Юлия Лушанова
Творческая разработка: развитие зрительного восприятия (ВСИ) посредством пособия «Волшебная сетка-рамка»
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПРИЯТИЕ. ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Восприятие - это психический процесс отражения в сознании человека совокупности свойств предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы).
Значение восприятия и пространственных представлений в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Восприятие ребенка дошкольного возраста имеет свои закономерности. Это касается восприятия формы объекта, его пространственного расположения. При восприятии дошкольником картин огромное значение имеет уровень его представлений и знаний об окружающем мире.
Публикация «Творческая разработка: развитие зрительного восприятия (ВСИ) посредством пособия „Волшебная сетка-рамка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фоторамки и рамочки своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
У детей с нарушениями зрения формируются обедненные, часто деформированные зрительные образы, для которых характерна ригидность, малоподвижность, стереотипность.
ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ВОСПРИЯТИЯ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЫ ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Восприятие детьми с нарушениями зрения цветных изображений, сложных сюжетных ситуаций и пейзажей, а также опознание изображений на основе восприятия их отдельных частей характеризуются нестабильностью, неполнотой образов, низким уровнем вербализации, слабым развитием наглядного мышления, что свидетельствует о трудностях объединения сенсорной и несенсорной информации, следствием которых является бедный запас представлений, формализм речи.
Все это затрудняет понимание детьми сюжета рисунка, выделение его содержания и установление причинно-следственных связей.
У слабовидящих детей, несмотря на неполноценное зрение, основным средством восприятия мира, как и у нормально видящих, является зрение. На скорость зрительного восприятия предметов и их изображений у слабовидящих, так же как и у нормально видящих, оказывают влияние многообразные факторы: величина, сложность объекта, уровень освещенности, уровень утомления.
При рассматривании картин мелкие детали изображений или плохо воспринимаются, или не различаются совсем. Вследствие неточного и неполного восприятия рисунков и картин у слабовидящих формируются неправильные представления то в свою очередь отражается в описаниях изображенного. Осмысление содержания картины вызывает у них затруднения, так как рассматривание ее велось по частям. Все это свидетельствует о том, что восприятие сюжетных картин у слабовидящих детей находится на низком по сравнению с нормой уровне - чаще всего это стадия перечисления или стадия описания.
Методика работы с сюжетной картиной в СДУ для детей с нарушением зрения направлена на активизацию познавательной деятельности детей, развитие сенсорных функций, навыков пространственного ориентирования, зрительного внимания и памяти, на конкретизацию представлений о предметах, решает важные задачи развития речи дошкольника во всех ее аспектах.
Картины вызывают у ребенка радостные эмоции. Эмоциональная отзывчивость, присущая детям, позволяет рано формировать элементарные отношения к изображенным сюжетным ситуациям.
Дошкольники с нормальным зрительным восприятием за короткий период времени «выхватывают» детали из целостного сюжета, замечают мелкие детали и при рассказе связывают детали воедино с добавлением творческого мышления.
У дошкольников с нарушениями зрения период времени восприятия картины, и составления полного рассказа, гораздо больше по времени. Им необходимо задавать больше наводящих вопросов, чтобы выделить главные и второстепенные детали сюжета. Они выделяют более крупные детали и при рассказе не могут связать вместе все детали картины.
ТРЕБОВАНИЯ К РАССМАТРИВАНИЮ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЫ
Следует строго соблюдать определенные условия проведения занятий:
• Освещенность рабочего места подбирается индивидуально учитывая особенности зрения (500 люкс).
• Оптимальное расстояние от глаз наглядного материала - 20-35см.
• При работе вдаль (например, фронтальное рассматривание сюжетной картины) размер объекта значительно увеличивается, при этом дети располагаются на расстоянии от него 0,5-1,0 м.
• Педагог не должен допускать зрительного утомления. В перерывах для отдыха - визуальная фиксация удаленных объектов, способствующая уменьшению напряжению аккомодации, или же адаптация к белому фону средней яркости.
• Детей рассаживают учитывая сторону окклюзии ребенка.
• Педагог с указкой располагается между картиной и детьми. Либо в ряду с детьми и тогда пользуется лазерной указкой.
Определенные требования предъявляются к наглядному материалу.
• Изображения на рисунках должны иметь оптимальные пространственные и временные характеристики (яркость, контраст, цвет, структура, соотношения элементов, время экспозиции и т. д.).
• Не должно быть перегруженности изображения.
• Картина должна предъявляться на цветном, контрастном фоне.
• Важно ограничивать информационную емкость изображений и сюжетных ситуаций с целью исключения избыточности, затрудняющей опознание.
• Имеют значение количество и плотность изображений, степень их расчлененности. Каждое изображение должно иметь четкий контур.
• Хроматические объекты должны иметь насыщенные цвета.
ВИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ СЮЖЕТНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПОСОБИЯ «ВОЛШЕБНАЯ РАМКА-СТЕКА»
Обучение детей последовательному рассматриванию картины:
• Целостное восприятие картины (рассматривание картины самостоятельно).
• Выделение главных героев картины (Кто изображён на картине).
• Выделение других объектов изображения (Что ещё мы видим на картине).
• Выделение места действия на картине.
• Выделение времени действия.
• Определение действий героев картины (в данный момент, до изображаемого события, после него).
• Озаглавливание картины.
• Составление рассказов детьми по картине
• Составление картины из предметных изображений по образцу (самостоятельно).
• Составление картины по рассказу, без образца
Работа с силуэтными изображениями:
• Рассматривание и узнавание персонажей и объектов в силуэтном или контурном изображении (узнай, назови, выбери, кто или что было изображено на картине).
• Определение взаимного местоположения персонажей и объектов в силуэтном изображении (Расставь все как на картине).
Развитие восприятия позы и мимики персонажей сюжетного изображения:
• Локализация заданного объекта среди массы объектов, отличающихся друг от друга позой или мимикой.
Закрепление нестереоскопических признаков глубины пространства и использования их в самостоятельной деятельности (пересечение; уменьшение при удалении; низко-близко, высоко-далеко):
• Выделение признаков на картине.
• Расставь предметы (дома) по словесной инструкции.
Развитие зрительного внимания и памяти, мышления:
• Игры: «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Нелепицы» и т. д;
• Составление целого изображения из частей.
Развитие восприятия пейзажной картины:
• Различение времен года по характерным признакам, последовательное расположение картинок с изображением различных времён года, отталкиваясь от данной.
• Подбор признаков к заданному времени года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа с сюжетными изображения в СДУ для детей с нарушениями зрения направлена на активизацию познавательной деятельности детей, развитие сенсорных функций, навыков пространственного ориентирования, зрительного внимания и памяти, на конкретизацию представлений о предметах, решает важные задачи развития речи дошкольника во всех ее аспектах. А так же картины вызывают у ребенка радостные эмоции.
Эмоциональная отзывчивость, присущая детям, позволяет рано формировать элементарные отношения к изображенным сюжетным ситуациям.
Из вышесказанного следует, что занятия по сюжетным картинам с детьми с нарушениями зрения необходимы для развития познавательной деятельности.
В развитии восприятия сюжетных изображений пособие «волшебная рамка сетка» можно использовать в различных видах работ, предложенных выше. В дальнейшем планируется использование данного пособия (разработка различных видов работ):
- в развитии зрительного восприятия (цветовосприятие)
- в развитии ориентирования на микроплоскости