Елена Зюзина
Творческие игры для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и, прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развитии и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции. Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них - труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучает растения, животных».
Публикация «Творческие игры для дошкольников» размещена в разделах
Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребёнка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого – совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели.
За последние годы в дошкольных учреждениях Российской Федерации усилилось внимание к игровой деятельности детей, игра заняла должное место в воспитательно-образовательном процессе.
Наблюдения показывают: там, где воспитатели правильно определяют место для игр, создают спокойную, благоприятную обстановку, игра приобретает особое значение для формирования у детей положительного отношения к людям труда, к Родине.
Социальную действительность дети начинают отражать в играх с наиболее простых им явлений, воспринимаемых непосредственно. Играя, дети совершают «путешествия» по республикам нашей страны, узнают труд и быт людей разных национальностей. У них формируются патриотические чувства, уважение к людям труда, они знакомятся с явлениями общественной жизни.
В настоящее время значительно больше стало воспитателей, которые умело, с педагогическим тактом направляют детские игры, правильно понимая психологию играющих детей. В группах у таких воспитателей малыши играют, поют, инсценируют сказки, танцуют, устраивают кукольные спектакли. Воспитатель знает, что, если с его помощью дети уже в младшем дошкольном возрасте научатся организовывать досуг весело, обретут бодрый эмоциональный настрой, у них разовьётся способность в будущем радоваться жизни.
Игры входят в жизнь детей рано, как правило, впервые возникают в семейной обстановке. Многие воспитатели, учитывая условия и возможности семьи, проводят индивидуальные консультации, обсуждают на родительских собраниях организацию игровой деятельности детей в семье.
Воздействие той или иной игры на ребят во многом зависит от личности воспитателя, его интересов и склонностей. Умело направлять игровую деятельность могут только те воспитатели, которые овладели теорией и методикой игры.
В некоторых дошкольных учреждениях воспитатели, полагая, что они учат играть, жё стко регламентируют игровую деятельность детей: дают тему, подбирают необходимый материал, заранее распределяют роли, предлагают готовые сюжеты, следят за тем, чтобы дети не отступали от намеченного плана игры. В таких случаях игра быстро распадается, так как дети не проявляют активности, заинтересованности, своего отношения к ней, стараются быстрее освободиться от выполнения игровых действий по инструкции.
Руководство детской игрой будет правильным лишь в том случае, если позволит сохранить всю прелесть её творческого характера. А для этого надо больше уделять внимания самостоятельной деятельности детей, в которой они вступают в разнообразные контакты по собственной инициативе, имеют возможности строить свои взаимоотношения самостоятельно, сталкиваясь с интересами партнёров, усваивают нормы поведения в коллективе.
Известно, что игра возникает тогда, когда ребёнок полон ярких впечатлений, которые сильно воздействуют на его чувства. Поэтому педагогам необходимо постоянно совершенствовать методику проведения занятий, экскурсий.
Чтобы полностью использовать игру в воспитательных целях, следует знать особенности, интересы каждого ребёнка. Но в самостоятельных играх порой наблюдается и такое: одни дети не проявляют инициативы, не умеют устанавливать контакты со сверстниками, другие – чрезмерно активны во взаимоотношениях с товарищами, эгоистичны. А. С. Макаренко говорил о том, что если ребёнок постоянно будет в играх пассивным, то из него вырастет пассивный, неинициативный человек. Для воспитания моральных качеств важно не только то, как ведёт себя ребёнок в игре, но и какие чувства испытывает при этом. Поэтому педагог обязан видеть каждого ребёнка и своевременно влиять на его поведение.
Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами деятельности. Руководство творческими играми – один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельностью требует и своеобразных приёмов управления.
Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьёзно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.
Часто ставится вопрос: может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное правильное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребёнка, его интересы, его хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребёнку.
Основной путь воспитания в игре – влияние на её содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.
Тема игры – это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Каждый ребёнок изображает человека определённой профессии или члена семьи. Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребёнок не только выражает своё отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придаёт роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли лётчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребёнка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.
Содержание игр детей разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребёнку и привлекающие его внимание. Деление игр на бытовые, производственные и общественные условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта, труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут на спортивный праздник, на стадион. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет её содержание, её педагогическое значение.
Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья даёт ребёнку первые впечатления об окружающей жизни, родители – самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако если мальчикам не внушают презрения к таким играм, и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей.
Наблюдая поведение ребёнка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своём «доме», стирают кукольное бельё.
Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. В игре отражается повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного театра.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. И главным занятием детей дошкольного возраста является игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребё нка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их, называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Содержание игр детей разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребёнку и привлекающие его внимание.
Игра – отражение жизни. Ребёнок подражает взрослым в игре, но он не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Особенно увлекает ребят героические профессии. Любимые игры – полёты космических кораблей, охрана границы, путешествия на Северный полюс, в Антарктиду.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средства для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолёт, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актёры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актёры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания.
Дети сами выбирают игру, сами организуют её. Но в то же время ни в какой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определённой цели, помогает воспитывать целенаправленность.
В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребёнка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, поучают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, взывала бы лучшие чувства.
Игра – важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок размышляет над тем, что видел, о чём ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.
Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с её помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они ещё по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребёнок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребёнка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.
В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного: прежде чем отправиться в полёт, необходимо соорудить самолёт; для магазина надо подобрать товары, а если их не хватает, - изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишён увлекательной игры.
В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удаётся увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребёнка, его активность.
Дети любят игры на военные темы. Можно часто наблюдать, как они бегают с палками, - «винтовками» или «автоматами», ловят нарушителей границ. Но такие однообразные игры не всегда могут развиваться в желательном направлении и становятся скучными. Поэтому нам, воспитателям, необходимо руководить играми на такие темы, вовремя сообщить детям новые знания, помочь организовать и оформить игру. Обратимся к конкретным примерам. Большое впечатление на моих воспитанников произвёл рассказ Ю. Коваля «Алый», с симпатией они говорили о солдате Кошкине и пограничной собаке. Беседуя с детьми по содержанию, я спросила, можно ли организовать игру по этому рассказу. Предложений было много. Я помогла детям отобрать нужный материал, для оформления игры решили подобрать иллюстрации, сделать бинокли, пограничный столб, рацию и разную военную одежду. Дети с интересом готовились к игре. Организовали мы «Мастерскую», у нас появился госпиталь для пограничных собак. Мы использовали забытые детьми игрушки, лечили их. Дети с гордостью говорили: «Мы хорошо вылечили собак, они помогут пограничникам» - и с нетерпением ждали, когда начнётся игра.
В эту игру дети играли не один и не два дня, а целыми неделями, причём с большим увлечением, ответственно и серьёзно выполняли свои роли. На участке использовали природный материал. В целях продолжения и обогащения игрового сюжета прочитала стихотворный рассказ З. Александровой «Дозор», рассказ «Случай на границе» Жарикова. С целью поддержания интереса в игре и обобщения некоторых знаний мы провели беседу на тему «Мои любимые игры».
Всем известно, что дети, особенно мальчики, больше всего любят играть с машинами. Но чаще всего это индивидуальные игры. Их содержание - перевезти что-то, отремонтировать, построить гараж. С целью обогащения детей знаниями, я провела игру-занятие «Шофёры уходят в рейс», рассматривали картины на занятиях по развитию речи и разучивали тематические произведения (рассказы, стихи, песни, подвижные игры, строительство общего гаража, обучение конструированию автогаража, совместные игры с воспитателем. Я связала игры (сюжетно-ролевые, строительные, подвижные) с занятиями по развитию речи, конструированию. Этим я осуществляла нравственное воспитание, формировала взаимоотношения. Взаимоотношения значительно изменились: дети научились играть совместно, не мешать сверстнику, не отнимать игрушки, не ссориться. Более того, они уже пытались оказывать товарищу помощь, проявляли к нему внимание, заботу.
Воспитатель должен руководить игровой деятельностью детей, влиять на её содержание, на взаимоотношения играющих. Его советы, а часто и прямое вхождение в игру объединяют группировки, предупреждают конфликты.
С целью обогащения знаний детей о моряках, я провела с ними беседу на эту тему. Рассказала о кораблях, о трудной и почётной службе моряков, об их смелости и выносливости, о морской дружбе. После нашей беседы дети построили корабль из строительного материала. Дети представляли себя моряками, примеряли капитанскую фуражку, смотрели в бинокль. По очереди дети выдавали себя за капитанов и отдавали приказы другим детям-морякам.
Чтобы правильно руководить игрой, надо уметь играть с детьми, чувствовать и понимать, что их интересует, что занимает. А если к этому еще прибавить выдумку и инициативу воспитателя, его умение создать обстановку, которая побуждает детей к играм, его тактичное руководство, то можно с уверенностью сказать, что и игры детей будут интересные и содержательные.
В организации игры и игрового творчества большое значение имеет совместный труд взрослых и детей по изготовлению атрибутов для игры. Мы учили детей использовать в играх разнообразный природный материал.
Воспитателю по каждой теме игры необходимо придумывать систему взаимосвязанных между собой занятий с использованием разнообразных методов и приёмов, совокупность которых, влияя на чувства детей, вызывает у них сопереживание, требуемое для осознания жизненных фактов поведения и взаимоотношения людей.
Для игры в «Школу», например, мы проводили беседу о школе с использованием иллюстративного материала, заучивали стихотворения «В школу» З. Александровой, беседу о предметах, которые нужны ученикам, изготовление игрушек-самоделок: книжек, тетрадей портфелей. Чтобы дети вспомнили всё, что они знают по данной теме, что они видели и слышали на занятиях, отразили это в игре, определили, какие игрушки необходимо сделать для оживления игры, мы проводили небольшие беседы по ходу игры.
Общение детей друг с другом в играх порождает поступки. Ребёнок, начиная игру, уже как-то поступает: ему нужна игрушка – он может отобрать её у соседа или попросить, он может кого-то позвать играть с собой или, наоборот, отказаться от совместной игры. В процессе игры мы на каждом шагу сталкиваемся с поступками детей: ссорятся ли они или действуют дружно, поступают справедливо или несправедливо, организованно или неорганизованно.
Ещё мне хотелось бы немного рассказать о строительно-конструкторских играх, т. к. они способствуют развитию мыслительных способностей, творческого воображения, инициативы, обостряют наблюдательность, развивают волю, упорство. Уделять большое внимание конструкторским играм мы начали со старшей группы. Чтобы выработать положительное отношение к игре мы взяли на себя роль организаторов и активных участников. Вместе с ребятами возводили постройки и потом обыгрывали их, Для этого мы должны были установить связи между сюжетными и строительными играми. Этот путь оказался эффективным в силу того, что перед детьми возникла интересная и понятная цель. Не только постройка сама по себе как процесс созидания интересует ребёнка, а результат, который может быть потом использован в игре. Дети стали охотнее брать строительный материал, научились строить, и игры стали для них интересными. Дети стали строить сообща. Мы учили их договариваться, кто, что будет делать.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В процессе игры формируются многие положительные качества ребёнка, развиваются его познавательные способности, формируются интерес и готовность к предстоящему учению. Однако игра важна не только для подготовки ребёнка к будущему, но и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.