Елена Кочеткова
Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно — экспериментальной и исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Детский сад №3 «Березка»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
Детский сад №3 «Березка»
___О. О. Филатова
Приказ № от___
ПЛАН
ПО САМООБРОЗОВАНИЮ
(на 2016 - 2019гг.)
Тема: «Развитие познавательного интереса у детей до-школьного возраста в процессе опытно - экспериментальной и исследовательской деятельности».
Публикация «Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно — экспериментальной и исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Воспитатель:
Е. А. Кочеткова
г. Навашино
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он распола-гает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»
Л. С. Выготский.
Актуальность темы
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, са-мостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный раз-вивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объек-та, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обо-значающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Связь детского экспериментирования с художественным творчеством (рисо-вание) тоже двухсторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способ-ности ребёнка, тем точнее будет изображён результат опыта.
В тоже время, чем глубже ребёнок изучает объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной дея-тельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны : развитие наблюдательности и способность отражать увиденное.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с ФЭМП (формирование элементарных математических познаний). Во время проведе-ния опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравни-вать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим пред-ставлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими способностями облегчает экспериментирование, проведение опытов.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно - исследо-вательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – лич-ностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи:
- изучить методики, технологии по познавательно - исследовательской дея-тельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, само-стоятельность;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирова-ния;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
Этапы работ по самообразованию:
1 этап – информационно - аналитический
2 этап – практический
3 этап – обобщающий: представление опыта работы по теме
Три уровня овладения детьми навыками экспериментирования :
- педагог ставит проблему и начинает её решение, дети осуществляют реше-ние проблемы вместе с воспитателем.
- педагог ставит проблему, дети самостоятельно, но при поддержке взрослого находят решение и осуществляют эксперимент.
- постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются детьми самостоятельно.
План работы
1 этап – информационно-аналитический
(01.09.2016 г. - 01.09.2017г.)
Содержание работы Период деятельности. Результат.
Изучение нормативно правовых документов, научно-методической литературы, современ-ных образовательных технологий.
В течение года Приобретение теорети-ческих знаний по теме. Приобретение методи-ческой литературы.
Изучение передового педагогического опыта по организации опытно-экспериментальной и исследовательской дея-тельности дошкольни-ков (интернет - ресур-сы).
Разработка плана по те-ме самообразования. В течение года
Август Внедрение в практиче-скую деятельность пе-редового педагогиче-ского опыта по данному направлению.
План самообразования
Разработка плана заня-тий с детьми по теме самообразования.
Сентябрь-октябрь
Конспекты занятий, проекты, фотовыставки.
Посещение районных методических объеди-нений воспитателей ДОУ
В течение года
Повышение уровня профессионального ма-стерства в организации воспитательно - образо-вательного процесса в ДОУ
Изготовление пособий. Оформление дидактиче-ских игр. Создание кар-тотеки опытов и экспе-риментов для детей до-школьного возраста.
В течение года Мини лаборатория -оснащение необходи-мыми материалами и пособиями для опытов.
Дидактический и наглядный материал. Выставка дидактических игр.
Разработка конспектов с элементами экспери-ментирования.
ООД
Декабрь-май
НОД с использованием разработанных конспек-тов.
Открытый показ НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования.
Создание «копилки опытов и эксперимен-тов». В течение года
Обобщение опыта детей средней группы в экспе-риментальной деятель-ности
Создание условий для детского эксперименти-рования (исследователь-ские центры, центры иг-ровой деятельности и пр.) В течение года Исследовательская дея-тельность детей в тече-ние года. Интерес детей к исследовательской де-ятельности.
План работы
2 этап- практический
Примерный перспективный план работы с детьми средней группы
Месяц Тема Цель
Сентябрь 1. «Какая бывает вода». Узнать о свойствах воды (про-зрачная, без запаха, растворяют-ся вещества).
2. «Игры с султанчика-ми». Познакомить со свойством воз-духа – движение.
3. «Мутная водица». Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной.
4. «Сладкая водичка». Формировать представление о том, что в воде растворяются вещество сахар.
Октябрь 1. «Узнай по запаху». Дать представление об органах чувств (нос).
2. «Поиграем с ветер-ком». Учить умению обнаруживать движение воздуха.
3. «Разноцветная води-ца». Закрепить свойство воды и как ее можно окрасить.
4. «Почва». Познакомить со свойствами поч-вы.
Ноябрь 1. «Поиграем с песком». Дать представление о свойствах песка.
2. «Тяжелый – легкий». Учить определять и группиро-вать предметы по весу.
3. «Узнай по звуку». Определять и называть издавае-мые звуки.
4. «Свойства глины». Учить определять качество гли-ны (мягкая, пластичная).
Декабрь 1. «Холодный – горя-чий». Учить определять температуру воды.
2. «Чудесный мешочек». Развивать умение на ощупь определять твердый предмет.
3. «Водичка – водичка». Закрепить свойства воды.
4. «Откуда сосулька». Познакомить детей об образова-нии льда.
Январь 1. «Какой это снег». Познакомить со свойствами сне-га (белый, пушистый).
2. «Как превратить снег в воду». Формировать простейшие пред-ставления о свойствах снега.
3. «Превращение воды». Закрепить свойства воды (пре-вращение в лёд).
4. «Воздух невидимка». Дать представление о воздухе невидимке и где его найти.
Февраль 1. «Цветные льдинки» Познакомить с одним из свойств воды.
2. «Ветер, ветер ты мо-гуч» Познакомить с природным явле-нием – ветер.
3. «Свойство льда» Закрепить знания о свойстве льда».
4. «Игры с соломинкой» Дать представление о том, что воздухом дышат.
Март 1. «Плавает или тонет» Учить определять тяжелые и легкие предметы.
2. «Свойство бумаги» Учить узнавать предметы, сде-ланные из бумаги и знанию о её свойства.
3. «Посадим лук» Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо.
4. «Что тонет, а что пла-вает» Познакомить со свойствами предметов
Апрель 1. «Веточки» Наблюдать за появлением ли-сточков на веточках.
2. «Поиграем с солнеч-ным зайчиком» Дать представление о том, что это луч солнечного света.
3. «Деревянные предме-ты и их свойства» Учить определять свойства де-ревянных предметов.
4. «Где воздух» Дать детям понятие о том, что воздух находиться вокруг нас.
Май 1. «Ткань, её свойства и качества» Учить узнавать вещи из ткани, и её свойства.
2. «Мы печём пироги» Расширять знания о свойствах песка.
3. «Сравнить песок, поч-ву, глину» Учить сравнивать и делать вы-воды. Закрепить свойства.
4. «Отчего вода имеет вкус» Дать детям представление о сладкой и соленой воде.
Перспективный план работы в средней с родителями
Сроки рабо-ты Формы работы Практический выход
Сентябрь Консультация для родите-лей на тему «Опытно-экспериментальная дея-тельность детей раннего возраста» Анкетирование
Октябрь Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментиро-вания Беседы с родителями
Ноябрь «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познава-тельному экспериментиро-ванию» Памятка
Декабрь «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Родительское собрание
Январь Открытый показ образова-тельной деятельности «Царство трёх ветров» День открытых дверей.
Февраль Консультация «Игры с во-дой и песком. Это интерес-но!». Папка-передвижка «Игры с водой и песком. Это интерес-но!».
Март «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Консультация
Апрель «Юные исследователи» (фотографии детей во вре-мя экспериментирования, познавательно-исследовательской дея-тельности.) Фотовыставка
Май Фотовыставка «Семейная лаборатория»
Фотоколлаж. Представление родителями своего первого опыта
Перспективный план работы старшей группы
по опытно - экспериментальной деятельности.
Месяц Тема Цель
Сентябрь.
1."Воздух и его свой-ства" Формирование представлений о воз-духе. Развитие способностей к преобразованию.
2. "Прозрачная вода" Расширение представлений о свой-ствах воды - без запаха, прозрачная, льётся, имеет вес.
3."Солнечные зайчики" Расширение представлений о свой-ствах света.
4." Игры с песком" Закрепление представлений о свой-ствах песка. Развитие любознатель-ности, наблюдательности, конструк-тивных умений.
Октябрь 1. "Термометр и температура" Формирование представлений о тем-пературе окружающей среды и соб-ственного тела.
2. "Часы и время" Формирование представлений о вре-мени.
3. "Газ-свойство воздуха" Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на ос-нове элементарного эксперимента и делать выводы.
4. "Отражение света. Зеркало. " Развитие способности рассматривать различные отражения от блестящих поверхностей
Ноябрь.
1. "Воздух вокруг нас" Формирование представлений о зна-чении воздуха для практических це-лей человека.
2. "Термометр" Формирование представлений о теп-лопередачи, нагревании и охлажде-нии. Развитие способностей к преоб-разованию.
3. "Чудо-вода" Закрепление знаний об агрегатном состоянии воды, развивать анализи-рующее восприятие предметов неживой природы в экспериментировании с жидкостями.
4. "Сравнение песка и камня" Уточнять представление детей о свойствах песка и камня, объектов неживой природы. Развивать умение сравнивать материалы проводя эле-ментарные эксперименты. Познако-мить с увеличительной лупой.
Декабрь.
1. "Эксперименты с водой" Закрепление свойств воды в процессе экспериментирования. Знакомство с человечками жидкого вещества.
2. "Отчего происходит смена дня и ночи" Развитие умений устанавливать при-чинно-следственные отношения.
3."Удивительные свойства льда" Расширение представлений о свой-ствах льда
4. "Всё увидим, всё узнаем" Формирование представлений об увеличительном стекле - лупе.
Январь.
1. "Свойства твёрдого вещества" Знакомство с человечками твёрдого вещества. Развивать у детей иссле-довательский интерес, творческие способности, умение зарисовывать опыты.
2. "Снег и лёд" Знакомство детей с тем, что боль-шую часть земли занимает вода, уточнить представление детей о разных состояниях воды. Воспитывать экологическое сознание, желание беречь окружающую среду.
3. "Испытание магни-та" Закрепление представлений о свой-ствах магнита. Развивать мыслитель-ные операции, умение выдвигать ги-потезы.
4. "Вода растворяет некоторые вещества" Знакомство с новым свойством воды растворять некоторые вещества, развивать умение работать с моделями.
Февраль.
1."Маленькие волшеб-ники" Расширение знаний о свойствах льда, актуализировать знания о свойствах дерева, магнита. Развивать умение формулировать проблему.
2. "Лёгкий - тяжёлый" Сформулировать представление о свойствах камня.
3. "Воздух невидимка" Закрепление представлений о свой-ствах воздуха на основе элементар-ных опытов.
4. "Что узнал незнайка о сахарном песке и со-ли" Развитие познавательного интереса детей в процессе исследовательской деятельности, умение делать выводы.
Март.
1. "Поговорим о весне" Обобщить знания по теме весна, учить видеть смысловые ошибки и исправлять их. Воспитывать желание проводить опыты, эксперименты.
2. "Дышат ли прорас-тающие семена" Формирование представлений о том, что прорастающие семена выделяют углекислый газ.
3. "С водой и без воды, в тепле и в холоде" Формирование представлений о фак-торах внешней среды, необходимых для роста и развития растений. (вода, свет, тепло)
4."Знакомый незнако-мец апельсин" Формирование представлений детей о явлениях и процессах, происходящих в природе. Расширение знаний детей о составляющих здорового образа жизни - показать зависимость здоро-вья от правильного питания.
Апрель.
1."Помощница води-ца" Развитие познавательной активно-сти, подводить к пониманию эколо-гических проблем.
2. "Стекло, фарфор, пластмасса" Развивать умение сравнивать внеш-ний вид и качество материалов, целесообразность их применения.
3. "Волшебный лучик. Радуга" Показать детям, что солнечный луч может стать разноцветным
4. "Сравнение свойств песка и глины" Формирование знаний о свойствах песка и глины, обобщить представление об их использовании.
Май.
1. "Дерево, уголь" Знакомство детей с видами топлива, сравнивать материалы по внешнему виду, уточнить знания детей о их значении в жизни человека.
2. "Какими бывают камни" Формирование представлений о раз-нообразии внешнего вида камней.
3. "Где лучше расти" Формирование представлений о необходимости почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.
4. "Опыты и игры с песком и глиной" Показать детям наглядно связи между живым и неживым в природе.
Перспективный план работы с родителями и коллективом детского сада.
Сроки рабо-ты Формы работы Практический выход
Сентябрь «Экспериментальная деятельность дошкольника»
«Выявление отношения родителей к опытно - экспериментальной активности детей»
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Оформление информационного стенда
Анкета для родителей
Консультация для родителей
Октябрь "Экспериментирование как средство познавательного и речевого развития дошкольников" Консультация для педагогов:
Ноябрь «Экспериментирование с водой» Памятка для родителей
Декабрь «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Мастер-класс для педагогов
Январь «Разные ткани», «Бумажная страна». Привлечение родителей к пополнению коллекции
Февраль «Мы экспериментируем» Фотовыставка для родителей
Март «Игры, развивающие познавательную активность детей» Практикум для родителей
Апрель «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях ФГОС в ДОУ». Презентация
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. фотовыставка