Ай-Cуу Ламажык
Творческий отчет «Нетрадиционные формы рисования, как средство развития мелкой моторики пальцев рук»
Творческий отчёт
по теме: «Нетрадиционные формы рисования, как средство развития мелкой моторики пальцев рук»
Воспитатель: Ламажык Ай-Суу Романовна
МАДОУ ЦРР д\с № 6 г. Кызыла.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Публикация «Творческий отчет „Нетрадиционные формы рисования, как средство развития мелкой моторики пальцев рук“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
(В. А. Сухомлинский)
Надо ли обучать детей технике рисования в детском саду? Нет! Считали А. Бакушинский и его сторонники, полагавшие, что творчество детей совершенно и им нечему учится у взрослых. Да! Утверждали К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бейер, подчеркивавшие особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Особое внимание этой проблеме уделяет Т. С. Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.
Общеизвестно, что рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить свое представление об окружающем мире (что создает положительный эмоциональный настрой, развивает фантазию и воображение, дает возможность закрепить знания о форме и цвете. Позволяет эффективно разрабатывать мышцы рук и закреплять умение правильно держать кисть. Происходит это не само по себе, а при систематическом, целенаправленном и вместе с тем тактичном и не навязчивом руководстве воспитателя.
Работая на первой младшей группе, я обратила внимание, что детям в этом возрасте очень сложно завязать и развязать шнурки, застегнуть пуговичку, удерживать правильно ложку, а также карандаш при рисовании. Это наткнуло меня на мысль, что нужно более углублённо работать над мелкой моторикой, поэтому я взяла тему: «Нетрадиционные формы рисования, как средство развития мелкой моторики пальцев рук». По данной теме существует очень много способов и приёмов, которые направлены на развитие тактильных ощущений.
Задумываясь над данным вопросом, я, прежде всего, изучила опыт работы педагогов новаторов и методическую литературу:
1. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч».
2. Книги: Т. С. Комарова «Формирование графических навыков у дошкольников»; В. С. Мухина «Деская психология»; З. М. Богусловская, Е. О. Смирнова, В. А. Венгер «Пособия по развивающим играм»; Труды М. Монтессори; М. Д. Лахути «Как научить рисовать» и т. д.
Я поняла, что прежде чем отрабатывать технические навыки, необходимо сформировать яркие зрительные представления о предметах и явлениях, нужен сенсорный опят. Для этого неоценимую помощь мне оказали дидактические игры с цветными шариками, матрёшками, мозаикой. Интересные игры с бельевыми прищепками. Эти игры хорошо развивают мелкую моторику рук, так же они направлены на формирование умение сличать и объединять предметы по признаку цвета. Дидактические игры помогают познакомить детей с формой, цветом, величиной, которые имеют определяющее значение для развития зрительных представлений о предметах и явлениях. Для обогащения сенсорного опыта мы с детьми:
1. Наблюдаем за явлениями природы (облака, небо, деревья и т. д.)
2. Рассматриваем одежду, игрушки, комнатные растения, обитателей аквариума;
3. Читаем детские книжки и рассматриваем иллюстрации к ним;
4. Организовываем игры-драматизации по сказкам «Курочка ряба», «Колобок», «Репка» и т. д.
Прошла предварительная работа. Был составлен перспективный план занятий по нетрадиционным методам рисования.
На первых занятиях я учила детей правильно держать в руках карандаши, фломастеры и кисть, пользоваться красками. Учитывая возраст своих детей, все наши занятия проходили в игровой форме.
Хочу привести пример одного из занятий.
Прикрепив декоративную птичку на краю мисочки с пшеном или другой мелкой крупой, включив музыку с пением птиц, предлагаю детям покормить птичку, которая прилетела к ним в гости. Для этого, нужно было взять шепотку крупы тремя пальчиками, поджав мизинец и безымянный, и насыпать её в мисочку тонкой струйкой, как бы протирая зернышки между подушечками пальцев. Когда птичка была «накормлена», я поросила ребят показать, как они её кормили. В благодарность за угощение добрая птичка научила их правильно держать кисточку, карандаш или фломастер: щепоткой из трех пальцев. Вставляя в сложенные щепоткой детские пальчики любой из необходимых художественных инструментов, я поясняла, что два пальчика (большой и средний) должны его крепко держать, а третий (указательный) – придерживает сверху. Детям нравятся подобные занятия, они, очень, заинтересованно работают на них. Параллельно идёт развитие мелкой моторики рук.
Обучая детей раннего возраста техническим навыкам создания выразительного образа, я учитываю особенности их восприятия и действий, то есть отношение к рисованию как к игре, неполнота изображения предмета, эмоциональное восприятие всего происходящего. Именно поэтому основным методом моей работы является совместная деятельность с детьми. Показывать технические приёмы рисования нужно живо, эмоционально, стараясь, прежде всего, заинтересовать детей. Если какой-либо приём не получается, мной используется индивидуальный подход к ребёнку. Раздавая листы тонированной бумаги, необходимо создать настрой на определённый образ, например голубая бумага – это небо в солнечный день или вода в аквариуме. Один из наиболее эффективных приёмов научить детей создавать выразительный образ - способ «дорисуй». Медвежонок захотел полакомиться арбузом, но где взять зимой? Нарисовать! Воспитатель рисует ломтики спелого арбуза, а дети дорисовывают семечки. Целесообразно совмещать рисование с аппликацией, например заготовка аппликация – петушок, а дети рисуют красочный хвост.
Мои занятия строятся с использованием музыкального сопровождения, стихов, потешек, песен, загадок, что позволяет удержать интерес и внимание детей. Учитывая возраст этих детей, большую роль в занятиях играет художественное слово. Те стихи, которые я беру, учат меня быть очень деликатной и осторожной в оценках результаты работы детей. Не всегда и не всё получается так, как было задумано. Но разве это главное.
Проще всего обучать ребёнка на известных и знакомых ему предметах, которое он видит каждый день и к которым привык. Такой предмет, можно представить в необычном для него ракурсе.
Всегда – играет ли он с игрушками, пытается научиться держать карандаш, - в первую очередь он видит свои пальчики и ладошки. Их я помогаю детям использовать в рисовании. Это техника называется «пальчиковая, ладонная живопись». Предварительно хорошо выполнить упражнения на песке, например такие, как «Отпечатки ладошек», «Походим пальчиками по песку», «Порисуем пальчиками на песке» и т. д.
Если ребёнок не боится запачкать руки в краске, ему будет интересно делать отпечатки на листе бумаги и рисовать пальчиками. Для такой работы используется гуашь. Нужно нанести на ладошку тампоном краску, и ребёнок оставляет на листе бумаги отпечаток. Таким образом, можно рисовать солнышко, цветочек, салют, снежинки и т. д. Пальчиком можно украсить платочек, сарафан для матрёшки, тарелочку, нарисовать капель, дождик.
Из наблюдения за тем, как дети, не совсем верно выполняли мои рекомендации, слишком глубоко окунали пальцы на краску, а затем старательно очищали их, вытирая о лист бумаги или салфетку, родился ещё один вид «забавного» художественного творчества. Например, изобразить розу с помощью этого приёма, отпустите палец (до второй фаланги) в краску, а затем круговыми движениями, как бы раскручивая спираль, со всех сторон вытирайте плец о бумагу. Такой способ доставляет особую радость детям.
Следующая техника, которую использую со своими малышками, это рисование тампоном. На первом этапе я пользовалась тампоном без палочки или штампами. Тампон делается из кусочка поролона, можно положить его в половинку яйца от киндер-сюрприза, чтобы малыш не запачкал руки, также можно сделать штампы из свежих овощей (картофеля, моркови, брюквы).
Надо сказать, что штампы недолговечны, поэтому можно взять, например ластик, который вставляется в бутылочную пробку. Эта техника усиливает контакт между рукой ребёнка и рабочей поверхностью. Сжимая и разжимая упругий материал, ребёнок активно массирует кончики пальцев. Проводя работу под музыку, мы развивали не только мелкую моторику, но и чувство ритма. Специально изготовленные штампы дают возможность ребёнку с любым уровнем сформированности изобразительных навыков, сделать свой рисунок ярким и интересным. С помощью штампов можно украшать узорами салфетки, скатерти, платочки. Затем, с детьми пробовали рисовать штампами на палочке.
Это помогает формировать правильный захват.
Ещё один способ нетрадиционного рисования, это рисование по трафарету. Это более сложный способ рисования : надо не только действовать тампоном, а ещё и удерживать другой рукой трафарет. Так как для детей младшей группы это сложно, я облегчила своим малышам задачу. Изготовила специальные доски, на которое фиксируется листок бумаги и трафарет. С помощью трафарета и тампона, можно нарисовать любой предмет : рыбку, машинку, зайчика и т. д. Этим же способом можно рисовать по мокрой бумаге. Для этого перед рисованием надо смочить лист бумаги влажным тампоном. Отпечаток на такой бумаге немного размыт. Хорошо получаются цветы, овощи, фрукты. Это ещё один способ нетрадиционного рисования.
Изучив каждый приём нетрадиционного рисования в отдельности, я с детьми взяла коллективное рисование, где дети изобразили аквариум всеми доступными способами. От этого рисования малыши получили огромное удовольствие, они долго рассматривали получившийся рисунок, радовались ему. В результате расширился словарный запас детей, совместная деятельность сблизила их, делая отношения между ними добрыми, ласковыми.
Затем своей работе я использовала такой метод, как кляксография. Этим методом можно весело и легко наносит кляксы на бумагу. Обыгрывание ребёнком полученного изображения, помогло развить не только мелкую моторику пальцев рук, но и воображение. Следующая техника – отражение или монотипия. Эта техника используется вместе с кляксографией. Лист бумаги складываем пополам. На одну часть бумаги наносятся клякса, затем половинки листа соединяются, а потом раскрываются. Получается зеркальное изображение. Таким способом можно нарисовать бабочку, которая сидит на цветке, а затем после сложения – бабочка в полёте. На первом этапе эту технику я использовала для рисования простых рисунков, например дождик, одуванчик и т. д.
Далее, своей работе я брала новый приём оформления рисунка, это присыпание солью по мокрой краске, для создания объемности изображения. Перед этим мы с детьми беседовали о свойствах соли, с обследованием и практическим показом. Составила занятие, на котором дети работали заинтересовано и без особых трудностей справились с заданием.
Кроме того, в свободное время мы с детьми украшаем витражи, для них используем специальные витражные краски и трафареты. Дети учатся нажимать пальцами на тюбик с такой силой, чтобы выдавить и правильно распределить нужное количество краски. В этом случае развивается не только мелкая моторика, но и мышцы всей руки.
Рисование на воде - ещё одно увлечение моих детей. Здесь используется специальный планшет и водяные краски. Это позволяет ребятам развивать фантазию и световосприятие, при помощи смешивании цветов.
В результате проведенной работы на начало учебного года, дети уверенно научились рисовать такими приёмами нетрадиционного рисования, кА рисование тычком, печатью, рисование по мокрой бумаге, рисование солью.
В дальнейшей своей работе я планирую научить детей следующим приё мами: рисование набрызгом, рисование нитками, расчесывание краски.