МААМ-картинки

Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Инна Котельникова
Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Вид проекта : познавательный, творческий.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта :

Дети второй младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность:

Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Сегодня все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Ведь именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка

Это определило тему моей дальнейшей работы «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Цель: целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста;

2. формирование практических умений и навыков продуктивной и речевой деятельности

3. укрепление физического и психического здоровья детей;

4. развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;

5. повышение уровня речевого развития детей;

6. воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

7. воспитание и развитие художественного вкуса;

8. привлечь родителей к участию в реализации проекта.

I этап – подготовительный

1. Составление перспективного плана мероприятий проекта.

2. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.

3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.

4. Консультация для родителей “Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста”.

5. Пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста.

II этап - практический

1. Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей второй младшей группы :

- Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей

в домашних условиях»

- Оформление наглядно- информационного и консультативного материала для родителей

- Памятка для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем!»

3. Открытое занятие, с демонстрацией внедрения пальчиковых игр в ход занятия

4. Мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей второй младшей группы.

III этап – заключительный

1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями.

2. Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

3. Творческая самопрезентация на педсовете по успешности реализации проекта

4. Выставка детских работ с использованием нетрадиционных методов

рисования и аппликации.

Ожидаемые результаты:

- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;

- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;

- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;

- родители получат необходимые знания по данной теме;

- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;

- формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями

- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.

Итог проекта :

Прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует :

- увеличению словарного запаса детей, речь детей становится более эмоциональной и выразительной;

- кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;

- сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития : в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.

Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Осуществляя тренировку тонких движений пальцев рук, я активно использовала, не только создаваемые конструкции из пальцев рук, в соответствии с предлагаемым стихотворным текстом, но и различные игры и занятия с предметами: природным материалом, бумагой, пластилином, бусами, шнуровками, счётными палочками, спичками, мозаикой, конструктором и т. д. А также использовала различные виды театров: теневого, пальчикового, настольного, перчаточных кукол. Такие занятия, также способствуют взаимодействию мелкой моторики пальцев рук с такими высшими психическими процессами, как память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.

С учётом развивающей функции предметной среды, требующей для своей реализации сочетания традиционных и новых компонентов, обеспечивающих преемственность развития деятельности от простых её форм к более сложным, в группе оборудован «Центр развития мелкой моторики».

Для привлечения родителей к участию в реализации проекта, мной был подобран и оформлен наглядно – информационный и консультативный материал для родителей, проведено родительское собрание с участием психолога. На родительском собрании был проведен мастер-класс по развитию мелкой моторики рук. Благодаря этому, родители приняли активное участие в изготовлении практического материала и в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.

Благодаря применению наработанного материала на практике, по результатам диагностического обследования, у воспитанников наблюдается совершенствование речевых навыков, повысился уровень изобразительных навыков. А также, у многих детей заметно повысилась самооценка.

В качестве обобщения проделанной работы, на педагогическом совете была представлена презентация по теме: «Развитие речи через пальчиковые игры».

Планирование

1 неделя

Понедельник 15.02.

Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»

Игры с конструктором

Вторник 16.02.

Пальчиковая игра «Козочка»

Игры с мозаикой

Среда 17.02.

Пальчиковая игра «Мы варили суп»

"Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги".

Четверг 18.02.

Пальчиковая игра «Кораблик»

Работа с раскрасками - штриховка

Пятница 19.02.

Пальчиковая игра «Два веселых гуся»

Лепка из глины и пластилина

Суббота 20.02.

Пальчиковая игра «Банька»

Спрячь платочек

2 неделя

Среда 24.02.

Пальчиковая игра «Семья»

Ищем маленькие игрушки в миске с крышками

Четверг 25.02.

Пальчиковая игра «Ой мороз, мороз…»

Игры с прищепками

Пятница 26.02.

Пальчиковая игра «Апельсин»

Игра с клубочками

3 неделя

Понедельник 29.02.

Пальчиковая игра «Я пеку, пеку, пеку…»

Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков, и т. п

Вторник 01.03.

Пальчиковая игра «Пальчиковые загадки»

Собирание пазлов и разрезных картинок

Среда 02.03.

Пальчиковая игра «Дом»

Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа)

Четверг 03.03.

Пальчиковая игра «Маланья»

«Бусы для мамы» нанизывание

Пятница 04.03.

Пальчиковая игра «Лакомка»

Рисование нетрадиционным методом

4 неделя

Среда 09.03.

Пальчиковая игра «Постираем белье»

Работа с пластилином

Четверг 10.03.

Пальчиковая игра «На постой»

Пальчиковая гимнастика- шнуровка

Пятница 11.03.

Пальчиковая игра «Снег, снег»

Массаж ладоней и пальцев рук

Конспект НОД. Тема «В гости к Лисичке».

Цель: развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: - познавательные: закреплять представление о диких животных (медведь, лиса, заяц, еж, белка) - обучающие: учить соотносить слова стихотворения с движениями, имитировать игру на различных инструментах, подражать их звукам. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе. Продолжать учить правильно держать карандаш, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться проведения линии карандашом не отрывая от бумаги, по середине дорожки.

-коррекционно-развивающие :развивать внимание, память детей, развивать мелкую моторику рук. Учить детей захватывать ладошками мелкие предметы и переносить их в другое место. - воспитательные :формировать доброжелательное отношение детей к лесным животным, желание помогать им. Воспитание чувства коллективизма.

- игровые: совершенствовать умение использовать игры с мелкими предметами.

Материал:

Демонстрационный: мягкие игрушки, ёлки. Раздаточный: подносы, орешки, миски, корзинки, макароны, мелкие игрушки, разрезные картинки, карандаши, листочки с дорогой, конфеты.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми заходят в группу, здороваются.

Воспитатель: Дети, посмотрите, куда мы с вами попали (стоят несколько елочек)

Дети: В лес!

Под ёлочкой сидит зайчик и плачет. Дети спрашивают, «Почему зайчик плачет?»

Зайчик: «У Лисички сегодня день рождения, я ей нёс подарки и потерял их. Что же мне теперь делать? Как я пойду без подарков?»

Воспитатель: «Дети давайте поможем зайчику найти подарки для лисички.»

На столе стоят миски с мелкими макаронами, в них спрятаны мелкие игрушки.

Дети находят игрушки и называют их:

- Я нашла куклу. И т. д.

Найденные игрушки отдают зайчику.

Воспитатель: Ребята! А вы хотите узнать, кто еще идет к Лисичке в гости на день рождения? Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.

Вместо шубки лишь иголки

Не страшны ему и волки,

Колкий шар не видно ножек

Звать его конечно ….(Ёжик)

Вот он Ёжик.

Ребята, а наш Ёжик очень любит играть. А вы хотите с ним поиграть?

Пальчиковая игра «Ёжик»

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, кто еще идет к Лисичке в гости. У меня есть картинки, где нарисован наш герой. Ой, посмотрите мои картинки разлетелись, вы поможете мне их собрать?

Дети подгруппами по 3 человека собирают разрезные картинки.

-Кто получился у вас на картинках? Правильно, Мишка.

В гости идет Мишка, но он заблудился и не знает по какой дорожке идти. Давайте поможем Мише найти дорогу. Для этого необходимо провести карандашом не отрывая от бумаги по -середине дорожки, прямо к Лисичке (на листе изображены три дорожки, необходимо выбрать дорожку от Мишки до Лисички).

Воспитатель: Ребята, каких зверюшек мы с вами уже встретили?

Дети: Зайца, Ёжика, Медведя.

Воспитатель:Где все они живут? Правильно в лесу, и называются?

Дети: - Дикие животные.

Воспитатель: А кого из диких животных мы еще с вами знаем? Я вам подскажу:

По деревьям ловко скачет

И в дупло орешки прячет?

Дети: Белочка.

Воспитатель: Белочка несет лисичке в подарок орешки. Тяжело ей нести орешков много, корзинки тяжелые. Давайте ей поможем.

Содержимое корзинок высыпается на 2 подноса. Дети делятся на 2 команды. По сигналу дети переносят орешки с подносов в корзинки.

Воспитатель: Собрались все зверята в гостях у лисички и стали веселится.

Предлагает детям поиграть на музыкальных инструментах (воображаемых) и поплясать вместе со зверятами.

Речь с движениями «Я на скрипочке играю.»

Я на скрипочке играю

«Тили-ли, тили-ли»

Скачут звери на полянке

«Тили-ли, тили-ли»

на гармошке я играю «Ры-ры-ры»

Скачут звери на полянке

«Ры-ры-ры»

Я на дудочке играю «Ду-ду-ду»

Скачут звери на полянке

«Ду-ду-ду»

А теперь на барабане

«Бум-бум-бум, трам-там-там»

Все зверушки разбежались

по кустам, по кустам.

Воспитатель: Ребята вам понравилось играть и веселиться вместе со зверятами в гостях у Лисички?. Вы были сегодня такие умнички, помогли зверушкам придти к Лисичке на день рождения. Столько добрых дел сделали. А кто помнит, кому мы сегодня помогали (ответы детей). Лисичка очень вам благодарна, за помощь. Ей очень понравилось с вами играть и веселиться, и она хочет вас угостить вкусными конфетами.

Картотека игр на развитие мелкой моторики :

«Катание по столу, между ладонями карандашей и шариков»

Цель: развивать мелкую моторику.

Детям дают граненые карандаши. Ребенок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

«Игры с пластилином»

Учить скатывать «шарики и колбаски» между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого. Формировать координацию движений, развивать умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно ее держать, развивать воображение.

«Найди вторую половинку»- разрезные картинки

Учить выделять части предмета и соединять их в целое, развивать зрительную ориентировку, мелкую моторику.

«Шнуровки»- учить вкладывать шнурок в дырочку

Учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу, развивать целенаправленность действий и мелкую моторику.

«Пазлы»

Это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т. д.

«Игры с бусинками»

Оборудование: бусины, ниточки.

Нанизываем бусинки на ниточки, изготавливая украшение для игры. Нанизываем бусины в определенном порядке, чередуя по форме, цвету, или величине.

«Работа с мозаикой»

Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.

Выложить несколько рядов из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

«Игры с конструктором»

Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.

«Игры-с-магнитами»

Игры с магнитами для детей второго года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т. д.) или друг к другу.

"Игры с прищепками"

Прикрепляем прищепки к различным предметам: к пластмассовому ведерку, к деревянной палочке, к книжке, к картонным силуэтам (ежика, солнышка,цветочка, елочки и т. п., к веревке, к ткани и т. д.

«Игры с бумагой и салфетками»

Снежки из бумаги: Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.

Снежинки из бумаги: Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.

Секретики: Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.

«Пальчиковый бассейн»

Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

«Рисунок на крупе»

Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы.

«Спрячь платочек»

Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то,.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с са-мого раннего.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается.

Презентация «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования»Презентация «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования» Уважаемые коллеги и гости моей странички! Хочется поделится опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Проект «Ладушки-ладошки» Приложение 4 Проект «Ладушки-ладошки» Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Паспорт проекта Цель: развитие.

Проект «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с прищепками» Проект: развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с прищепками. Место проведения: первая.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством работы с крупами «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Самообразование «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Самообразование. «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».   Источники способностей и дарований детей - на.

Самообразование: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Самообразование воспитателя СОШ п. Верхнеказымский Шелудковой Натальи Александровны Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 мая 2018 в 18:54
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Котельникова (УИ 78914) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД