЧИ
o Познакомить детей с предметами русского быта и их назначением. (Музейная комната).
o Знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)
o Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.
o 3
Содержание проекта
Практика показывает, что легкость и непринужденность применения игровых форм в разных видах деятельности во многом помогает преодолеть языковой и культурный барьер, возникший между поколениями "дедов" и "внуков".
При знакомстве детей с народной культурой совершается активное, творческое усвоение многих, казавшихся уже отмерших и застывших традиций народной культуры, многих полезных истин из "бабушкиного сундучка".
В течении учебного года мы с педагогами пополняли музейную комнату необходимыми предметами народного быта. Открыли театральную студию, изготовляли пособия к различным видам театров, атрибуты к играм.
Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают педагогам "разговорить" детей.
Во время умывания, причесывания малышей знакомили их с песенками "Водичка, водичка. ", "Расти, коса. " и другими. После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняли значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в "дочки - матери", как бережно относились к своим куклам.
Дети взрослели и нужно было подбирать фольклорный материал с более сложным смыслом. Перед детьми ставилась задача не только запомнить текст, но и эмоционально проиграть и обыграть его. Дети всей группой учились двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т. д., в зависимости от того, о чем песня.
Например, в потешке:
Тень, тень, потетень,
Выше города плетень,
Сели звери на плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
"Всему лесу я краса!"
Похвалялся зайка:
"Поди, догоняй-ка!"
Далеко не все дети могли передать характер персонажа. Но постепенно каждый ребенок в группе мог сыграть любую роль. Во второй половине учебного года много времени уделялось рассказыванию сказок.
4
Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, выразить отношение к ее персонажам. Среди детей неоднократно проходили конкурсы на лучший рисунок или поделку по мотивам сказок, например, "Что за чудо эти сказки. ", "Кого встретил Колобок?". Проводились игры - драматизации отдельных эпизодов по желанию детей. Этот этап самый кропотливый, но и самый интересный.
Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети в повседневной жизни самостоятельно научились их применять: "Семеро одного не ждут", "Поспешишь - людей насмешишь», «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож» и др.
Изучая пословицы о труде, дети оказались моими активными помощниками в создании картотеки пословиц и поговорок. Они дома с родителями отыскивали их, а в детском саду мы вместе объясняли их смысл, учились понимать, в каких ситуациях можно их применять. Ребята часто подбадривали друг друга: "Терпение и труд все перетрут", "Дело мастера боится", "Закончил дело - гуляй смело". На досуге проводились соревнования "Продолжи пословицу".
Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире, проводились игры и упражнения, полезные для детского ума - это загадки: "Кто и что это?", "Я загадаю, а ты отгадай", "Подскажи словечко". Поначалу непросто было научить детей отгадывать загадки. Но при внесении игрушек, при наблюдениях, при использовании загадок – рифмовок дети полюбили их. С нетерпением ждали они вечеров загадок, когда к ним приходила бабушка - Загадушка. Она приносила в своей корзине природный и бросовый материал для изготовления поделки — отгадки к новой загадке.
Традиционными в экологической комнате стали выставки рисунков, аппликаций, фигурок из пластилина, выполненных по мотивам произведений устного народного творчества. На них приглашали детей из других групп и сотрудников детсада.
Важное значение в работе придавалось обучению детей народным сюжетным, подвижным и хороводным играм. Даже научив детей свободно общаться с традиционной игрой, нельзя еще достичь главной цели - чтобы дети играли сами, без участия взрослых. Это одна из проблем - дети очень мало и неохотно играют в сложные игры, если ими не руководят взрослые. Во многом это объясняется отсутствием соответствующих игровых навыков. Постепенно, побуждая интерес детей к совместному и самостоятельному проведению игр, мы знакомили их с обрядовыми, досуговыми, подвижными, сюжетными играми.
5
Рассматривали с ребятами предметы быта и искусства в музейной комнате, заинтересовывали национальными обычаями, фольклором. Рассказывали о сюжете игры, поясняли роль водящего, применяли считалки.
Дети узнали множество различных игр: "Гуси - лебеди", "Васька-кот", "У медведя во бору", "Плетень", "Взятие снежного городка", "Жмурки" и многие другие. В ходе любой игры мы привлекали внимание детей к ее содержанию, следили за физической нагрузкой, поддерживали эмоционально - положительное настроение, взаимоотношения детей. Одним словом, стремились научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.
В группе созданы необходимые условия для игр. Собрана картотека народных игр с правилами и их описанием. В доступном месте - маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр. В музейной комнате была оформлена выставка, содержащая предметы старины (ухват, чугуны, туеса, самовар и др.).
Почти все музыкальные занятия включают в себя хороводные игры, элементы фольклора, использование народных инструментов. На физкультурных занятиях разучены народные игры с предметами : "Удочка", "Жмурки с колокольчиком", и другие. Народные игры способствуют воспитанию мыслительной активности, физическому развитию детей. Каждая игра ставит ребенка в такую ситуацию, когда его ум должен работать живо и энергично. В результате его действия становятся все более осмысленными и целенаправленными.
Методы проекта
Заучивание потешек, прибауток, закличек.
Использование пословиц, загадок, поговорок.
Чтение художественной литературы.
Использование русских народных песен и танцев.
Проведение русских народных игр.
Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
Применение игрушек и изделий народных промыслов.
Представление кукольного театра.
Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
Рассказ о народных обычаях и традициях.
Рассматривание иллюстраций о русском быте.
Беседы, вопросы, разъяснения.
Сюрпризный момент.
6
Формы проекта
Режимные моменты.
Комплексы утренней гимнастики.
Непосредственно образовательная деятельность.
Совместная деятельность.
Праздники и развлечения.
Наблюдения в быту и природе.
Экскурсии в детскую библиотеку.
Организация конкурсов рисунков и поделок.
Посещение тематических выставок в музейной и экологической комнатах ДОУ.
Просмотр спектаклей в театральной студии ДОУ, Доме Культуры «Новогодняя сказка», мультфильмов, слушание музыки.
Встреча с интересными людьми.
Работа с родителями
Наша работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводили с ними короткие беседы, консультации. Также разъясняли, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. В течение учебного года мамы и папы помогали собирать по крупицам старинные предметы быта для нашей музейной комнаты, где дети увидели прялку в действии, "варили" обед в чугунке, пили чай из самовара. Организовывали вместе выставки «Дары Осени», «У мамы руки золотые», «Игрушки нашего детства». Также родители с большим интересом ежегодно принимали участие в проведении народных праздников и развлечений. Традиционными стали проводы масленицы, Осенины. Проводились развлечения с приглашением бабушек "Бабушкины игры", конкурсы "Коса - девичья краса", "Наши руки не знают скуки" и многие другие. По родительской инициативе в музее оформлен альбом "Уголок России", где собраны рисунки взрослых о своей малой родине.
Реалистичность и реализуемость проекта
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык.
7
Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно представление разнообразных жанров, включение во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.
Применение на музыкальных занятиях, элементов устного народного фольклора, эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей. Знакомя детей с малыми фольклорными формами, можно использовать предметы народно-прикладного искусства и русские народные музыкальные инструменты дудочки («…Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду…Потерял пастух дуду…»); свирели («Ай, люли-люли.»); рожки («Ту-ру-ру…Ой, ребята, та-ра-ра…»); гусли («Трень-брень, гусельки, золотые струнушки…»); балалайку («Тинь-тинь…»); деревянные ложки («Курочки клюют зёрнышки») и пр. При работе над танцевальными движениями, в играх, хороводах тоже используются загадки, поговорки, речедвигательные упражнения. В прослушивании музыкальных произведений на занятии, музыкальный руководитель подбирает маленькие отрывки из русских народных сказок, пословицы, загадки, поговорки, что позволяет развивать и формировать нравственно-эстетические, патриотические идеалы, понимание прекрасного, формирование здорового образа жизни.
В процессе разучивания песен в своей работе воспитатели используют песенки-потешки, песенки-пестушки, заклички, скороговорки, загадки для достижения художественно-выразительного и качественного исполнения, устойчивых навыков правильного и точного интонирования мелодии, формирования музыкально речевой активности.
Во всех видах деятельности с детьми, воспитатели используют устный народный фольклор (потешки, загадки пословицы, поговорки, считалки, поговорки, заклички, припевки, которые способствуют развитию у детей памяти, речи, ритмических способностей, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к разным видам деятельности.
Все это способствует эмоциональному восприятию песни, формированию у детей музыкально-эстетических чувств, ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливают положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в разных видах детской деятельности. Так закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величия человеческого духа.
8
Примерный список литературы для чтения детям
Русский фольклор. Песенки, потешки, заклички.
«Пальчик-мальчик…», «Заинька, попляши…», «Ночь пришла…», «Сорока, сорока…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Тили-бом! Тили-бом.», «Как у нашего кота…», «Сидит белка на тележке…», «Ай, качи-качи-качи…», «Жили у бабуси…», «Чики-чики-чикалочки…», «Жили у бабуси…», «Кисонька-мурысенька…», «Заря-зареница…», «Травка-муравка…», «На улице три курицы…», «Тень-тень-потетень…», «Курочка-рябушечка…», «Дождик, дождик, пуще…», «Божья коровка…», «Радуга-дуга…».
Сказки.
«Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса, обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок – чёрный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок»,
обр. Е. Чарушина.
Предполагаемый результат
Успешность реализации поставленных задач зависит от ряда факторов и, прежде всего, от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребёнок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.
Эффективность воспитания и обучения достигается путём кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.
Сформированная предметно-развивающая среда и условия для обогащения разнообразной художественной деятельности детей.
Ребё нок к концу учебного года:
самостоятелен, активен, проявляет инициативу в художественной деятельности, имеет яркую индивидуальность;
эмоционально отзывчив на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведений искусства, имеет практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.
Повышение профессионального уровня управления процессом художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Созданная модель взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии детей.
9