Людмила Матвеева
Творческие игры в изобразительной деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Творческие игры в изобразительной деятельности в детском саду.
Развитие творчества в дошкольной педагогике всегда было одной из самых актуальных задач. К ее решению стоит приступать уже в раннем детстве, в дошкольный период, поскольку именно этот возраст является наиболее подходящим для формирования творческой личности и эстетического сознания. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности, оно характеризуется непосредственностью и позволяет ребенку максимально проявить свои способности к созиданию.
Темочки:
Любой ребенок, если ему предоставить такую возможность, охотно и с интересном будет рисовать, потому что продуктивная деятельность для него – это своеобразная игра в творчестве. Это развитие его органов чувств, эмоций, сенсорных способностей, фантазии и интеллекта. И чем раньше мы предоставим малышу возможность проявить себя в творчестве, тем лучше.
В процессе рисования, лепки, создания аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, удивляется безграничному многообразию возможностей творческого процесса, огорчается, если что-то не получается.
Игра, а так же связанные с ней виды деятельности, в том числе, и изобразительная, являются наиболее эффективными формами развивающего обучения дошкольников, которые очень часто преобразуют познавательную задачу в игровую или практическую, имеющую для них личностный смысл. Использование творческих игр позволяет в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче образов, развитию воображения. Воображение в старшем дошкольном возрасте становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование. Оно развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций.
Поэтому главная задача педагога и родителей - помочь ребенку поверить в собственные силы, а также развивать творческое воображение, оказывать помощь в открытии своего "Я" и формировать у ребенка представление о различных изобразительных приемах, которые он сможет самостоятельно использовать. Используются игры типа : «Дорисуй предмет», «Рисование по опорным точкам», «Монотипия», «Штриховка», «Рисунки с продолжением», «Рисуем облака» и т. д.
В изобразительной деятельности существуют игры, формирующие нравственные представления детей, помогающие снять эмоциональное напряжение; игры, способствующие развитию умений раскрывать образ героя с помощью цвета.
В игре «Рисуем музыку», детям предлагается, закрыв глаза, проводить линии, затем найти в этих линиях образы и закрасить; предлагается раскрашивание образов или предметов, противоположных по характеру, например, «Добрый волшебник - злой колдун», «Веселый сон - страшный сон», «Найди картину на палитре», «Скульптор и глина». Такие игры способствуют развитию чувства уверенности, самостоятельности, умения общаться друг с другом и взрослыми. Эти игры учат детей самостоятельно создавать образ, соотносить его с цветовой гаммой и его эмоциональным состоянием и особенностями.
Применяя творческие игры по типу режиссерских, с использованием ролевого поведения детей и взрослого, где создается сюжетно-игровая ситуация, и игра развертывается вокруг предметов и игрушек («Королева Кисточка», «Веселый карандаш», а также дети и взрослые выступают в той или иной роли («Зайчик», «Волшебники», «Народные мастера», развивается воображение, фантазия, эстетическое восприятие, появляется радость общения.
В играх по ознакомлению с искусством даются задания: «Кто больше заметит и назовет», «Узнай художников», «Составь узор». «Найди в природе яркие и блеклые цвета», «Помощь художнику», «Составь натюрморт», «Найди недостаток в портрете», «Портрет заговорил».
Игры с неоформленным материалом учат детей экспериментировать, исследовать мир, что помогает ребенку, не всегда умеющему словесно выразить свои чувства и ощущения, погрузиться в мир красок, линий, форм и создавать новые образы. Это игры с красками, карандашами, мелками, глиной, пластилином, бумагой, природным и различными бросовыми материалами, с камешками. Детям даются творческие задания подобного типа: «Выложи из собранных листьев рыбку (кошку, лося, зайца)», «Раскрась красиво перышки для жар -птицы. «Сказочная птица» и др.
Несмотря на динамично изменяющуюся педагогическую среду, появление новых педагогических подходов, внедрение информационных технологий в образовательный процесс и повседневную жизнь, по-прежнему остается неоспоримой важность формирования творческой личности ребенка. И изобразительное творчество как нельзя лучше способствует этому. И как говорил В. А. Сухомлинский: «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».