Приложение МААМ

Творческий пед. проект «Музыкальная гостиная как инновационная форма муз.-худ. развития дошкольников» для детей 6–7 лет

Елена Сергеевна Берстенева
Творческий пед. проект «Музыкальная гостиная как инновационная форма муз.-худ. развития дошкольников» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Автор проекта:

Музыкальный руководитель МАДОУ детского сада № 47 г. Екатеринбурга:

Берстенева Елена Сергеевна

Паспорт

Название проекта: «Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкально-художественного развития дошкольников»

Основание для разработки проекта

• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Публикация «Творческий пед, проект „Музыкальная гостиная как инновационная форма муз,-худ, развития дошкольников“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

• Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 г. № 497;

• Указ Губернатора Свердловской области о проекте “Уральская инженерная школа” от 06.10.2014 г. № 453 – УГ, с изменениями от 31.05.2016 г. ;

• Устав МАДОУ;

База внедрения проектa/ участники:

МАДОУ детский сад № 47, подготовительная группа, воспитанники 7 и 8-го года жизни, музыкальный руководитель, воспитатели подготовительных групп.

Срок реализации:

Долгосрочный (9 месяцев)

Тип проекта:

музыкально – эстетический, познавательный, творческий

Сроки и этапы реализации проекта

1 этап: Подготовительный. Сентябрь

Постановка цели, формулировка задач. Определение приёмов, методов и форм обучения. Подбор музыкального материала, художественного слова, иллюстраций. Составление плана реализации проекта. Работа с методической литературой.

2 этап: Реализация проекта. С октября по июнь

Деятельность педагогов: обогащение детей знаниями о классической инструментальной и вокально-инструментальной музыке таких композиторов, как П. И. Чайковский, М. И. Глинка, К. Сен-Санс, С. С. Прокофьев, Н. А. Римский-Корсаков.

Деятельность детей: усвоение новых знаний, навыков и умений. Проявление активности, желание выразить своё отношение к музыке композиторов. Изучение инструментов симфонического оркестра, музыкально-дидактические игры с детьми. Рисование, лепка на заданную тему

Реализация проекта предполагает интеграцию различных видов деятельности и комплексность подхода, обеспечивая развитие дошкольников во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

«Познавательное развитие»

«Художественно – эстетическое развитие»

«Социально – коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие»

3 этап: Заключительный. Июнь

Подготовка и проведение итогового комплексного занятия «Путешествие в мир сказок» по произведениям Н. А. Римского -Корсакого и М. И. Глинки. Выставка детских рисунков.

Актуальность выбранной темы

Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания

детей в дошкольном возрасте, то она прозвучит так: «Влюбить детей в хорошую музыку».

Интонационная природа музыки, ее живой процесс, взволнованный или спокойный, прерывистое или плавное повествование, своеобразные вопросы и ответы – все это роднит музыкальную и словесную речь. Решению проблемы развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, подчинены задачи обучения детей различным видам музыкально - художественной деятельности и приобщения к музыкальному искусству: слушание, пение, музыкально - ритмические движения, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах. Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных методов и форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Одной из таких нетрадиционных форм работы и является «Музыкальная гостиная». Она позволяет решить главную задачу – научить детей слушать музыку, сформировать базу для развития музыкальной культуры ребенка, создать в зале особую атмосферу волшебства, таинства, присущего общению с детьми.

Цель и задачи проекта

Цель: Формирование у детей основ музыкальной, эстетической и художественной культуры, создание богатого внутреннего мира ребёнка, развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности.

Задачи:

1. Обогащать духовный мир через высоко - художественные образцы музыкального искусства; приобщать к истокам мировой и русской народной культуры.

2. Развивать эмоциональную сферу; способствовать удовлетворению эстетических потребностей, вкуса, развитию эстетической оценки.

3. Обеспечить полноценное музыкальное развитие каждому ребенку c учетом его индивидуальных возможностей.

4. Расширять музыкально-эстетический кругозор через знакомство с музыкой разных жанров.

5. Развивать воображение, более глубокое эмоциональное восприятие музыки, познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности при реализации проекта.

Методы и формы реализации проекта

Методы реализации проекта:

-наглядно – слуховой;

- наглядно – зрительный;

- словесный;

- поэтическое слово (загадки, стихи, сонеты и т. п.);

- литературный образ сказок;

- описательные рассказы, беседы, постановки вопросов и заданий;

- практический (метод уподобления характеру музыки) включает в себя следующие приемы:

1) моделирование элементов музыки движения (художественное движение, игры-превращения);

2) вокализация (интонирование мелодии, исполнение песен детьми);

3) выражение образного содержания характера музыки мимикой;

4) оркестровка музыкальных произведений (выбор и использование наиболее выразительных тембров инструментов, соответствующих характеру звучания музыки, различение отдельных ее частей);

5) инсценирование песен, подвижные игры.

Формы реализации проекта:

- игровые занятия по слушанию музыки;

- интегрированные занятия;

- слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»;

- утренники, развлечения;

- релаксационные паузы;

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

Цель: Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к ним. 1. Создание музыкальной фонотеки, видеотеки, презентаций, картотеки портретов композиторов, библиотеки биографических данных и этапов творческого пути композиторов, подбор литературного материала, выбор оборудования. Подготовка наглядных пособий. Создание видео персонажей для проведения мероприятий с детьми.

2. Изучение современного педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных классических произведений (публикации О. П. Радыновой).

3. Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальной литературы и нормативных документов по проблеме.

4. Внесение изменений и дополнений в развивающую среду музыкального зала: лэпбук «Музыкальные инструменты», музыкально-дидактические игры («Четвертый лишний», лото «Инструменты музыкально-симфонического оркестра», «Инструменты народного оркестра», картотека «Симфоническая сказка «Петя и волк» С. С. Прокофьева», «Путешествие в театр».

5. Разработка перспективного плана: система занятий, бесед.

2 этап – продуктивный (основной, практический)

Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта.

Проведение музыкальных тематических занятий по проекту, организация совместной и самостоятельной деятельности детей, просмотр видеосюжетов музыкальных композиций, фрагментов из опер и балетов, концертов. Проведение выставок рисунков в конце каждой темы.

Темы месяца:

Октябрь. «Путешествие в мир музыки М. И. Глинки»:

Задачи: предоставить детям возможность для проявления творчества и самостоятельности: услышать содержание музыкальных образов, рассказать о своих впечатлениях.

Краткое знакомство с биографией композитора, информацией о дружбе с А. С. Пушкиным. История создания музыкальных произведений. Слушание и просмотр видео примеров:

Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»,

«Марш Черномора», «Полька», «Попутная песня», «Жаворонок», «Камаринская», «Славься»

Выставка детских работ «Мы рисуем музыку».

Ноябрь. К. Сен-Санс «Карнавал животных»

Задачи: предоставить детям возможность для проявления творчества и самостоятельности: услышать содержание музыкальных образов, рассказать о своих впечатлениях.

Краткое знакомство с биографией композитора. История создания музыкальных произведений. Слушание и просмотр видео примеров:

«Королевское шествие льва», «Куры и петух», «Кенгуру», «Слон», «Лебедь», «Аквариум», «Финал»

Выставка детских работ «Мы рисуем музыку».

Январь. «Волшебные звуки симфонического оркестра». С. С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк».

Задачи: дать понятие о симфоническом оркестре, о группах инструментов; познакомить со звучанием:

- духовых инструментов - флейта, фагот, гобой, кларнет,

- струнных инструментов - скрипка, альт, виолончель, контрабас,

- медных духовых инструментов - труба, валторна).

Просмотр видеосюжетов об инструментах симфонического и народного оркестра.

Изготовление и выставка самодельных музыкальных инструментов: маракасы и пан-флейта.

Февраль. Тематическое занятие «Уральские хороводы».

Задачи:

- воспитывать в детях любовь к народным традициям через народное творчество и игры;

- воспитывать любовь к национальной культуре;

- развивать физические умения и коммуникативные качества.

Знакомство с музыкой и играми разных национальностей Урала (русские, татары, башкиры). Просмотр презентации со слайдами об Урале, проживающих народах, их костюмах и традиций. Пение песен о России и Урале, хороводы с детьми.

Просмотр видео примеров с концертов: русская «Кадриль», «Русский хоровод», «Татарский танец».

Игры с детьми: «Русский плетень», «Золотые ворота», «Юрта», «Татарский хоровод», «Наездник», «Подними монету»

Апрель. Тематическое интегрированное занятие «Музыкальные эскизы». Задачи:

- учить детей искусству слушать музыку;

- обогащать словарный запас музыкальными терминами;

- воспитывать в детях чувство красоты природы, музыки.

- активизировать художественное восприятие детьми музыкальных средств выразительности, развивать творческое воображение детей при слушании и восприятии музыки.

Просмотр видеопрезентации «Весна в произведениях русских художников». Беседа о передаче характера музыки и музыкального образа в движении и рисунке, пение птиц в весеннем лесу. Рисование детьми акварельных эскизов под музыку Чайковского цикл «Времена года. Апрель. Подснежник.»

Выставка детских работ «Мы рисуем музыку».

Май. «Путешествие в музыкальный мир сказок Пушкина»

Задачи: активизировать художественное восприятие детьми музыкальных средств выразительности, развивать творческое воображение детей при слушании и восприятии музыки.

Дети отправляются в путешествие с видео персонажами: ученым котом и белкой. Отгадывают загадки и смотрят презентацию с видео примерами музыкальных произведений. Делятся впечатлениями о прослушанной музыке. Танцуют веселые флешмобы вместе с золотой рыбкой и утятами.

Произведения:

Н. А. Римский-Корсаков тема «Море и Синдбадов корабль» из сюиты «Шехеразада», «3 чуда»: «Белка», «Лебедь», «33 богатыря»; «Полет шмеля». Мусоргский пьесы из цикла «Картинки с выставки» -«Избушка на курьих ножках» и «Балет невылупившихся птенцов»

3 этап - заключительный

Цели: обобщение опыта работы, анализ эффективности реализации проекта.

1. Презентация проекта. Оформление материалов проекта с целью дальнейшей трансляции.

2. Диагностика уровня развития музыкального уровня детей.

Создана предметно - развивающая среда. Составлены конспекты занятий, праздников, вечеров. Созданы музыкально-дидактические игры, лэпбук, картотеки для тематических занятий

У детей возникла потребность посещать культурные площадки города, театры.

Дети научились слушать, анализировать и чувствовать классическую музыку. Узнали об инструментах симфонического и народного оркестра.

Выводы

Работа над проектом получилась интересной, увлекательной, познавательной.

В реализации проектной деятельности дети научились:

1) с большим интересом слушать музыку разных жанров; сосредотачиваться и улавливать детали исполнения;

2) высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки стали более развернутыми и содержательными;

3) словарный запас пополнился новыми словами;

4) танцевальные композиции стали создавать самостоятельно, а также импровизировать и создавать вымышленный образ;

5) определять характер музыки;

6) различать жанры музыкального искусства;

5) называть музыкальные произведения, авторов музыки;

6) называть и различать музыкальные инструменты, уметь их описать;

7) отражать свои впечатления в движении и пластике;

8) участвовать в инсценировках, спектаклях, музыкальных постановках, танцах.

Ну, и, конечно же, получать удовольствие от совместной деятельности. А также, слушать музыкальные произведения разных жанров дома; посещать спектакли, концерты.

В ходе реализации проекта благодаря совместной деятельности взаимоотношения между детьми, музыкальным руководителем и воспитателями стали более крепкими, близкими. Дети стали раскрепощенными, более общительными, уверенными в себе.

Литература

1. Асафьев Б. В. Глинка. - М. ,-Л., 1950.

2. Асафьев Б. В. Русская музыка XIX и начала XX в. - М., 1979

3. Комиссарская М. А. Русская музыка XIX века. - М., 1974.

4. Кремлёв Ю. Камиль Сен-Санс. — М. : Музыка, 1970.

5. Мартынов И. И. Сергей Прокофьев: жизнь и творчество. – Москва: Музыка, 1974. – 560 с: ил., нот. ил. (Классики мировой музыкальной культуры).

6. Соловцов А. А. Жизнь и творчество Николая Римского-Корсакова, 1969

7. Барсова Л. Николай Андреевич Римский-Корсаков, 1989

8. Полякова Л. Картинки с выставки М. Мусоргского.

9. Туманина Н. М. П. Мусоргский. Жизнь и творчество (1939).

10. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1982. – 271 с.

11. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1982.- 94 с.

12. Радынова О. П. Музыкальное воспитание детей, - М., 1994. - 288 с.

13. Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. Для воспитателя и музыкального руководителя дет. сада. - М. : Просвещение, 1990.

14. Интернет – ресурсы: nsportal.ru; maam.ru; musical-sad.ru.

Публикации по теме:

Час двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьмиЧас двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми «Подари ребенку крылья, и он научит тебя летать». Этот девиз стал для меня «путеводной звездой» в педагогической деятельности. Современное.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Презентация «Долгосрочный проект «Музыкальная гостиная» Этот проект хочу презентовать в начале 2018-2019 учебного года. Перед этим хочется, чтобы коллеги познакомились с ним. Название проекта:.

Литературно-музыкальная гостиная «Осеннее настроение»Литературно-музыкальная гостиная «Осеннее настроение» Литературно-музыкальная гостиная «Осеннее настроение» для детей подготовительной к школе группе. Цель: воспитывать в детях чувство прекрасного,.

«Детский альбом П. И. Чайковского». Музыкальная гостиная Звучит "Музыкальная шкатулка" Шостаковича. как приглашение в "филармонию" М. Р. : Сегодня мы собрались с вами на встречу с великим русским.

Музыкальная гостиная, посвященная 175-летию П. И. Чайковского Цель: Закрепить знания детей о творчестве П. И. Чайковского. Задачи: - способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка.

Самообслуживание как важная форма развития трудовых навыков дошкольников Самообслуживание является одним из видов труда дошкольников. Что же такое самообслуживание? Это труд ребёнка, направленный на обслуживание.

Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения. Консультация для педагогов Одной из задач, стоящих перед современном дошкольном образовании, является применение инновационных педагогических технологий. Перед педагогами.

Аквааэробика как инновационная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУАквааэробика как инновационная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ: «АКВААЭРОБИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий пед. проект «Музыкальная гостиная как инновационная форма муз.-худ. развития дошкольников» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 9 марта 2022 в 13:28
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий пед. проект «Музыкальная гостиная как инновационная форма муз.-худ. развития дошкольников» для детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сергеевна Берстенева (УИ 453628) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД