Ирина Куликова
Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей у дошкольников».
«Страна, в которой учили так бы рисовать,
Как учат читать и писать, вскоре превзошла
бы все другие страны по всем наукам,
искусствам и мастерствам».
Д. Дидро – французский мыслитель 18 в.
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей у дошкольников» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Все мы когда – то были художниками, но большинство из нас давно забыли о ой радости, которое приносило нам рисование.
Рисование является одним из самых творческих видов деятельности, имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребёнка. Каждый ребёнок с упоеним рисует всё то, что слышит, видит, воображает, ощущает. Ведь человек, по соей природе – творец. Как правило, его способности скрыты или реализуются в малой степени, но создавая необходимые условия их можно «разбудить».
На занятиях, подчас мы сами того не понимая, ограничиваем проявление творческих способностей, ставя детей в рамки «образца» и «показа».
Изучив опят ведущих педагогов, стало понятно, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
При реализации поставленной цели использую компетентностный подход, с развитием следующих компетенций:
Учебно – познавательная компетенция:
1. Обогащать и расширять художественный опыт детей.
2. Побуждать ребёнка к экспериментированию.
3. Поощрять и поддерживать творческие находки.
4. Формировать технические умения и навыки.
5. развивать фантазию и воображение.
Общекультурная компетенция:
1. Воспитывать положительное отношение детей к сотрудничеству со взрослыми.
Для создания творческого процесса у детей, я придерживаюсь следующих принципов:
1. Построение занятий с постепенным усложнением и расширением тематики изобразительной деятельности от возраста к возрасту.
2. Обязательное включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приёмов, ситуаций.
3. Разнообразие художественного материала предоставляемого для работы.
4. Создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях.
Несомненным достоинством нетрадиционных техник рисования является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна. Дети получают неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, настроение. Учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы. Оформлять их до узнаваемых и погружаются в удивительный мир творчества.
Знакомясь с разнообразием нетрадиционных техник рисования, дети понимают, что любое изображение: будь – то портрет, пейзаж, натюрморт, животное или цветы можно представить по-разному.
Общеизвестно, что художественно- творческие способности, умения и навыки у детей необходимо начинать и развивать как можно раньше. Доступность нетрадиционных техник определяю согласно возрастным особенностям детей.
Во 2 младшей группе рисуем : пальчиками, ладошками, ватными палочками, губкой. штампами, тычком «жёсткой» кисти. Эти техники обладают важным средством художественной выразительности – формированием чувства «ритма».
Имея более богатый опят рисования дети старшего дошкольного возраста используют ранее изученные техники для дополнения художественного образа например: (листья на деревьях, траву, цветы, облака, элементы декоративных росписей).
В старших группах, большее внимание уделяю изучению сложных техник рисования.
Кляксография: Такая игра с красками помогает развивать у детей глазомер, фантазию, воображение.
Мототипия: Эту технику использую в качестве упражнений на развитие фантазии, воображения, чувство цвета и формы.
Свеча – акварель: Разве бывает на свете ребёнок, который не любит волшебство? Для такого волшебства необходимо лист бумаги, свеча и акварель. И как по волшебству появляется рисунок. Такой вид рисования приводит детей в восторг. И они готовы творить снова и снова.
Изонить: При использовании этой техники рисования получается хаотическое изображение, которое рассматривается детьми и дорисовывается.
Клей ПВА – манная крупа : Рисование при помощи клея и крупы- интересное и увлекательное занятие, оно развивает моторику рук, творчество, фантазию.
Коллаж: Само понятие объясняет смысл данного метода, в него собираются несколько нетрадиционных технике.
(Это только небольшая часть н т р которые я использую в работе)
Предела совершенствованию и творчества в изобразительной деятельности нет. Чем разнообразнее деятельность ребёнка, тем полнее и ярче смогут развиваться его способности.
Для того, чтобы занятия стали увлекательной игрой, я использую разнообразные методы и приё мы:
Пальчиковая гимнастика:
«Истоки дарования и способностей находятся на кончиках пальцев» В. А. Сухомлинский. Это значит, что все мыслительные задачи ребёнок решает руками, действиями. Поэтому пальчиковая гимнастика занимает прочное место на моих занятиях. Для большего интереса использую пальчиковые игры в стихах.
Художественное слово:
Художественное слово рождает в воображении детей «живые» картинки -образы. Поэзия повышает интерес к занятию, желание изобразить воспетое в стихах.
Игровые приё мы:
Для большей заинтересованности детей, занятия строю в форме игрового сюжета. Например, предлагаю отправиться в сказочное путешествие, погулять по осеннему лесу, встретить интересного гостя и т. д.
Иллюстрации картин:
Считаю очень важной в работе связь изобразительной деятельности с работой по ознакомлению с произведениями искусств. Это обогащает детей новыми знаниями, представлениями о мире, раскрывает его богатство и красоту, развивает восприятие, способствует развитию творчества.
Музыкальное сопровождение:
Использование музыки способствует повышению воспитательного эффекта, обогащает эмоциональный опыт детей и просто создаёт хорошее настроение.
Для систематизации знаний создана Модифицированная программа «Очумелые ручки», целью которой является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Для успешного овладения нетрадиционными техниками рисования провела семинары – практикумы для педагогов:
«Возрастные ступени в мир прекрасного»,
«Мастерская Деда Мороза».
Итогом работы стали выставки для родителей.
В заключении хочу отметить, что детство это совсем не маленькая страна – это огромная планета, где каждый ребё нок имеет свои таланты: художественные, актёрские, музыкальные. Важно бережно и уважительно относится к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.