МААМ-картинки

Опыт работы учителя-логопеда

Гайбышева Динара Рафильевна
Опыт работы учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы учителя-логопеда

Быть здоровым – здорово!

Здоровье - это состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Оно является важнейшей ценностью для каждого человека.

Я - за здоровый и активный образ жизни. Очень люблю выполнять по утрам зарядку, с этого начинается каждый мой день. С самого детства занимаюсь лыжным спортом, люблю бегать и танцевать. Активно принимаю участие в спортивных соревнованиях на уровне города: «Лыжные гонки», «Лыжня России», «Кросс наций», «Легкоатлетический пробег», «Всемирная зарядка», «Танцы на степах», «Сдача нормативов ГТО» и многое другое. Но это все - просто моё увлечение, мой досуг, моё хобби.

Публикация «Опыт работы учителя-логопеда» размещена в разделах

Я – педагог, учитель – логопед. Мои воспитанники - это мои маленькие друзья: шустрые и спокойные, смелые и скромные, говорливые и молчаливые, неусидчивые и целеустремленные. Они все такие разные, и к каждому нужно найти свой индивидуальный подход, подобрать тот единственный ключик и войти в доверие, и только после этого они пускают меня в свой мир, мир детских грёз и детских суждений.

В настоящее время отмечается ухудшение здоровья детей. Это является актуальной проблемой не только медицинских работников, но и педагогов, так как осложняется процесс обучения, снижается качество знаний. Очень вырос процент детей, имеющих речевые нарушения, которые также являются показателем здоровья, и ранее выявление и коррекция нарушений речевого развития обеспечивает успешность ребенка, его эмоциональное благополучие, предупреждает дисграфию и дислекцию.

В силу своей профессии, я стремлюсь помочь детям научиться правильно произносить звуки родной речи, красиво и грамотно излагать свои мысли. Красивая, чистая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы.

Активно включаю в образовательную деятельность здоровьесберегающие технологии: оздоровительные гимнастики, динамические паузы, подвижные игры, пальчиковые и дыхательные гимнастики, самомассаж и точечный массаж.

У детей с нарушением речи слабо развита моторика артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность артикуляционных движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Развитию артикуляционной моторики способствует артикуляционная гимнастика. На логопункте мы используем разные методы и приё мы выполнения артикуляционной гимнастики:

- с использованием игрушек «Лягушка», «Клоун»;

- с использованием сказок «Весёлого язычка» и картинок –подсказок;

- с использованием логобус;

- по показу и по инструкции.

У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно. Дети не умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на их развитие речи. Для выработки силы выдоха использую разные пособия, методики.

Также использую аппаратно-программный комплекс на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС).

У детей с нарушением речи отмечается отставание в развитии мелкой моторики, главным образом, страдает техника движений и двигательные качества - быстрота, ловкость, сила, точность, координация. Для развития мелкой моторики пальцев рук использую различные пальчиковые игры и гимнастики.

Сформированность умения координировать собственные движения, развитость общей и мелкой моторики играют значимую роль в речевом развитии ребёнка. Между развитием речи и моторикой существует прямая взаимосвязь, это доказанный факт.

Поэтому, принцип двигательно-кинестетической стимуляции, который я также использую в своей работе – это один из основных принципов логопедической работы. На сегодняшний день разработано много методик и технологий по развитию общей и мелкой моторики. Также стали очень актуальными и успешными интерактивные технологии. Анализируя, насколько быстро современные дети осваивают различные гаджеты, для успешного достижения результатов в коррекции речи изучила и внедрила в свою деятельность информационно-коммуникационные технологии на основе интерактивного оборудования Cтабилотренажер А – 150, который является одной из версией профессиональных стабилометрических систем. Он представляет собой напольную платформу, подключаемую к персональному компьютеру, измеряет вес тела человека, и с помощью специализированного программного обеспечения, рассчитывает координаты центра давления на платформу для формирования канала биологической обратной связи.

Используя на занятиях стабилометрический тренажер, способствую активному развитию опорно-двигательной системы и высших психических функции, комплексному воздействию на развитие речевых центров. Используя данное оборудование, процесс обучения становится ярким, наглядным, динамичным и более эффективно осуществляется обратная связь с детьми.

Для развития всех компонентов речи,а также для упражнений на концентрацию и внимание, у детей от 5 летна интерактивном стабилотренажере использую двигательные коррекционно-развивающие игры, применяя «Стабиломер» : для формирования фонематических процессов -«Музыкальные инструменты»,«Фея»,«Загадки звуков», «Волк и овцы»;для обогащения словаря- «Бежит-лежит»;для формирования лексико-грамматической стороны речи -«Веселые дровосеки», «Тигр – выбивалка», «Бегом за жуком», «В гостях у жучков».

Игры «Стабиломера» для стабилоплатформ отличаются сказочным сюжетом и дружелюбными персонажами, которые реагируют на действия ребенка. Работают игры без задержки на любом экране, детально прорисованы и озвучены актерами. Это помогает заинтересовать ребенка, облегчает процесс объяснения задачи и снять напряжение первых занятий. Дети быстрее и легче понимают игровые задания, испытывают меньше стресса и с большей охотой посещают занятия.

Системное включение в образовательную деятельность стабилометрического тренажёра способствует формированию у детей умения координировать собственные движения, развивает общую и мелкую моторику, играет значимую роль в речевом развитии ребёнка.

Используя интерактивный стабилотренажер в коррекционно-развивающей работе, решаю следующие задачи:

- развиваю равновесие и координацию движений;

- тренирую слухо-моторную координацию;

- улучшаю внимание, память и восприятие;

- подготавливаю базу для коррекции нарушений слоговой структуры слова;

- развиваю когнитивные функции у детей;

- улучшаю регуляцию психо-эмоционального состояния;

- развиваю способности ребенка планировать свою деятельность;

- развиваю физическую ловкость и навыки владения телом.

Также стабилотренажёр использую, подключая к интернет-режиму и через соединительный USB-кабель устанавливаю к компьютеру, ноутбуку, к интерактивному столу, интерактивному полу и к интерактивной доске, что помогает мне использовать его на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Занятия на данном оборудовании применяю с детьми с алалией, дизартрией, ЗРР, темпо-ритмического нарушения речи, с нарушениями внимания (СДВ, СДВГ) и поведения, с нарушениями общей и мелкой моторики, с расстройствами аутистического спектра.

Системно разрабатываю программно-методические и дидактические материалы для организации образовательной деятельности по коррекции речевых нарушений. Спроектирована и реализуется рабочая программа образовательной деятельности коррекционно – развивающей работы учителя-логопеда с детьми 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта, а так же, рабочая программа образовательной деятельности коррекционно – развивающей работы учителя-логопеда с детьми 5 – 7 лет с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического пункта, обусловленные задержкой психического развития.

На логопункте ежегодно занимаются дети с тяжёлыми нарушениями речи и дети с задержкой психического развития, на которых разрабатываю и реализую адаптированные образовательные программы.

С целью вовлечения родителей и педагогов в профилактическую коррекционную деятельность в нормализации речевых нарушений создала систему игр в цифровом формате на сайте детского сада в разделе видеожурнал для детей «0+» и в разделе дистанционный формат сопровождения семей дошкольников «Логопедическая мастерская», где размещены видеозадания, направленные на развитие мелкой моторики, на развитие грамматического строя речи, а также на формирование фонематических процессов и др.

Включаю в практику проектные технологии. Совместно с детьми и родителями реализованы проекты «Читаем книги всей семьёй», «Герои Чуковского», «Творческая мастерская».

Мониторинг коррекционной работы позволяет мне сделать выводы о стабильно положительных результатах при организации коррекционной помощи в условиях логопедического пункта.

В результате применения интерактивных игр в период с 2020-2022гг. у 65% детей отмечается улучшение речевого развития; у 45% - положительная динамика формирования фонематических процессов; у 65% - положительные изменения при автоматизации поставленных звуков; у 55% - улучшения в развитии лексической и грамматической стороны речи.

Применяя дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению и воспитанию, сопровождение воспитанников с особыми образовательными потребностями, имею такие результаты: на сопровождении в 2019-2020 учебном году находились 5 человек, в 2020-2021гг. - 11 детей, в 2021-2022гг. - 8 детей. У данных детей отмечалась положительная динамика речевого развития: фонематические процессы дали положительную динамику у 38 % детей, звукопроизношение улучшилось у 23% детей, грамматическая речь детей стала более правильной –у 34% детей, более обогащённый словарь стал у 45% детей.

В результате выполнения задач и на основе мониторинга можно подтвердить эффективность использования данных инновационных технологий для развития речи детей.

Одним из условий эффективной коррекционной работы и речевых способностей детей дошкольного возраста является совместная деятельность детей и родителей. Важным условием для речевой активности детей является участие в образовательном процессе родителей, которые являются первыми помощниками своим детям. С целью повышения компетенции родителей по формированию фонематических процессов для профилактики нарушений чтения и письма использую различные формы совместной работы :индивидуальные и групповые консультации, мастер-классы для родителей по изготовлению дидактических игр, наглядных пособий, знакомство с их задачами и содержанием, представляю информации и рекомендации на стендах, в папках- передвижках, провожу открытые занятия, во время которых родители видят достижения своего ребёнка, выступаю на родительских собраниях, организую дистанционные формы сопровождения родителей воспитанников через официальный сайт МАДОУ ЦРР – детский сад в разделе «Методическая копилка» https://52kruf.tvoysadik.ru/?section_id=31.

Привлекаю родителей к участию воспитанников в творческих конкурсах, фестивалях: подготовка участника территориального дистанционного логопедического фестиваля успешных практик для педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Трудный звук – ты мой друг!», 2022г. ; подготовка участника дистанционного территориального конкурса детского творчества «Любимые герои произведений Корнея Чуковского», 2022г. ; подготовка участника дистанционного конкурса «Маленькие дети о большой войне!», 2022г.

Основой взаимодействия с родителями воспитанников в моей педагогической практике является организация деятельности клуба «Красивой речи», где системно и планомерно обучаю родителей эффективным формам взаимодействия с ребёнком по коррекции нарушений речевого развития. Так же функционирует выставка совместных работ детей и родителей– рисунки, аппликации, ошибана, мозаика из зерен, пластилинография по различным лексическим темам.

Использование активных форм в работе с родителями даё т определенные результаты: родители стали активными участниками встреч и партнерами в образовательной деятельности, создана атмосфера взаимоуважения и взаимодоверия; определились единые цели и подходы в вопросах воспитания и развития. В результате, с родителями удалось выстроить конструктивные взаимоотношения, они стали активны в организации коррекционной помощи ребёнку, выполняют рекомендации, интересуются успехами своих детей. Ведь здоровье ребёнка – это самое главное для каждого родителя!

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя - логопеда Хворовой Е. В. на 2017 - 2018 учебный год. Март Документационный блок.

Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группыПерспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группы Учебно-тематический план работы учителя-логопеда Голубевой Т. В. в адаптационной группе "Цыплята" МБДОУ «Детский сад № 38 «Золотой петушок».

План консультативной работы учителя-логопеда с педагогами ДОО (средняя группа) Сентябрь Консультация «Развиваем речь ребенка. С чего начать?» Консультация «Артикуляционная гимнастика-как основа правильного произношения».

План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы учителя-логопеда
Опубликовано: 3 февраля 2023 в 10:36
+63Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Гайбышева Динара Рафильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД