Олеся Логвинова
Интеграция физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и детский сад играют решающую роль в становлении личности ребенка, при этом важно обеспечить преемственность формирования основ физической и экологической культуры. В детском саду №31 «Журавлик» мы постарались создать все необходимые условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм детей. Интегрированные занятия по физической культуре и экологии способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников, но и формированию знаний и представлений о природе. Вместе с воспитателями согласовываю свою работу по физической и экологической подготовке детей.
Публикация «Интеграция физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
На занятиях по физической культуре, рассказываю детям как с помощью природных факторов закалять свой организм. Дети узнают, что такое здоровый образ жизни.
Комплексно использую различные формы работы с детьми: физкультурно-экологические занятия в спортзале, так и на улице, досуги, беседы экологического содержания, с родителями (родительские собрания, беседы; наглядные пособия, рекомендации, с педагогами (теоретические и практические задания, позволяющие интегрировано решать задачи физкультурного и экологического образования. Один из путей решения проблемы видится в выполнении детьми различных упражнений на воздухе, которые помогают им приспособиться к изменяющимся климатическим условиям и укрепляют иммунитет. «Движение к познанию» — вот мой девиз в физкультурно-экологической работе с детьми.
Ведущими средствами физкультурно-экологических занятий являются жизненно важные движения в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, строевых и общеразвивающих упражнениях («Листопад», «Поймай снежинку», «Подснежник», «Колокольчики» и др.); упражнения дыхательной гимнастики( «Подуй на цветок», «Надуй шарик», «Сова», «Листья шуршат», «Морозко», «Одуванчик», «Радуга, обними меня», сезонные упражнения спортивного характера. Применяются упражнения, имитирующие объекты и явления живой и неживой природы («Маленькие помощники природы», «Потянись к солнышку», «Гора», «С кочки на кочку», «Мельница» и т. д., а также деятельность в природной среде (уборка территории от мусора, полив растений). Предусматривается использование образных названий упражнений, приемов имитации и подражания («Кенгуру», «Перекати поле», «Кошечка», «Лошадки», «Гуси»). Как видим, из вышеизложенного, в работе по развитию движений природа дает возможность выполнить одни и те же движения в различных вариантах и самыми разнообразными способами: ходьбу змейкой между деревьями, общеразвивающие упражнения с шишками, метание шишек правой и левой рукой вдаль, ходьбу по поваленному дереву, прыжки, доставая ветку дерева, п/и "У медведя во бору", "Эхо" и др.
Приобретенные навыки дети показывают на комплексных занятиях, например "Прогулка в лес", где ребята получают не только двигательный опыт по приобретению навыков владения физическими упражнениями, но и необходимый набор экологических знаний : беречь деревья и цветы; не бросать мусор; закрепить название растений, ягод.
Эффективным, с точки зрения получения образовательного результата, является привлечение детей к занятиям в игровой форме (можно использовать персонажи «Лесовичка», медведя, зайчика «Бабы-яги», которые проводят с детьми экскурсию по «своим владениям». Во время игры «звери на прогулке», дети на себе испытывают, почему летом зверюшкам легче убежать от хищника, чем зимой. Прыгая как зайчики, они понимают, что прыгать летом по травке легче, чем зимой по снегу. Очень любят дети игры: «Кто где живет?», «Волки во рву», «Шишки, желуди, орехи», "Кто больше соберет шишек" (дети рассматривают шишку, где растет, что с ней можно делать и развивают свои скоростные навыки); "Солнышко и дождик" (дети закрепляют знания что такое дождь, что можно промокнуть, развивают внимание); "Найди свой листок" (закрепляют название деревьев, у кого дерева какие листья, развивают быстроту и ловкость); "Собери урожай" (усваивают где овощи, а где фрукты, соревнуются) и много других. При проведении таких игр у детей формируются навыки экологической культуры и они понимают, что являются частичкой природы, которую надо беречь. На занятиях применяются игры экологического содержания, имитирующие различные природные объекты и явления («Живая и неживая природа», «Воздух, вода, земля, ветер»). В содержание физкультурно-экологических досугов включаются знакомые детям подвижные игры, элементы спортивных игр, эстафеты, игры-аттракционы, игры с элементами соревнований. Кроме этого детям даются экологические задания поискового характера.
Дети активно принимают участие в спортивных развлечениях и праздниках, где в играх, соревнованиях можно закрепить ранее полученные знания и умения по всем направлениям.
Например, в физкультурном досуге "Кто, кто в теремочке живет" – закрепляется сказка "Теремок", так же дети выполняют различные имитационные движения: "зайчик", "лисичка", "лягушка" и т. д. Здесь же можно закрепить из чего сделан теремок, где он стоит, кто еще живет в лесу, что едят все эти животные, как надо вести себя в лесу. Все это в игровой, интересной для детей форме, через игры: "Лягушки и болото", "Хитрая лиса", "Зайцы и волк" Во время физкультурно-оздоровительных праздников провожу различные эстафеты: «Эстафета юного туриста», «Сбор мусора», «Собери урожай», «Знаки» и т. д. Такие эстафеты повышают интерес и показывают ребенку, что мало обладать сильными мышцами, надо еще уметь думать и грамотно применять свои знания. Так, например, в эстафете «Знаки», участникам предлагается из множества нарисованных знаков выбрать правильные, определить, что можно делать, а что нельзя. Нельзя, например, бросать мусор в речку, разрушать птичьи гнезда и т. д. Можно вешать кормушки, поливать растения и т. д
Как показывает практика, любимыми занятиями являются экологические игры, различные конкурсы, экскурсии, походы, физкультурно-экологические праздники и т. д.
На экскурсиях и в походах происходит знакомство детей с общей картиной мира, и формируется нравственное и эстетическое отношение к нему. Любимые темы экскурсий: «поиск осенних примет», «парк зимой», «к водоему», «осенний лес» и т. д.
Обучения и воспитания детей в процессе физкультурно-экологической работы использую оборудование, которое помогает более эффективно и интересно провести физкультурно-экологические занятия и физкультурно-экологические досуги : кегли, канат, обручи, мячи разного размера, флажки, самокаты, велосипеды, гимнастические палки, мишени для метания, санки, лыжи, лесенки-стремянки, скакалки. Успех реализации физкультурно-экологической работы обеспечивается применением нестандартного оборудования для заинтересованности детей : мешки, ложки, бутылочки с водой, платочки для глаз и наглядные пособия, включающие фотографии, картины и т. п.
Таким образом, учитывая все выше сказанное, можно сделать вывод, что в процессе физкультурно-экологической работы сочетаются различные виды деятельности детей, в результате которых накапливается ценный опыт поведения, реализуются возможности ребенка, которые формируются и проявляются в различных видах деятельности, наполняя жизнь ребенка яркими, интересными событиями.