Мария Арюхова
Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?»
▼ Скачать + Заказать документы
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Публикация «Консультация для родителей „Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Так, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это сочетание личностных качеств, предполагающее наличие свойства, которое делает новым и оригинальным продукт совершаемой деятельности, тем самым повышая её результативность. Другими словами, творческие способности заключаются в умении находить новые оригинальные решения каких-либо задач.
К творческим способностям относятся:
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность заменять несколько понятий одним и использовать ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть.
11. Творческое воображение.
12. Способность доработки деталей, для совершенствования первоначального замысла.
Для развития творческих способностей детей необходимо:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
3. Развивать наблюдательность
Практические советы для развития творческих способностей:
- Давать детям возможность создавать «шедевры» из разнообразных материалов (поделки из природного материала, рисования нестандартными способами)
- Чаще общаться с природой (учить детей наблюдать за явлениями природы, сравнивать, анализировать, размышлять… Гуляя, фантазируйте, на что похожи облака или силуэты деревьев).
- Придумывайте вместе с детьми сказки, создавайте новых героев, сочиняйте продолжения существующих сказок, переселяйте героев из одних сказок в другие.
- Давайте детям слова с просьбой найти к ним рифму, сочиняйте стихи и песни.
- Полезно играть в разные ассоциативные игры, где детям будет предложено отыскать связь между двумя ничем не связанными предметами, словами.
Игры-задания для развития творческих способностей:
1. «Весёлые картинки»
Изобразите на бумаге геометрические фигуры и предложите ребёнку «превратить» их во что-то новое. Это может быть всё, что угодно: солнышко, цветок, кукла и т. д.
2. «Угадай!»
Поместите любой, какой-нибудь предмет в коробку с крышкой и предложите детям угадать, что там? Пусть они размышляют: задают вопросы, фантазируют, выстраивают логическую цепочку.
3. «Хорошо и плохо»
Взрослый называет предмет, либо явление, а дети должны размышлять о его положительных и отрицательных качествах. К примеру, зима: хорошо - что можно кататься на санках, плохо - что можно простудиться и очень холодно. Печь: хорошо - что можно приготовить пищу, плохо - то, что обжечься.
4. «Слова»
Скажите любое слово и предложите детям подобрать к нему антонимы (противоположные по значению слова): холодный — горячий, весёлый — грустный; синонимы (близкие по значению): хороший — отличный, обманывать — врать и т. д.
5. «Необычное использование предмета»
Предложите детям находить необычные способы использование самых обычных предметов. Здесь приветствуется безграничная фантазия! Например, в кувшин можно не только наливать компот, но и ставить туда цветы и т. д. Пусть они придумают необычный способ использования ложки, стула, гвоздя и других предметов!
6. «А вдруг?»
Предложите детям развить какую-либо тему: а что бы было, если бы вдруг, например, все стали лилипутами или животные начали бы разговаривать по-человечески?
7. Совместный кукольный театр.
Развитию творческого начала будут способствовать и представления кукольного театра. Пальчиковые куклы и «петрушки», вручную сшитые игрушки для театра, оригинальные декорации создадут непринуждённую атмосферу, позитивно влияющую на полёт фантазии детей!
8. И конечно, всем известные дидактические игры такие, как «Головоломки» или «Логические цепочки», мозаики, «Прочитай слово по первым буквам».