Марчук Анастасия
Создание условий ознакомления детей дошкольного возраста с природой и экологического воспитания в УДО
▼ Скачать + Заказать документы
1. Требования к подбору животных уголка природы в младшей группе;
2. Требования к подбору животных уголка природы в средней группе;
3. Требования к подбору животных уголка природы в старшей группе;
4. Требования к подбору растений уголка природы в младшей возрастной группе;
5. Требования к подбору растений уголка природы в средней возрастной группе;
6. Требования к подбору растений уголка природы в старшей возрастной группе;
1. Требования к подбору животных уголка природы в младшей группе.
Публикация «Создание условий ознакомления детей дошкольного возраста с природой и экологического воспитания в УДО» размещена в разделах
При подборе обитателей уголка природы следует учитывать, прежде всего, особенности восприятия детьми предметов (выделяют яркие признаки и свойства, а также образовательные задачи учебной программы.
Животные для уголка природы младшей возрастных групп подбираются такие:
1. с которыми ребенок не может вступить в непосредственный тактильный контакт
2. имеющие яркую окраску
3. издающие приятные звуки
4. не пугающие детей
5. ведущие активный образ жизни на протяжении года.
Это могут быть рыбка в аквариуме и птичка в клетке.
Рыбку следует подбирать:
1. неприхотливую
2. охотно поедающую корм,
3. достигающую достаточно крупных размеров, чтобы дети могли рассмотреть все части ее строения.
Примером может быть золотистый или серебристый карась или обыкновенная золотая рыбка.
Из птиц можно содержать певчих птиц:
1. с веселым нравом
2. неприхотливых к пище
3. имеющих яркое оперение.
Этим требованиям отвечает: например, канарейка.
2. Требования к подбору животных уголка природы в средней группе.
В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.
Усложняются знания о животных. Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи – зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.
В процессе ухода (вместе с педагогом) за обитателями уголка природы дети овладевают несложными умениями: мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии.
1. Животные для уголка природы средней группы подбираются такие, чтобы дети могли отмечать своеобразие внешнего строения, движения, способов питания.
2. В средней группе следует содержать в аквариуме два вида рыбок, отличающихся по внешнему виду и повадкам. Например, разновидности золотой рыбки (вуалехвост и телескоп) или медлительного прудового карася и подвижную верхоплавку.
3. Из птиц в уголке природы средней группы следует остановиться на той, которую рекомендовали для детей младшего дошкольного возраста – канарейке.
4. Постоянным обитателей в уголке природы средней группы могут стать млекопитающие - морская свинка и хомячок.
3. Требования к подбору животных уголка природы в старшей группе.
При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу – обеспечить формирование первоначальных знаний об основных видовых признаках таких групп животных, как: птицы, рыбы, звери, земноводные, пресмыкающиеся; о дифференцированных потребностях этих животных.
1. В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб — гуппи, меченосцев, скалярий и др. Не меньший интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных водоемов — своеобразный барометр: перед наступлением ненастной погоды у нее повышается двигательная активность.
2. Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, — канарейка, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве — ценнейший материал для наблюдения. Не следует при этом забывать о том, что детям присуще чувство особо бережного и покровительственного отношения к детенышам, и забота о беспомощных, растущих птенчиках — источник добрых и гуманных чувств, бережного и заботливого отношения ко всему живому.
3. В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Обычно это животное впадает зимой в непродолжительную спячку. Если черепаха живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, тогда в этот период черепаха становится вялой, неохотно берет корм. (Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни животного могут только старшие дошкольники.)
4. Разнообразнее и под бор млекопитающих. Кроме морской свинки и хомячка, нужны еж, белка. Белка в большей степени, чем другие мле-копитающие уголков природы, меняет свой образ жизни по сезонам. Белка осенью чаще прячет остатки пищи в свою кладовую, зимой менее подвижна, кроме того, она два раза в год линяет. Эти изменения связаны с условиями жизни животных в природе, о чем старшие дошкольники должны знать.
4. Требования к подбору растений уголка природы в младшей возрастной группе.
При подборе обитателей уголка природы следует учитывать, прежде всего, особенности восприятия детьми предметов (выделяют яркие признаки и свойства, а также образовательные задачи учебной программы. Малыши должны научиться узнавать и называть 2 – 3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).
Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной педагогом (он же определяет и дозировку, обтирают влажной тряпочкой крупные листья растений. Наблюдая за животными, малыши учатся узнавать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д.
В соответствии с эти в уголок природы младшей группы помещают
Растения:
1. имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья,цветок)
2. ярко, обильно и долго цветущие
3. имеющие ярко окрашенные листья
4. имеющие достаточно крупные и крепкие листья
Это могут быть обыкновенная (или зональная) герань (пеларгония, бальзамин (Ванька мокрый, недотрога, огонек, гибискус (китайский розан) и др.
Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья, – аукуба («золотое» или «колбасное» дерево, колеусы.
Аукуба и китайский розан (небольших размеров, кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3 – 4 растения.
5. Требования к подбору растений уголка природы в средней группе.
В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.
Усложняются знания о растениях. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют дети, возрастает.
В процессе ухода (вместе с педагогом) за обитателями уголка природы дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его. Наблюдая за растениями, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений.
Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями.
1. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, разный характер листьев (характер поверхности листьев и их хрупкости). При этом дети учатся устанавливать способ ухода за комнатными растениями в зависимости от величины листа и характера его поверхности. Дети в этом возрасте овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опушенные листья и т. д.
2. В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям, бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 5-6 видов растений.
6. Требования к подбору растений уголка природы в старшей возрастной группе.
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам.
Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги. Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями:
1. с разными потребностями в свете, влаге, тепле
2. с разнообразными листьями, цветками, стеблями (вьющимися, стелющимися)
3. с разными способами размножения.
Это могут быть 2 – 3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, зигокактус, эпифиллюм, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге. Одновременно в уголке природы может быть до 7-8 видов растений.