МААМ-картинки

Творческий проект для детей средней группы «Путешествие в страну Батик»

Ульданова Чулпан Радифовна
Творческий проект для детей средней группы «Путешествие в страну Батик»
▼ Скачать + Заказать документы

Творческий проект

«Путешествие в страну БАТИК»

Руководитель проекта :

Старший воспитатель Ульданова Чулпан Радифовна

Участники проекта : воспитанники средней группы.

Время проведения:

январь 2015 г. – апрель2015г.

Цель проекта :

Публикация «Творческий проект для детей средней группы „Путешествие в страну Батик“» размещена в разделах

Развитие творческих способностей у детей посредством приобщения к прикладному искусству. Формирование общей культуры детей школьного возраста через приобщение к художественно- творческой деятельности (техника батик)

Задачи проекта :

1. Выявление способностей у детей в области декоративно-прикладного искусства.

2. Приобретение детьми опыта творческой деятельности.

3. Формирование навыков работы с различными материалами.

4. Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.

5. Формирование у детей умения воспринимать и оценивать культурные ценности.

6. Формировать у детей практические умения и навыки выполнения росписи ткани (холодный батик).

Описание проекта :

Проект «Путешествие в страну Батик»

1. Цели проекта

2. Задачи проекта

3. Ожидаемые результаты

4. Из истории батика

5. Идея проекта

6. Техника выполнения батика

7. Тематический план

8. Материалы, инструменты, оборудование

9. Правила техники безопасности

10. Заключение

11. Список литературы.

Ожидаемые результаты:

Дети должны знать:

• историю художественной росписи тканей

• законы композиции;

• основы цветоведения;

• некоторые понятия, термины изобразительного искусства батик

• способы, приемы и различные технологии росписи ткани.

• материалы, инструменты и оборудование, необходимые для росписи

• технику безопасности при работе с различными материалами и инструментами

Уметь:

• правильно пользоваться инструментом для росписи

• выбирать и обрабатывать ткань для росписи

• выполнять различные техники росписи ткани

• организовать свое рабочее место

• сознательно выбирать расположение и формат работы в зависимости от содержания, составить композицию;

• передавать фактуру, создавать несложные орнаменты;

• активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания.

Из истории батика,

Батик — это обобщенное название разнообразных способов художественной росписи по ткани. Само слово Батик (batik) — индонезийское. В переводе с индонезийского языка -ba — означает хлопчатобумажную ткань, а -tik — “точка” или “капля”. Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.

В основе искусства изготовления батика лежит принцип резервирования — покрытие не пропускающим краску составом тех мест на ткани, которые должны образовывать контуры рисунка. Искусство росписи ткани издавна (по некоторым источникам с первого века н. э.) практиковалось в древних цивилизациях Шумера и Перу, в Китае, Африке, и Японии, Индии, странах Ближнего Востока. Однако родиной этого искусства называют Индонезию, в частности, остров Ява. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Традиционное искусство яванского батика — это не просто роспись по ткани. Она считалась священной, употребляясь в качестве оберега.

В дословном переводе с яванского слово «батик» означает рисование горячим воском. В колорите классического Яванского батика мы не увидим большого разнообразия цветов, тем не менее, они отличаются своеобразным сдержанным колоритом: здесь можно найти цвет слоновой кости, оттенки коричневого и наиболее яркую синюю краску — индиго. Каждая семья мастеров имела свои рецепты изготовления красок, которые являлись тайной, и свои рисунки, которые передавались из поколения в поколение. Зачастую рисунки на ткани говорили о кастовой принадлежности своего хозяина, а повторять рисунки царской, королевской одежды было строго запрещено. В приданом каждой девушки обязательно были предметы, выполненные в технике батика — одежда, ткани для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома. Ткань для батика готовили в несколько этапов: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Процесс изготовления батика был сложным и трудоемким, состоял из следующих друг за другом операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, которые повторялись для каждого цвета. Порой на изготовление одного батика уходил не один день и даже месяц!

С 19 века в Европе батик нашел применение в декоративных тканях. Современный батик отличается огромным многообразием техник исполнения. Применение акриловых красителей вывело искусство декорирования ткани на новую ступень развития.

В России батик появился примерно в 20 годы ХХ века вместе с увлечением стилем "модерн". Мода времён НЭПа обусловила спрос на роскошные шёлковые шали, платья с ассиметричным рисунком. Вскоре батик был обвинён в мещанстве и увлечение им прошло. В 50-е годы появился лозунг: " Каждой женщине по красивому платку!". Потом в технике батик стали декорировать ткани для оформления сцен в театрах, для оформления кафе, концертных залов.

Сейчас батик очень популярен. Дизайнеры одежды, интерьеров, художники обращаются к этой технике, создавая стильные и красивые сюжеты! В технике батик можно привести в соответствие элементы интерьера: настенные панно, сиденья стульев, декоративные подушки, салфетки, скатерти, шторы и создать единый стиль, который вы пожелаете. Конечно, всё можно купить в магазине, но ваше изделие будет одним единственным в своём роде.

Идея проекта.

Проект «Путешествие в страну Батик» относится к художественно – эстетической направленности. Он направлен на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, внутренней культуры, приобщение к миру искусства.

Актуальность данного проекта - практическая значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение выполнить, создать панно, платок, шарф, скатерть, подушку, галстук, элемент одежды или ансамбль в целом, абажур, ширму, декорацию и т. д.

Участие в различных видах деятельности помогает реализоваться личность ребёнка, стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать культуру своего народа и народов мира. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе.

Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.

Техника выполнения батика.

Батик — это вид ручной росписи по шёлку. На шёлк (влажный, сухой, горячий) наносится краска, которая закрепляется в течение получаса. За это время она успевает растечься по волокнам ткани, создавая очертания размытости. Если художник желает в своей работе использовать четкие границы и очертания, то в этом случае применяется специальный закрепитель, который называется резерв (обычно изготавливается на основе каучука).

Всего существует несколько видов батика. Основные - горячий и холодный. Они отличаются способом резервирования ткани, впрочем, и сами работы между собой отличаются. Так, холодному батику свойственна четкость контуров и форм, горячий же батик характерен тонкими трещинками, хаотично бегущими по ткани.

Горячий батик.

Для резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Ткань, обработанная воском, не поглощает краску, а также ограничивают ее распространение. Слово “горячий” в названии методики использовано не просто так — ведь художник при создании своей работы использует именно горячий, расплавленный воск. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.

Холодный батик.

Преимущественно холодный батик используется при нанесении краски на шелк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках, которые оснащены

Свободная роспись.

В свободной росписи способность краски растекаться в той или иной степени используется как художественный приём. При этом способе максимально проявляется индивидуальность художника. Владеют этим способом люди подготовленные.

Сухой батик.

Производится по обработанной солевым раствором поверхности. В роли резерва выступает концентрированная тушь, а свободная кистевая роспись производится густыми красками. В результате получаем сочетание графических линий контура и свободную роспись в пределах этих линий

Дополнительные способы:

• узелковый батик - один из древнейших способов росписи тканей. В узелковом батике участки тканей, которые должны быть не прокрашены, завязываются узлом;

• роспись аэрографом - при этом способе краски разбрызгиваются по ткани аэрографом.

Я попробовала расписывать ткани всеми способами, перечисленными выше, и остановилась на холодном батике. Горячий батик кропотливый и трудоёмкий процесс, дети привыкли видеть результат как можно скорее. Не обязательно быть профессиональным художником, чтобы овладеть техникой батика. Произведения искусства, фотографии, собственные творения могут лечь в основу вашей работы. Для этого их нужно скопировать на ткань и раскрасить.

Традиционно для батика используют : шелк, вуаль, шифон, крепдешин, хлопок, лён. Любую ткань перед росписью необходимо постирать, чтобы удалить из нового материала пропитку (аппрет, делающую ткань более жёсткой и непроницаемой для краски. Затем погладить с изнанки, когда ткань ещё слегка влажная.

Расписывается ткань в натянутом виде на раму или пяльцы. Ткань должна быть натянута достаточно сильно, чтобы, намокнув от краски, она не провисала. Но не переусердствуйте: если натянуть шёлк слишком сильно, он порвётся вокруг кнопок. Очень важно не перекосить ткань, натягивая её строго по долевой нитке, чтобы рисунок не исказился. Прежде чем накалывать на раму шёлк, заклейте её скотчем, чтобы не испачкать раму краской. Для натяжения ткани в специальных магазинах продаются рамы различных размеров и кнопки - трезубцы, канцелярские кнопки оставляют на ткани дырочки.

Карандашом переведите рисунок на ткань. Лучше всего приобрести карандаш-фантом, при стирке он исчезает. Обыкновенный карандаш тоже можно использовать, но отстирывается он плохо и это нужно учесть при нанесении контура.

Чтобы краски не расплывались по ткани, контур рисунка в карандаше обводится специальными контурами (резервами). Контурный состав наносится специальными стеклянными трубочками или выдавливается из тюбиков с наконечниками.

О работе со стеклянной трубочкой.

Опустите конец трубочки в баночку с контуром и через противоположный конец втяните ртом состав. Заполните трубочку наполовину, затем оботрите её бумажной салфеткой, держа загнутым концом вверх.

Линию контура проводите быстро и уверенно, так как, при отрыве в местах более замедленного движения могут образовываться капли. Контур обязательно должен быть замкнутым, иначе при росписи краска перетечёт на соседний участок. По окончании нанесения контура, трубочку промойте в бензине.

Контур (резерв, нанесённый на ткань, должен сохнуть в течение 1-2 часов.

Теперь можно перейти к самой интересной работе - росписи ткани красками внутри контурных линий. В холодном батике краски наносятся кистью или губкой.

Фрагмент зарезервированного участка внутри замкнутой контурной линии необходимо протереть мокрым ватным тампоном и, пока ткань не высохла, нанести краски. Краски наносятся от центра зарезервированного участка к линии контура. Раскрашивание нужно начинать со светлых тонов. Количество цветов не ограничено, всё зависит от вашей фантазии. Работу проводить аккуратно, не торопясь, переходя от фрагмента к фрагменту. Краски следует хорошо растягивать, чтобы не образовывалось загустков. Краски не должны быть слишком жидкими, иначе они поплывут на следующий участок через контур.

Закончив роспись ткани, необходимо её высушить. Хочу предостеречь от сушки феном готового батика, результат может быть непредсказуем! Уже имея определённый опыт, вы будете знать, какой будет результат при сушке феном той или иной расписанной вами ткани. Затем необходимо зафиксировать рисунок с изнанки утюгом при температуре глажения данной ткани в течение 3-5 минут.

Стирать расписанную ткань в технике батик, можно, как правило, через 48 часов после росписи и фиксации при температуре 40-60 градусов мягкими моющими средствами без отбеливания.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание

Время проведения

1. Беседа «История батика». Просмотр презентации. Выставка литературы по батику.

Январь

2. «Моя первая картина». Приемы ведения росписи в технике холодного батика. Выбор эскизов. Январь

3. Роспись ткани применением серебряного резерва «Волшебная улитка». Работа с цветным контуром. Эскиз. Контур. Заливка цветом. Январь

4. Свободная роспись с применением прозрачного резерва «Домашние цветы ЦИКЛОМЕНЫ». Эскиз. Контур. Заливка цветом. Февраль

5. Роспись ткани с применением золотого резерва «Тюльпаны». Эскиз. Контур. Заливка цветом. Февраль

6. Роспись ткани с применением резерва. «Моя любимая кошка». Работа с цветным контуром.

Февраль

7. Роспись ткани с применением контура с блеском «Дикая роза». Эскиз. Контур. Заливка цветом. Февраль

8. Узелковый батик «Радуга – дуга». Прокрашивание узелков

Март

9. Узелковый батик «Цвета природы».

Март

10. Роспись ткани с применением резерва. «Горный пейзаж». Работа с цветным контуром. Эскиз. Контур. Заливка цветом.

Март

11. Роспись ткани с применением резерва. «Садовые цветы ПИОНЫ».

Март

12. Роспись ткани с применением золотого резерва.

«Весна – красна». Эскиз, контур. Заливка цветом Апрель

13. Роспись ткани с применением золотого резерва.

«Башкирские узоры». Эскиз, контур. Заливка цветом Апрель

14. Роспись ткани с применением резерва. Скрытый контур. «Деревня с мечетью»

Апрель

Материалы, инструменты, оборудование.

Для выполнения работы потребуется:

1. Прежде всего, для росписи ткани необходим деревянный подрамник. Главное требование - он должен обеспечивать тугое натяжение ткани. Существуют специальные батичные рамы различных размеров раздвижных ступенчатых конструкций, которые позволяют скреплять рейки, раздвигая их на определенные интервалы. Недостатком такой рамы является то, что платки с обработанными краями не всегда подходят к ним по размеру. Рамы без ступенчатой раздвижки не имеют этого недостатка, с помощью гаек их можно подогнать под любой размер. Прежде чем натягивать ткань на раму, будет нелишним обмотать ее скотчем, это предохранит от окрашивания не только само дерево, но и ваши последующие работы.

2. Кнопки и булавки с головкой потребуются для натягивания шелка на раму. Кнопки рекомендуются для натягивания шелка с необработанными краями. Для готовых платков и шарфов лучше использовать булавки, поскольку после их удаления остаются лишь маленькие проколы.

3. Кисти колонковые или беличьи важнейший рабочий инструмент для росписи шелка, качества и свойства которых зачастую сильно влияют результат работы. Номера 4-10 для окрашивания больших площадей и номер 2 для прорисовки деталей.

4. Тонкая стеклянная трубочка, c помощью которой можно легко и аккуратно выполнить линии и контуры.

5. Мягкий карандаш используется для перенесения мотива на ткань.

6. Камешки, бусины, пуговицы, стеклянные шарики различных размеров пригодятся для узелкового батика.

7. Понадобятся также прочные хлопчатобумажные нитки различной толщины.

8. Краски могут быть и анилиновые, акриловые и даже жидко разведенные масляные.

9. Палитра - белая тарелочка.

10. Пипетки облегчают забор краски из флаконов, а также и их смешивание. Вам пригодится несколько обыкновенных пипеток.

11. Ветошь.

12. Пустые емкости небольшого объема (подойдут баночки от витаминов или от детских соков с плотно закрывающимися крышками) для разбавления и смешивания красителей.

13. Фен ускоряет процесс высыхания краски, с его помощью можно добиваться довольно интересных эффектов.

14. Соль мелкого и крупного помола посыпают на влажную ткань. Благодаря свойству соли притягивать краску можно получать весьма необычные результаты. Для этих же целей используют гранулы мочевины и аммиачную селитру.

15. Утюг нужен для закрепления краски на ткани.

16. Газеты пригодятся при проглаживании готовой работы.

17. Трубочки для коктейля.

18. Большая кастрюля. Для закрепления краски на ткани способом запаривания, а также при выполнении работы в узелковой технике.

19. А также ножницы и несколько стаканов.

20. Ткань для батика и росписи по ткани можно брать любую: бязь, шелк, вискозу, шифон, атлас, хлопок, лен, шерсть… Важно помнить, что от сорта ткани во многом зависит способ закрепления рисунка.

Правила техники безопасности.

1. При натягивании ткани на подрамник следует соблюдать технику безопасности при работе с молотком и колюще-режущими инструментами.

2. При использовании для натяжения подрамника электрического пистолета не беритесь за инструмент влажными руками, не оставляйте инструмент включённым, не держите ткань руками рядом с выходом скрепок из пистолета, не работайте неисправным инструментом.

3. Резерв для батика, бензин для промывания трубочек – горючие материалы. Открытый огонь исключить.

4. Не готовьте резерв самостоятельно. При нагревании смесь становится взрывоопасно при попадании воды.

Заключение.

Существует красивая легенда о том, как появился батик. Давным-давно жил на свете один мастер. Он очень любил природу, и каждое утро выходил из дома, поднимался на вершину холма и смотрел на раскинувшуюся под ногами тропическую долину. Так он сидел целый день и любовался диковинными цветами, яркими бабочками и переплетением лиан. А вечером возвращался домой.

Однажды мастер захотел запечатлеть всю красоту, которую он видел, но под рукой не оказалось ни холста, ни бумаги. Тогда мастер снял свой шёлковый плащ и нарисовал картину на нём.

Так и родился один из необычных видов рукоделия – батик.

Батик действительно во многом связан с изобразительным искусством. Тот, кто хочет им заниматься должен учиться рисовать. Необходимо обладать умением графического рисунка (для работы резервом, живописными навыками (для работы красителями). Но самое главное необходимо владеть основами композиции. Без этого не создашь оригинальный эскиз будущего изделия.

Список использованной литературы

1. Вайткявичене Р. В. Первоосновы техники батика // Школа и производство. –

1987. – №8.

2. Жохина С. К. Батик. – Ярославль. Академия развития, 2006.

3. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. – М. : Гуманитарный

издательский центр ВЛАДОС, 2005.

4. Корюкин В. П. Батик. Художественное оформление тканей. - Л., 1987.

5. Сараево Ю. С. Роспись по ткани. - Ростов-на-Дону, 2000.

Публикации по теме:

Познавательно-творческий проект «Волшебный лес полон чудес» для детей средней группы Актуальность: Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Дошкольное детство – начальный этап формирования.

Проект для детей группы компенсирующей направленности «Путешествие в страну Огородию» Матрица проекта 1 Название проекта: “Путешествие в страну огородию” 2 Тема проекта: «Овощи, фрукты» 3 Проблемное поле проекта: «Все.

Конспект занятия по ФЭМП для детей средней группы «Путешествие в страну геометрических фигур» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№4 Конспект занятия по ФЭМП для детей средней группы Тема:.

Развлечение по ПДД для детей средней группы: «Путешествие в страну дорожных знаков» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №16 г. Кировск Развлечение по ПДД для детей средней группы: «Путешествие.

Сценарий оздоровительного досуга для детей средней группы «Путешествие в страну здоровья» Цель : -Воспитывать привычку здорового образа жизни. -Учить детей заботится о своём здоровье. Задачи : - Формирование неречевого дыхания.

Сценарий развлечения (для детей средней группы) Путешествие в страну «Здоровей-ка». СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ (для детей средней группы) Путешествие в страну "Здоровей-ка" Цель: Формирование у дошкольников представлений о здоровом.

Сценарий спортивного праздника «Путешествие в страну Неболейка» для детей средней группы. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской.

Спортивный досуг для детей средней группы «Путешествие в страну Кругляндию» Цель: Развивать элементарные двигательные действия; мотивировать к выполнению физических упражнений с положительно – эмоциональным настроением.

Творческий проект «Путешествие в страну профессий» Творческий проект Тема: «Путешествие в страну профессий» (старший дошкольный возраст) Автор проекта: Козлова Наталья Владимировна.

Творческий проект «Разноцветная неделя» для детей средней группы Паспорт творческого проекта «Разноцветная неделя» средняя группа детского сада Автор проекта: воспитатель Жукова Ольга Викторовна - I КК,.

Автор публикации:
Творческий проект для детей средней группы «Путешествие в страну Батик»
Опубликовано: 26 ноября 2017 в 08:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий проект для детей средней группы «Путешествие в страну Батик»» (включая файлы) размещена пользователем Ульданова Чулпан Радифовна (УИ 1364969) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД