Дельгир Эльбикова
Познавательно-исследовательская деятельность — форма повышения образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавательно-исследовательская деятельность – форма повышения образовательного процесса»
Добрый день, уважаемые члены жюри!
Я- Эльбикова Дельгир Борисовна. Хочу предоставить вашему вниманию творческую
презентацию.
Слайд 2. Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность — форма повышения образовательного процесса» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы - взрослые давно не обращаем внимание.
Слайд 3 Актуальность выбора темы
Наше дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алтн Булг» работает над реализацией инновационной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
Образовательная область программы «От рождения до школы» - «Познавательное развитие», предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования в развитии у детей способности к преобразованию, как компоненту общих умственных способностей.
Слайд 4
Цели и задачи
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи исследовательской деятельности :
*Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
*Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
*Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
*Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
*Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
*Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
*Стимулировать желание детей экспериментировать.
Слайд 5
ФГОС ДО предъявляет к познавательно-исследовательской деятельности дошкольников следующие требования:
- Формирование познавательных действий, становление сознания.
- Развитие воображения и творческой активности.
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.
- Развитие любознательности и познавательной мотивации.
Слайд 6 Я считаю, что познавательно-исследовательская деятельность создаёт условия ребёнку самому найти ответы на все интересующие его вопросы.
Слайд 7 Исследовательская позиция ребенка
Для того, чтобы превращения в окружающем мире не просто были замечены ребенком, но и стали импульсом к развитию его творческого мышления, дошкольник должен во время выполнения задания оказаться в позиции не зрителя, а исследователя.
Важно, чтобы он сам совершал не только конкретные действия с объектом (растопил в ладошках лед, сломал кусочек мела, но и решил задачу, обнаружив за видимостью существенные отношения.
Развивающая работа взрослого состоит в том, чтобы вернуть ребенку обратную связь : показать ему, приводит ли к решению найденный ответ или надо еще подумать. Моя задача отличить подлинные решения задач от «ловушки», в которую может попасть ребенок.
Слайд 8
В своей работе по экспериментально - исследовательской деятельности я использую следующие формы и методы работы :
В непосредственно образовательной деятельности :
- занятия - путешествия;
- беседы познавательно-эвристического характера;
- проектная деятельность;
- лабораторные работы;
- просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с
последующим обсуждением;
- прослушивание аудиозаписей;
- дидактические и развивающие игры, упражнения;
- предметные недели;
- рассматривание, обследование, наблюдение;
- решение занимательных задач, проблемных ситуаций;
- эксперименты и опыты.
В повседневной деятельности :
- наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- работа в уголках природы;
- акции добрых дел;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами, коллекционирование;
- рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских
иллюстрированных энциклопедиях;
- создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет;
- создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, (в уголке природы, в лаборатории и
др.);
- совместное творчество детей и родителей (мини выставки).
Слайд 10 содержание познавательно- исследовательской деятельности :
Опыты (экспериментирование) состояние и превращение вещества
Движение воздуха и воды
Свойства почвы и минералов
Условия жизни растений
Коллекционирование (классификационная работа)
Виды растений
Виды животных
Виды строительных сооружений
Виды транспорта
Виды профессий
Слайд 11
Последовательность детского экспериментирования:
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
Прогнозирование результата (старший возраст)
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления
экспериментирования
Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (старший возраст)
Выполнение экспериментов (под руководством взрослого)
Наблюдение результатов эксперимента
Фиксирование результатов эксперимента
Формулировка выводов
Слайд 13 Формы работы с родителями
Особое значение имеют исследования, которые ребенок выполняет вместе с родителями. При этом родители, с одной стороны, поддерживают его познавательную активность, с другой – включаются совместно с ребенком в общее дело, тем самым придают значимость его
познавательной деятельности.
Библиотека для родителей: «Как ребенок познает мир»
Семинар-практикум: «Домашняя лаборатория»
Родительское собрание : «Экспериментирование в жизни ребенка»
Исследовательские проекты:
«Почему вода прозрачная?», «Секреты наших растений», «Семейное древо».
Фотоальбомы: «Мы экспериментируем», «Опыты на улице»
Выставки: «Мы создаем сказку», «Древо жизни».
Совместные походы: «Экологический десант»
Слайд 16 Лэпбук
Лэпбук - тематическая папка. Тему и наполнение которой мы выбираем сами.
Лэпбук разновидность метода проекта.
Помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше
понять и запомнить материал.
Закрепить и систематизировать изученный материал.
Самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Слайд 18 Пожелание коллегам…
Желаю Вам горящих одухотворенных глаз.
Чтобы в них блестел интерес к жизни, к работе, к творчеству.
Пусть муза, вдохновляющая на создание шедевров, никогда Вас не покинет.
А каждое Ваше творческое начинание сопровождается успехом и признанием.