Елена Сергеевна Берстенева
Творческий пед. проект «Музыкальная гостиная как инновационная форма муз.-худ. развития дошкольников» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта:
Музыкальный руководитель МАДОУ детского сада № 47 г. Екатеринбурга:
Берстенева Елена Сергеевна
Паспорт
Название проекта: «Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкально-художественного развития дошкольников»
Основание для разработки проекта
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Публикация «Творческий пед, проект „Музыкальная гостиная как инновационная форма муз,-худ, развития дошкольников“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Подготовительная группа
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
• Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 г. № 497;
• Указ Губернатора Свердловской области о проекте “Уральская инженерная школа” от 06.10.2014 г. № 453 – УГ, с изменениями от 31.05.2016 г. ;
• Устав МАДОУ;
База внедрения проектa/ участники:
МАДОУ детский сад № 47, подготовительная группа, воспитанники 7 и 8-го года жизни, музыкальный руководитель, воспитатели подготовительных групп.
Срок реализации:
Долгосрочный (9 месяцев)
Тип проекта:
музыкально – эстетический, познавательный, творческий
Сроки и этапы реализации проекта
1 этап: Подготовительный. Сентябрь
Постановка цели, формулировка задач. Определение приёмов, методов и форм обучения. Подбор музыкального материала, художественного слова, иллюстраций. Составление плана реализации проекта. Работа с методической литературой.
2 этап: Реализация проекта. С октября по июнь
Деятельность педагогов: обогащение детей знаниями о классической инструментальной и вокально-инструментальной музыке таких композиторов, как П. И. Чайковский, М. И. Глинка, К. Сен-Санс, С. С. Прокофьев, Н. А. Римский-Корсаков.
Деятельность детей: усвоение новых знаний, навыков и умений. Проявление активности, желание выразить своё отношение к музыке композиторов. Изучение инструментов симфонического оркестра, музыкально-дидактические игры с детьми. Рисование, лепка на заданную тему
Реализация проекта предполагает интеграцию различных видов деятельности и комплексность подхода, обеспечивая развитие дошкольников во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
«Познавательное развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»
3 этап: Заключительный. Июнь
Подготовка и проведение итогового комплексного занятия «Путешествие в мир сказок» по произведениям Н. А. Римского -Корсакого и М. И. Глинки. Выставка детских рисунков.
Актуальность выбранной темы
Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания
детей в дошкольном возрасте, то она прозвучит так: «Влюбить детей в хорошую музыку».
Интонационная природа музыки, ее живой процесс, взволнованный или спокойный, прерывистое или плавное повествование, своеобразные вопросы и ответы – все это роднит музыкальную и словесную речь. Решению проблемы развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, подчинены задачи обучения детей различным видам музыкально - художественной деятельности и приобщения к музыкальному искусству: слушание, пение, музыкально - ритмические движения, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах. Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных методов и форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Одной из таких нетрадиционных форм работы и является «Музыкальная гостиная». Она позволяет решить главную задачу – научить детей слушать музыку, сформировать базу для развития музыкальной культуры ребенка, создать в зале особую атмосферу волшебства, таинства, присущего общению с детьми.
Цель и задачи проекта
Цель: Формирование у детей основ музыкальной, эстетической и художественной культуры, создание богатого внутреннего мира ребёнка, развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности.
Задачи:
1. Обогащать духовный мир через высоко - художественные образцы музыкального искусства; приобщать к истокам мировой и русской народной культуры.
2. Развивать эмоциональную сферу; способствовать удовлетворению эстетических потребностей, вкуса, развитию эстетической оценки.
3. Обеспечить полноценное музыкальное развитие каждому ребенку c учетом его индивидуальных возможностей.
4. Расширять музыкально-эстетический кругозор через знакомство с музыкой разных жанров.
5. Развивать воображение, более глубокое эмоциональное восприятие музыки, познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности при реализации проекта.
Методы и формы реализации проекта
Методы реализации проекта:
-наглядно – слуховой;
- наглядно – зрительный;
- словесный;
- поэтическое слово (загадки, стихи, сонеты и т. п.);
- литературный образ сказок;
- описательные рассказы, беседы, постановки вопросов и заданий;
- практический (метод уподобления характеру музыки) включает в себя следующие приемы:
1) моделирование элементов музыки движения (художественное движение, игры-превращения);
2) вокализация (интонирование мелодии, исполнение песен детьми);
3) выражение образного содержания характера музыки мимикой;
4) оркестровка музыкальных произведений (выбор и использование наиболее выразительных тембров инструментов, соответствующих характеру звучания музыки, различение отдельных ее частей);
5) инсценирование песен, подвижные игры.
Формы реализации проекта:
- игровые занятия по слушанию музыки;
- интегрированные занятия;
- слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»;
- утренники, развлечения;
- релаксационные паузы;
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Цель: Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к ним. 1. Создание музыкальной фонотеки, видеотеки, презентаций, картотеки портретов композиторов, библиотеки биографических данных и этапов творческого пути композиторов, подбор литературного материала, выбор оборудования. Подготовка наглядных пособий. Создание видео персонажей для проведения мероприятий с детьми.
2. Изучение современного педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных классических произведений (публикации О. П. Радыновой).
3. Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальной литературы и нормативных документов по проблеме.
4. Внесение изменений и дополнений в развивающую среду музыкального зала: лэпбук «Музыкальные инструменты», музыкально-дидактические игры («Четвертый лишний», лото «Инструменты музыкально-симфонического оркестра», «Инструменты народного оркестра», картотека «Симфоническая сказка «Петя и волк» С. С. Прокофьева», «Путешествие в театр».
5. Разработка перспективного плана: система занятий, бесед.
2 этап – продуктивный (основной, практический)
Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта.
Проведение музыкальных тематических занятий по проекту, организация совместной и самостоятельной деятельности детей, просмотр видеосюжетов музыкальных композиций, фрагментов из опер и балетов, концертов. Проведение выставок рисунков в конце каждой темы.
Темы месяца:
Октябрь. «Путешествие в мир музыки М. И. Глинки»:
Задачи: предоставить детям возможность для проявления творчества и самостоятельности: услышать содержание музыкальных образов, рассказать о своих впечатлениях.
Краткое знакомство с биографией композитора, информацией о дружбе с А. С. Пушкиным. История создания музыкальных произведений. Слушание и просмотр видео примеров:
Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»,
«Марш Черномора», «Полька», «Попутная песня», «Жаворонок», «Камаринская», «Славься»
Выставка детских работ «Мы рисуем музыку».
Ноябрь. К. Сен-Санс «Карнавал животных»
Задачи: предоставить детям возможность для проявления творчества и самостоятельности: услышать содержание музыкальных образов, рассказать о своих впечатлениях.
Краткое знакомство с биографией композитора. История создания музыкальных произведений. Слушание и просмотр видео примеров:
«Королевское шествие льва», «Куры и петух», «Кенгуру», «Слон», «Лебедь», «Аквариум», «Финал»
Выставка детских работ «Мы рисуем музыку».
Январь. «Волшебные звуки симфонического оркестра». С. С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк».
Задачи: дать понятие о симфоническом оркестре, о группах инструментов; познакомить со звучанием:
- духовых инструментов - флейта, фагот, гобой, кларнет,
- струнных инструментов - скрипка, альт, виолончель, контрабас,
- медных духовых инструментов - труба, валторна).
Просмотр видеосюжетов об инструментах симфонического и народного оркестра.
Изготовление и выставка самодельных музыкальных инструментов: маракасы и пан-флейта.
Февраль. Тематическое занятие «Уральские хороводы».
Задачи:
- воспитывать в детях любовь к народным традициям через народное творчество и игры;
- воспитывать любовь к национальной культуре;
- развивать физические умения и коммуникативные качества.
Знакомство с музыкой и играми разных национальностей Урала (русские, татары, башкиры). Просмотр презентации со слайдами об Урале, проживающих народах, их костюмах и традиций. Пение песен о России и Урале, хороводы с детьми.
Просмотр видео примеров с концертов: русская «Кадриль», «Русский хоровод», «Татарский танец».
Игры с детьми: «Русский плетень», «Золотые ворота», «Юрта», «Татарский хоровод», «Наездник», «Подними монету»
Апрель. Тематическое интегрированное занятие «Музыкальные эскизы». Задачи:
- учить детей искусству слушать музыку;
- обогащать словарный запас музыкальными терминами;
- воспитывать в детях чувство красоты природы, музыки.
- активизировать художественное восприятие детьми музыкальных средств выразительности, развивать творческое воображение детей при слушании и восприятии музыки.
Просмотр видеопрезентации «Весна в произведениях русских художников». Беседа о передаче характера музыки и музыкального образа в движении и рисунке, пение птиц в весеннем лесу. Рисование детьми акварельных эскизов под музыку Чайковского цикл «Времена года. Апрель. Подснежник.»
Выставка детских работ «Мы рисуем музыку».
Май. «Путешествие в музыкальный мир сказок Пушкина»
Задачи: активизировать художественное восприятие детьми музыкальных средств выразительности, развивать творческое воображение детей при слушании и восприятии музыки.
Дети отправляются в путешествие с видео персонажами: ученым котом и белкой. Отгадывают загадки и смотрят презентацию с видео примерами музыкальных произведений. Делятся впечатлениями о прослушанной музыке. Танцуют веселые флешмобы вместе с золотой рыбкой и утятами.
Произведения:
Н. А. Римский-Корсаков тема «Море и Синдбадов корабль» из сюиты «Шехеразада», «3 чуда»: «Белка», «Лебедь», «33 богатыря»; «Полет шмеля». Мусоргский пьесы из цикла «Картинки с выставки» -«Избушка на курьих ножках» и «Балет невылупившихся птенцов»
3 этап - заключительный
Цели: обобщение опыта работы, анализ эффективности реализации проекта.
1. Презентация проекта. Оформление материалов проекта с целью дальнейшей трансляции.
2. Диагностика уровня развития музыкального уровня детей.
Создана предметно - развивающая среда. Составлены конспекты занятий, праздников, вечеров. Созданы музыкально-дидактические игры, лэпбук, картотеки для тематических занятий
У детей возникла потребность посещать культурные площадки города, театры.
Дети научились слушать, анализировать и чувствовать классическую музыку. Узнали об инструментах симфонического и народного оркестра.
Выводы
Работа над проектом получилась интересной, увлекательной, познавательной.
В реализации проектной деятельности дети научились:
1) с большим интересом слушать музыку разных жанров; сосредотачиваться и улавливать детали исполнения;
2) высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки стали более развернутыми и содержательными;
3) словарный запас пополнился новыми словами;
4) танцевальные композиции стали создавать самостоятельно, а также импровизировать и создавать вымышленный образ;
5) определять характер музыки;
6) различать жанры музыкального искусства;
5) называть музыкальные произведения, авторов музыки;
6) называть и различать музыкальные инструменты, уметь их описать;
7) отражать свои впечатления в движении и пластике;
8) участвовать в инсценировках, спектаклях, музыкальных постановках, танцах.
Ну, и, конечно же, получать удовольствие от совместной деятельности. А также, слушать музыкальные произведения разных жанров дома; посещать спектакли, концерты.
В ходе реализации проекта благодаря совместной деятельности взаимоотношения между детьми, музыкальным руководителем и воспитателями стали более крепкими, близкими. Дети стали раскрепощенными, более общительными, уверенными в себе.
Литература
1. Асафьев Б. В. Глинка. - М. ,-Л., 1950.
2. Асафьев Б. В. Русская музыка XIX и начала XX в. - М., 1979
3. Комиссарская М. А. Русская музыка XIX века. - М., 1974.
4. Кремлёв Ю. Камиль Сен-Санс. — М. : Музыка, 1970.
5. Мартынов И. И. Сергей Прокофьев: жизнь и творчество. – Москва: Музыка, 1974. – 560 с: ил., нот. ил. (Классики мировой музыкальной культуры).
6. Соловцов А. А. Жизнь и творчество Николая Римского-Корсакова, 1969
7. Барсова Л. Николай Андреевич Римский-Корсаков, 1989
8. Полякова Л. Картинки с выставки М. Мусоргского.
9. Туманина Н. М. П. Мусоргский. Жизнь и творчество (1939).
10. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1982. – 271 с.
11. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1982.- 94 с.
12. Радынова О. П. Музыкальное воспитание детей, - М., 1994. - 288 с.
13. Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. Для воспитателя и музыкального руководителя дет. сада. - М. : Просвещение, 1990.
14. Интернет – ресурсы: nsportal.ru; maam.ru; musical-sad.ru.