Кристина Свиридова
Творческий отчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования». Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Отчеты и анализы о проделанной работе
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Темочки
На начальном этапе я разработала план работы на 2018 – 2019 учебный год:
1. Подбор и изучение методической литературы, составление плана работы.
2. Создание условий для детского экспериментирования (обновление центра экспериментирования «Знайка»)
3. Работа с детьми по данной теме:
1) подбор дидактических игр и художественной литературы;
2) составление картотек опытов и экспериментов с различными материалами, наблюдений на прогулке;
3) Разработка конспектов ОД;
4. Работа с родителями:
1. Подготовка консультаций, папок – передвижек, буклетов;
2. Оформление фотовыставки;
3. Показ мастер – класса «Лаборатория чудес и превращений» на родительском собрании.
4. Создание метеостанции «Звездочеты» на прогулочном участке.
Мною были определена цель: создать оптимальные условия для развития познавательно- исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.
Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:
- изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме:
1. Дубина О. В. и др. Ребенок в мире поиска : Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.
2. Дубина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
3. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
4. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
5. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
6. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
7. «Опытно-экспериментальная деятельность» В. В. Москаленко.
8. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г., №2/ 2000 г.
9.. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Детство –Пресс, СПБ, 2016.
10. Л. В. Рыжова Методика детского экспериментирования. Детство –Пресс, СПБ, 2014.
На этом же этапе был обновлен центр детского экспериментирования в группе. В него были добавлены такие материалы и приборы:
- природные материалы: песок, камушки, кинетический (живой) песок, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т. д. ;
- пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, горох, ядра кукурузы, бобовые зерна, пищевые красители;
- оборудование и инструменты: микроскоп, контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, подносы, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы;
- картотеки опытов и экспериментов;
Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.
Следующим этапом стала работа с детьми. При организации экспериментально-исследовательской деятельности я использовала следующие методы и приемы:
- беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;
- работа с таблицами, схемами;
- проведение опытов («Чем пахнет?», «Игры с соломинкой», «Игры с соломинкой», «Упрямый воздух», «Делаем мыльные пузыри», «Опасная свеча», «Испытание магнита», «Меня зовут Стеклянчик», «Шаг за шагом»);
- наблюдения игры на прогулках;
- экспериментов («Песчаный конус», «Рассеянный песок», «Живая вода», «Агрегатные состояния воды», «Как работает термометр», «Лабиринт», «Что потом?»);
- чтение художественной литературы;
- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Поэтому я старалась так организовать детскую деятельность, в том числе и самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал, и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.
Заключительный этап - это работа с родителями.
Для родителей я оформила стенд (фотовернисаж) «Мы – исследователи!».
Изготовила буклеты «Как помочь маленькому исследователю?», «Игры, опыты и эксперименты»
Была оформлена папка-передвижка для родителей и детей «Хочу все знать».
Также я подготовила для родителей консультации: «Роль семьи в развитии поисковой активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Игры с водой и песком. Это интересно!».
На родительском собрании мною было проведено совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений».
Родители были привлечены к участию в конкурсе «Родительские инициативы». Родителями была разработана и создана метеоплощадка на участке «Звездочеты»
Таким образом по результатам педагогической диагностики можно сделать вывод, что в процессе экспериментирования у детей сформировались не только эмоциональные впечатления, но и умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определять причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. А также присутствовала интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности : наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволило более углубленно закрепить и расширить представления детей о явлениях природы, свойствах материалов и веществ.
В заключении хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Приложение
План работы на 2018 – 2019 учебный год
Сентябрь
Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. Привлечение родителей к обогащению и обновлению «Центра экспериментирования»
Октябрь
Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.
Опыты – эксперименты : «Чем пахнет?», «Меня зовут Стеклянчик».
Изготовление буклетов «Как помочь маленькому исследователю?
Ноябрь
Чтение фрагмента рассказа "Невидимка" из книги М. Ильина и Е. Сегал "Азбука природы".
Опыты - эксперименты «Живая вода», «Агрегатные состояния воды»
Консультация: «Роль семьи в развитии поисковой активности ребенка».
Декабрь
Эксперимент «Причина возникновения солнечных зайчиков).
Опыты – эксперименты : «Игры с соломинкой», игры со светом.
Изготовление буклетов для родителей «Игры, опыты и эксперименты»
Январь
Просмотр фрагмента мультсериала «Новаторы».
Опыты – эксперименты : «Шаг за шагом», «Как работает термометр»
Мастер – класс «Лаборатория чудес и превращений».
Февраль
Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время ОД.
Опыты – эксперименты : «Испытание магнита», «Лабиринт»
Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Март
Беседа «Приборы – помощники».
Опыты – эксперименты : «Опасная свеча», «Что потом?»
Папка-передвижка «Хочу все знать».
Апрель
Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.
Опыты – эксперименты : «Упрямый воздух», «Песчаный конус»
Фотовернисаж «Мы – исследователи!».
Май
Беседа «Что, зачем и почему?».
Опыты – эксперименты : «Делаем мыльные пузыри», «Рассеянный песок» Консультации: «Игры с водой и песком. Это интересно!».