Галина Грачёва
Творческие возможности физкультурных занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурное занятие — самая эффективная школа обучения движениям. Другие, несомненно, важные формы организации физического воспитания, не могут обеспечить системного накопления двигательного опыта. Так, содержание двигательной деятельности на прогулке зависит от предшествовавших занятий, погодных условий, сезонных явлений, оборудования площадки и др. Кроме того, прогулка — это время отдыха после занятий и других организованных видов деятельности. Отсюда и специфичный эмоционально-психологический настрой детей и воспитателей.
Публикация «Творческие возможности физкультурных занятий» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Физкультурное занятие — именно тот элемент традиционных педагогических технологий, который необходимо сохранить в условиях многопрограммное и вариативности образовательной работы в ДОУ.
Комплексность нагрузки, единство оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, характерные для физкультурных занятий, получают качественно новое звучание в свете современных требований развивающего образования: детей необходимо активно приобщать к здоровому образу жизни, приучать осознанно манипулировать движениями — видоизменять, придумывать, выбирать наиболее целесообразный способ действия, передавать в движении эмоциональное состояние, входить в воображаемую ситуацию. Словом, обучение движениям приобретает специфическую направленность: не подражать, а сотворять.
Активная и разнообразная поддержка в детях стремления к творчеству должна стать лейтмотивом педагогического руководства при выполнении детьми как отдельных двигательных заданий на первом этапе обучения, так и в направленных физкультурных занятиях, в которых творческая активность ребенка — задача специального обучения.
В самом деле, прыгать по очереди через начерченный воспитателем «ручеек», предварительно сгибая ноги и стараясь не наступить на линию, символизирующую «противоположный берег», довольно скучное, неинтересное, да и не каждому малышу понятное, а значит, и малопродуктивное занятие. Другое дело, когда ручейков много, широких и узких, коротких и подлиннее, да текут они в разные стороны, а еще лучше, если начерчены они разноцветными мелками, тогда хочется прыгнуть и через красный, и через синий, и через зеленый — кто через какой хочет! И, главное, не надо ожидать очереди! Вот ситуация, когда ребенку предоставляется возможность выбирать, вот самое начало его творческих, еще не осознаваемых поисков, вот созданная взрослым проблемная ситуация, которая поддерживает и совершенствует игровую позицию ребенка, интерес к процессу, стремление многократно повторить движение.
Задача воспитателя в такой ситуации — наблюдать, возможно, индивидуально корректировать движения, время от времени делать предметом общего внимания действия отдельных детей. Например:
«Посмотрите, Сережа выбрал самый широкий ручеек! Видите, как сильно он согнул ноги, чтобы дальше прыгнуть!» Перепрыгнуть в самом широком месте сможет не, каждый, но пусть попробует!
Внимание к технике как таковой, правильность выполнения на начальном этапе обучения — это как бы второй план. Главное — вызвать желание действовать.
Таких ситуаций множество. Почему, например, все должны идти «через речку к кукле в гости» по одному мостику? Это неудобно: образуется очередь, надо ждать, что тягостно для малышей. Мостиков (дощечек, картонных или клеенчатых полосок) может быть несколько, они разной ширины, а в последующем и разной высоты (доска, лежащая на полу, приподнятая на кубики, горизонтальная и наклонная; скамейка разной высоты и ширины и др.).
А еще перейти через речку можно по «камешкам» — куски фанеры или картона могут быть разной формы и размещены не обязательно в ряд. Вот и пусть каждый выберет себе «переправу», какую хочет! Склонный к подражанию малыш, конечно, захочет пройти по всем мостикам!
Сделаем еще один шаг в этом направлении: почему на «другом берегу» живет только одна кукла? Там может быть целый игрушечный город — 5—б разных игрушек. Тот, кто ходил в гости к кукле, с радостью пойдет к Чебурашке, Каркуше, Степашке, Хрюше! В последующем можно посоветовать детям идти по мостику так, как это делает «хозяин домика» : зайчик — прыжками, медвежонок — вперевалочку или на четвереньках, петушок — высоко поднимая ноги, мышка — на носочках, птички — размахивая крылышками — большими и маленькими. Кстати, попутно просто и естественно решается проблема двигательной активности: дети движутся все одновременно, в разных направлениях, в удобном для каждого ритме и темпе и, что особенно важно, выполняются такие двигательные действия с большим удовольствием!
Возможности для (развития двигательной инициативы, для проявления творческих начал многократно увеличиваются в старшем дошкольном возрасте. Возросший общий и двигательный опыт детей обеспечивает большую свободу педагогического общения, позволяет побуждать детей к инициативным действиям уже на уровне формирования игрового замысла:
«. подумайте, какие можно взять предметы и как их расставить, чтоб получились как будто норки, в которые смогут юркнуть мышки.». «Посуда побежала от Федоры лесочком, поскакала по пням и по кочкам» — что может быть большими и маленькими «пенечками», с которых удобно прыгать?». «Подумайте, как двигаться, чтобы быть похожим на уточку, ведь ножки у нее — под водой., «кошка ходит грациозно (вслушайтесь, какое необычное слово, лапки ставит мягко, голову не опускает и в отличие от собаки может легко взобраться вверх на любой предмет.».
Ребенок будет экспериментировать с движениями, видоизменять их в зависимости от ситуации и конкретных педагогических задач, особенно если весь педагогический процесс имеет творческую направленность. В любой организационной форме и, прежде всего, на каждом физкультурном занятии есть место и время для творческих заданий, для ребячьего самовыражения, для проявления инициативы, выдумки, импровизаций.
Успех дела, конечно, определяет творчески работающий воспитатель. Только ему, «играющему режиссеру», под силу преобразовать обыденный двигательной опыт детей в проблемно-творческую деятельность.
Речь идет не только об умении использовать средства художественной выразительности — соответствующую интонацию голоса, мимику, жесты — особенно тогда, когда надо прибегнуть к волшебному «как будто» при постановке двигательной задачи творческого характера. Самое главное — быть уверенным в том, что способ подачи двигательного задания вызовет адекватную реакцию детей. Так, упражнения в сюжетной форме хорошо воспринимаются детьми второй младшей и средней группы, общий и двигательный опыт которых позволяет им «войти в образ». Дети первой младшей группы лучше справляются с манипуляцией предметами — догнать, принести, поставить, достать, — но объективно практически не готовы должным образом реагировать на двигательный рассказ.
Поэтому необходимо умело дифференцировать тонкости методического руководства в зависимости от доминирующей для конкретного возраста педагогической задачи. Для младших дошкольников такой доминантой является создание интереса к движению. Воспитатель, формулируя двигательную задачу, обращается к знакомым детям образам и, выполняя, например, общеразвивающие упражнения вместе с детьми, проговаривает действия. Малыши, играя в упражнения, подражают воспитателю.
Старшим дошкольникам понятна смысловая сторона движения. Общепедагогической задачей становится развитие двигательной инициативы и самостоятельности. Стимулируя умения ребенка самостоятельно найти оригинальный способ решения поставленной двигательной задачи, воспитатель прибегает к преимущественно опосредованным способам педагогического общения.
Таким образом, основой импровизационных реакций детей является развитое воображение. Предопределяет его развитие целенаправленное формирование двигательного опыта, стержнем которого является возможность выбора.
Рассмотрим творческие возможности физкультурных занятий разных типов и видов.
Организация детей в начале занятия не всегда должна быть построением в шеренгу или колонну. Можно использовать подвижную игру с элементами строя, например, «Чье звено быстрее построится», «Ищи вожатого», «Уголки», «Найди себе пару», «Плетень» и др. Очень эффективны также игровые задания типа «Построй, как хочешь» : во время движения врассыпную воспитатель называет ребенка, который подает соответствующий сигнал (рука, поднятая вверх, означает «Стройся за мной в колонну!», в сторону — «Стройся в шеренгу!», строя детей по своему- желанию в любом месте, но обязательно вдоль зала.
Движение врассыпную задание более сложное, чем ходьба строем, каждый должен найти себе удобное место и не наталкиваться на других. В контексте обсуждаемого вопроса здесь есть возможность выбирать (находить, в плане решения учебных задач дети приобретают, в частности, навыки пространственной ориентировки.
Если занятие начинается традиционно, с построения, то движение строем необходимо чередовать сдвижением врассыпную разными способами шагом, подскоками, прыжками, ходьбой на носках, танцевальными шагами, бегом и др. Интересно перемещение врассыпную придуманным движением в соответствии с сигналами: «Птицы!», «Дети!», «Рыбы!», «Звери!». Много удовольствия доставляет детям также движение строем или врассыпную под сменяющие одна другую музыкальные мелодии, когда нужно менять и способ движения соответственно ритму.
Огромный пласт для творческой работы представляют общеразвивающие упражнения. Легко трансформирующаяся структура общеразвивающих упражнений, многообразие исходных положений, предназначенный для их выполнения различный раздаточный материал, имитационность и образность движений — многослойная основа для разного рода импровизаций.
Как реализовать идею?
Не показывайте знакомое упражнение, а только назовите его, дайте детям возможность вспомнить!
Подскажите в нужный момент: «Чтобы сильнее наклониться, ставьте ноги шире или отставляйте в сторону противоположную ногу. Чтобы колени не сгибались, когда поднимаете ноги, оттягивайте носочки. Чтобы спина была прямая во время приседания, разводите колени шире и поднимайте пятки.»
Предложите выбор: «Наклон в сторону (или вперед) можете делать двойной. Ноги (сидя на полу) можете поднимать обе вместе или поочередно по одной. Наклон можно делать стоя или сидя — кто как хочет. Возьмите для упражнений предметы, кому какие нравятся — флажки, кубики, ленточки; палку, обруч, большой мяч.»
Обрадуйте детей: «Сегодня все (некоторые) упражнения будете придумывать сами! Я только буду подсказывать, для какой части тела они должны быть.»
Для того чтобы старшие дети успешно справлялись с такими заданиями, уже в младших группах надо чаще предлагать детям последний повтор упражнения выполнить самим. Например: «Теперь без меня покажите, какие деревья высокие, а травка под ними низенькая. Слышите, как долго выпускает пар Сашин «паровоз!». Сделайте все такую длинную шею, как у «гуся» — Сережи.».
Заметим, кстати: если предусмотрено «придумывание» упражнений детьми, нужно отказаться от традиционного построения в звенья в пользу хаотичного размещения, так как дети лучше видят «придумки» товарищей.
Основные движения — ходьба, бег, прыжки, лазание, метание — стержень каждого типового физкультурного занятия и алгоритм для
разработки нетрадиционных физ1:ультурных занятий (тематических, сюжетных, игровых, занятий-драматизаций, занятий-импровизаций и др.).
Осваивать основные движения можно и нужно не только посредством прямого обучения (используя показ и объяснение, но и через игровые задания. Они привлекают детей интригующими задачами, зрелищностью, возможностью по- разному манипулировать предметами. В самом названии игровых заданий содержится подсказка — что надо делать — и направленность на результат, т. е. возможность «заглянуть вперед» и по- своему, а, значит, осмысленно действовать.
Игровые задания, особенно соревновательного типа, стимулируют проявление различных физических качеств — ловкости, точности, скорости, равновесия, чувства ритма и др. Принципиально важно, чтобы они стали не только (а может быть, не столько) показателем уровня обученности детей, но и мотивом формирования двигательного воображения.
Понимание воспитателем специфики различных физкультурных занятий, умелый подбор двигательного материала и дифференцированная методика руководства, забота о том, чтобы ребенок не просто освоил движение, но выполнял его с удовольствием, — условие и средство развития детского двигательного творчества.
Творческая направленность учебной работы находит радостное воплощение в разнообразных формах детского досуга.