Папки-передвижки

Развитие творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования у воспитанников старшего дошкольного возраста

Светлана Барышева
Развитие творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования у воспитанников старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание:

Введение. 3

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития творческих способностей воспитанников старшего дошкольного возраста

1.1 Психолого - педагогические аспекты развития творческих способностей воспитанников старшего дошкольного возраста. 5

Публикация «Развитие творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования у воспитанников старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

1.2 Современные подходы к использованию нетрадиционных техник рисования. 7

Вывод по 1 главе. 9

Глава 2. Организация работы по развитию творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования с воспитанниками старшего дошкольного возраста

2.1 Выявление уровня творческих способностей у воспитанников. 10

2.3 Создание условий для развития творческих способностей.. 11

2.4 Использование нетрадиционных техник рисования в образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста. 12

2.5 Партнёрские отношения родителей и ДОУ по развитию творческих способностей воспитанников старшего дошкольного возраста. 14

2.6 Выявление динамики развития творческих способностей дошкольников старшего возраста. 15

Вывод по второй главе. 16

Заключение. 16

Введение

Современная жизнь и стремительные изменения в ней выдвигают перед педагогами и родителями важнейшую задачу – подготовить детей к жизни в быстро меняющемся мире. Одной из задач ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

По мнению Л. С. Выготского и Н. А. Ветлугиной следует, как можно раньше побуждать детей к выполнению творческих заданий, ведь созидая, ребёнок учится общаться с окружающим миром, видеть его красоту, замечать мелочи и нюансы. Обучаясь работе с различными материалами, узнавая их специфику, у детей развивается образное мышление.

Много радости приносит рисование дошкольникам, так как в отражении окружающего их мира происходит его изучение. Однако стандартных наборов изобразительных материалов и традиционных способов рисования недостаточно для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, у них ничего не получится. Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником, не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования, а, следовательно, ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования. Применение нетрадиционных техник рисования развивают не только творческие способности старших дошкольников, но и позволяют им думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Ведь неважно на чём и чем рисовать, а уж фантазии у современных детей более чем достаточно.

Старший дошкольный возраст характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике.

Поэтому считаю, что тема: "Развитие творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования у воспитанников старшего дошкольного возраста" является актуальной для педагогов, психологов и родителей.

Цель методической разработки – изучение и теоретическое подтверждение эффективности использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей воспитанников старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования изобразительного творчества дошкольников;

2. раскрыть сущность нетрадиционных техник рисования, как средства формирования творческих способностей дошкольников;

3. выявить творческие способности детей с применением нетрадиционных техник рисования;

4. разработать и реализовать комплекс занятий для детей старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования;

5. рассмотреть педагогические условия для реализации нетрадиционных техник рисования в образовательной деятельности.

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития творческих способностей воспитанников старшего дошкольного возраста.

1.1 Психолого - педагогичекие аспекты развития творческих способностей воспитанников старшего дошкольного возраста.

Одной из ведущих проблем современности является творчество. В настоящее время оно исследуется на психологических и педагогических, на индивидуальных и социальных уровнях. Изучению данной проблемы посвящены многие работы отечественных и зарубежных исследователей и учёных Д. Б. Богоявленского, И. В. Сусанина, Дж. Гилфорда, И. Ю. Левченко, Н. В. Гнатко, Л. Н. Комиссаровой, Я. А. Понаморёва, Л. С. Выготского, Е. О. Смирновой, Б. М. Теплова и др. Согласно С. Л. Рубинштейну, любые специальные способности относятся к творческим способностям.

Говоря о творческих способностях, исследователи часто употребляют понятие «креативность» (творческость). При этом под креативностью понимают способность человека отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд) или способность обнаруживать новые способы решения проблем, или новые способы выражения (К. Роджерс). С психоаналитической точки зрения креативность определяется, как способность принимать материал из подсознания в сознание.

Учитывая, что носитель творчества - человек, а креативность является его неотъемлемым атрибутом, Н. Ю. Хрящева и С. И. Макшанов определяют креативность, как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.

Ведущим свойством способности к творческой деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла. Л. С. Выготский раскрыл основополагающие характеристики воображения вообще и детского в частности. Он отмечал, что воображение развивается в процессе творческой деятельности под влиянием общественных потребностей. Предпосылкой высокого развития воображения является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, образовательную деятельность, приобщения к искусству. Необходимым источником воображения является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний, формирующих убеждения. Л. С. Выготский: " …все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы,- все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении" [5].

Каждый ребёнок от рождения наделён творческим потенциалом, для дошкольников характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке.

В. В. Зеньковский пишет: ". ничто не вводит нас так в духовную жизнь, в творческие задачи и перспективы, открытые перед человеком, как эстетические переживания. " [11].

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Определённым потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Воспитатель должен вести себя так, как будто вся группа состоит из будущих художников. В этих условиях наиболее одарённые скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.

Организуя образовательную деятельность с применением нетрадиционных техник рисования необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их желания и интересы. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т. п.

С возрастом расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Овладение нетрадиционной техникой является, с одной стороны, целенаправленным, с другой - обучение не следует превращать в систему инструкций и установок. Обучение художественным техникам предполагает наличие двух компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости.

Существует определённая последовательность работы по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования:

• экспериментирование;

• знакомство с нетрадиционной техникой;

• творческое преобразование;

• получение оригинального рисунка;

• использование приобретенного опыта.

Результат работы воспитанника зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать его внимание, побуждать к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

• игра, которая является основным видом деятельности детей;

• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

• музыкальное сопровождение и т. д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять воспитанникам способы действий и показывать приемы изображения.

Положительным моментом является и то, что воспитатель может осуществить индивидуальный подход к воспитаннику: помочь быстрее овладеть необходимыми навыками, оказать помощь в рисовании тому, кто сам затрудняется, и таким образом заинтересовать его. Все вопросы и указания воспитатель должен делать очень умело, чтобы не подавлять, а поощрять самостоятельность воспитанников.

Воспитательным моментом является показ рисунков самими детьми, при этом они проявляют много интереса, радости, возникает много разговоров и, конечно, возрастает желание рисовать.

Следовательно, успех использования нетрадиционных техник во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание и помочь утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Вывод по 1 главе.

Осуществляя теоретический анализ литературы, выяснила:

• способности - это индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения той или иной деятельностью. Ведущим свойством способности к творческой деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла;

• старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей т. к. воспитанники с удовольствием осваивают новые материалы, инструменты и техники;

• нетрадиционные техники рисования - это не только способ развития творческих способностей, но и создание нового, оригинального произведения искусства.

Глава 2. Организация работы по развитию творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования с воспитанниками старшего дошкольного возраста.

2.1 Выявление уровня творческих способностей у воспитанников.

В старшем дошкольном возрасте процесс рисования для детей становится более интересным, увлекательным. Это именно тот возраст, когда идёт обогащение детского изобразительного творчества.

С целью выявления уровня развития творческих способностей с воспитанниками старшего дошкольного возраста было проведено диагностическое исследование, которое проводилось в период с сентября 2015 года по май 2016 г. В исследовании принимало участие 20 детей.

Для определения уровня творческих способностей, за основу взята методика Т. С. Комаровой, которая была частично адаптирована, а именно добавила критерий "Использование нетрадиционных материалов", потому что использование их в работе говорит о внутренней свободе, которая влечёт за собой творческую раскрепощённость и развитие самого творчества.

В процессе проведения диагностики использовались разные приёмы: индивидуальные беседы, наблюдения, творческие задания, анализ продукта деятельности, игры. Анализ результатов диагностических исследований позволил определить уровень развития творческих способностей дошкольников.

Уровень Показатели Комментарии

Высокий 2 чел. -10%. Выполняют задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросом, часто использует нестандартные материалы, подбирает их в соответствии с необходимой задачей.

Средний 10 чел. -50%. Требуется не значительная помощь взрослого, они наделяли почти все предметы оригинальным образом, но допускали повторения, часто использовали нестандартные материалы.

Низкий 8 чел. -40 % Требуется значительная помощь взрослого, к продукту своей деятельности относятся безразлично, расположение композиции на листе не продумано и имеет случайный характер.

Отсюда следует вывод, что необходимо вести более углублённую работу по развитию творческих способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования.

2.3 Создание условий для развития творческих способностей.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с дошкольниками.

Для успешной реализации работы в данном направлении была создана развивающая предметно-пространственная среда: организован центр изотворчества, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета, фактуры и формы, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски, кисти тонкие и толстые, картон, различные по толщине нитки и веревочки, шаблоны и трафареты, стаканчики, салфетки, зубные щётки, расчески, поролоновые штампы, свечи, листья, ватные палочки, перья, кусочки ткани, тычки, трубочки для коктейля, нитки и т. д.

Образовательная деятельность с детьми проводится в форме совместной партнёрской работы, когда в группе создаётся обстановка мастерской. В ходе работы с воспитанниками, использовала разнообразные материалы, интересные неповторяющиеся задания, предоставляла возможность права выбора. Создавались ситуации, где дошкольники применяли усвоенные ранее знания, искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у воспитанников положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

При использовании нетрадиционных техник рисования воспитанники пользуются алгоритмом последовательного выполнения работы.

Оформлена выставка детских работ, позволяющая продемонстрировать свои успехи в творческой деятельности.

Поэтому развивающая предметно-пространственная среда играет важную роль в создании условий для развития творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования.

2.4 Использование нетрадиционных техник рисования в образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста.

Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике воспитанник получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

В образовательной деятельности применяю такие нетрадиционные техники рисования, как:

• техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение;

• техника "Рисование каплями" - готовит руку к письму, развивает мелкую моторику;

• техника «Оттиск» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, листьями, губками, бумагой, крышки и т. д.);

• техника «Рисование мозаичными мазками» - пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа;

• техника «Рисование по сырому листу» - происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков;

• техника «Рисование углём» - позволяет получать линии бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии;

• техника «Смешение красок на листе» - развивает фантазию, творческий подход к изображению, смелость;

• техника «Набрызг» - разбрызгивании капель краски, техника требует усидчивости, терпения;

• техника «Тычком» - жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т. д. ;

• техника рисования «Мыльными пузырями» - вызывает положительные эмоции;

• техника рисование «Манкой», «Солью», «Клеем» - развиваем мелкую моторику рук и др.

Для развития творческих способностей старших дошкольников в совместной деятельности применяю игры, опыты, художественное слово, картотеку нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.

Поэтому можно сказать, что используемые техники рисования помогают не только развивать творческие способности, но дают возможность безопасному выходу эмоций, где воспитанник имеет возможность реализовывать свой творческий потенциал, творить так, как хочется ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. также укрепляется вера ребёнка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.

2.5 Партнёрские отношения родителей и ДОУ по развитию творческих способностей воспитанников старшего дошкольного возраста.

Формирование творческих способностей ребёнка обусловлено не только образовательной деятельностью, организованной в дошкольном учреждении, но и партнёрскими отношениями ДОУ с родителями воспитанников

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Перед нами встали следующие задачи:

- создание эмоциональной взаимоподдержки;

- организация творческого сотрудничества;

- установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка;

- содействие родителям в общении с детьми;

-развитие у родителей уверенности в своих педагогических возможностях.

Для решения этих задач было проведено анкетирование, анализ которого помог определить, какой процент родителей понимает значение творчества для общего развития ребёнка, уровень готовности к взаимодействию с ДОУ и существует ли потребность в консультативной помощи. Тест позволяет выявить, какова роль родителей в творческом развитии ребёнка. Оформлены информационные уголки, которые содержат рекомендации по развитию творческих способностей у воспитанников в детском саду и дома, фотогалерею мероприятий, проводимых с детьми, детские работы.

В памятках (буклетах) предлагаем советы родителям по развитию творческих способностей старших дошкольников.

Для вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс проводились такие мероприятия как:

Выставка совместного творчества детей с родителями:мастер-класс, творческий конкурс и др.

Наиболее успешной формой для развития чувства дружбы, эмпатии, взаимопонимания является творческая работа в паре. Однако эффективность обеспечивается благодаря совокупности разных форм совместного творчества, а также в комплексном сочетании социализации с другими образовательными областями.

Таким образом, согласованная организованность в работе детского сада и семьи – важнейший принцип полноценного воспитания и развития творческих способностей воспитанников ДОУ.

2.6. Выявление динамики развития творческих способностей дошкольников старшего возраста.

В процессе разработки данной темы передо мной встала задача - изучить динамику развития творческих способностей старших дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования.

Сравнительный анализ результатов, полученных на начальном и конечном этапах, показал, что количество детей с высоким уровнем увеличилось на 25 % - 5 детей, а со средним на 15% - 3 ребёнка. Низкий уровень развития творческих способностей на конец учебного года не показал ни один ребёнок.

Стало видно, что воспитанники приобретают стойкую мотивацию к художественно-творческой деятельности, больше проявляют самостоятельность, эмоциональную отзывчивость, творческую активность, научились пользоваться нетрадиционными материалами гармонично и оптимально.

Из выше сказанного видно, что динамика в процессе развития творческих способностей старших дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования положительная. Это значит, что у детей есть достаточный внутренний потенциал и возможности к развитию творческих способностей.

Вывод по второй главе

Таким образом, применение нетрадиционных техник рисования влияет на развитие творческих способностей:

• очевиден личностный рост каждого воспитанника;

• эмоционально относятся к процессу рисования;

• научились оценивать себя и сверстников;

• приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов;

• приобрели опыт партнерских отношений между собой и педагогами;

• стали раскрепощённее, инициативнее;

• научились более свободно выражать свои мысли.

Заключение

Овладение нетрадиционной техникой рисования доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют, не испытывая при этом трудностей.

Рассматривая вопрос развития творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования, были проанализированы такие техники, как монотипия, кляксография, фотокопия, оттиск, рисование пальцами и ладошками, тычок жесткой полусухой кистью, печать по трафарету и др.

Данные диагностики позволяют сделать вывод, что использование системы работы по развитию творческих дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования способствует наиболее полному раскрытию творческого потенциала каждого воспитанника, существенному повышению активности в продуктивной деятельности.

Построение такой системы развития творческих способностей побуждает дошкольников к творческой самореализации, через свой внутренний потенциал.

Таким образом, можно говорить о том, что нетрадиционные техники рисования целесообразно использовать более интенсивно в старшем дошкольном возрасте, т. к. они оказывают огромную значимость в развитии творческих способностей, а также могут помочь детям лучше усвоить классическое рисование, сохранить интерес к изобразительной деятельности на долгие годы.

Считаю, что предложенный в данной методической разработке опыт по развитию творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования может быть полезен воспитателям и родителям.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей у дошкольников «Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей у дошкольников». «Страна, в которой учили так.

Развитие музыкальных способностей и творческих навыков детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных игр Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 26 комбинированного вида» - «Детский сад № 64».

Проект «Развитие творческих способностей детей по средствам применения нетрадиционных техник рисования»Проект «Развитие творческих способностей детей по средствам применения нетрадиционных техник рисования» Индивидуальный педагогический проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам применения нетрадиционных.

Развитии творческих способностей детей посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой.

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционных техник рисования» Автор.

Развитие творческих способностей детей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начинаться.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования. Искусство изображать не основываясь на традиции. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире.

Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования Консультация для родителей. «Ум ребёнка - на кончиках его пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают.

Стенгазета «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»Стенгазета «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» Стенгазета «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» Стенгазета принимала участие.

Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возрастаВлияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Проблема, на решение которой направлен проект -некоторые дети не проявляют интереса к различным видам изобразительной деятельности; -большинство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования у воспитанников старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 ноября 2016 в 13:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования у воспитанников старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Барышева (УИ 859782) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД