Получи документы

Творческая мастерская «Сказка как средство воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»

Елена Меньшова
Творческая мастерская «Сказка как средство воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: показать актуальность сказкотерапевтических занятий с детьми дошкольного возраста.

Форма проведения: творческая мастерская.

Подготовительный этап: разрабатывала сценарий семинара-практикума, продумывала вопросы, условия проведения.

Используемая литература: Белобрыкина О. А. «Речь и общение» (пособие для родителей и педагогов); Шорохова О. А. «Играем в сказку»; Масько Л. Г. зрительная гимнастика; аудиозапись Прилипчивый телевизор автор Холкина Т. А.

Темочки:

Ход проведения

Вступительное слово: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу представить вашему вниманию, педагогический опыт по сказкотерапии под названием «Путешествие в сказку». Нашу встречу мне хотелось бы начать со слов Д. Родари:

«Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критические воспринимать окружающее».

Творческая мастерская построена по принципу игры – путешествия, что поможет педагогам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации продемонстрирует структуру Сказкотерапевтического занятия.

Подумаем вместе, что же такое сказка? (ответы)

Сказки. Волшебство. Вы услышали сейчас эти слова. Попробуйте на минуту закрыть глаза и прислушаться, как откликнулась на них Ваша душа? Может быть, Вам стало теплее, или вспомнились приятные минуты детства, перед глазами встал самый счастливый миг жизни, появилось удивительное ощущение надежды.

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой Сказкотерапии.

Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия – это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций.

Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны…

Структура

I этап. Проблема практики. Её назначение расширить представление педагогов как можно обучать дошкольников посредством сказок, без дидактики и нравоучений.

Уважаемые коллеги, сегодня я вам расскажу сказку.

СКАЗКА

Жили – были в одной сказочной стране маленькие человечки. Они были очень любознательны, любили экспериментировать, фантазировать и придумывать. Но больше всего на свете они любили сказки! Благодаря сказкам познавали мир и передавали свои знания из поколения в поколения.

Но однажды произошло одно событие, которое в корне изменило всю их жизнь.

Одна очень добрая Фея прочитала в своей волшебной книге, что есть такая страна, жители которой живут без образца и не знают даже элементарного как правильно все делать.

Не порядок решила она, но это поправимо, я их всему научу и она в тот же миг перенеслась на своем волшебном зонтике в Маленькую страну.

Фея так усердно принялась за работу. День и ночь неустанно создавала образцы и складывала в большую папку с названием «Делай как я!».

Добрая Фея старалась всему научить маленьких человечков, дать им больше знаний, заполнить ими все свободные места головного мозга. Увы, действия Феи не произвели ожидаемого результата. Жители Маленькой страны стали грустные, усталые и совсем разучились фантазировать. Память и внимание у них не развивались, а думать самостоятельно они разучились.

А самое страшное! Перестали верить в сказку!

Фея просто разрыдалась: «Но что же я сделала не так? Почему такой результат? Ведь я хотела, как лучше!»

С тех пор она по ночам перелетает на своем волшебном зонтике из одной страны в другую, заглядывает в окна домов и ищет ответы на свои вопросы.

Сегодня ночью Фея заглянула и в мое окно. Мы с ней долго беседовали, она и поведала мне эту грустную историю. А я пересказала ее вам, слово в слово.

И вот, что подумала: «А не попробовать ли нам помочь ей? Может ответы на ее вопросы окажутся не такие сложные, как на первый взгляд?»

- Поможем? (ответы)

- Я предлагаю нам всем вместе отправиться в Маленькую страну. Но не в настоящее время, когда результат проделанной Феей работы нанес на нее уже свой отпечаток, а в прошлое, когда жители Маленькой страны были веселы и беззаботны. Вы согласны перенестись в сказку? (ответы)

- Чтобы не заблудиться в сказке мне Фея оставила карту Маленькой страны.

(на экране появляется карта Маленькой страны)

А проводит нас туда вот эта бабочка помощница доброй Феи. (В руках держу бабочку)

- Как? Спросите вы!

Очень просто. Надо закрыть глаза и мысленно представить, как вы летите на крыльях этой бабочки в страну своей мечты.

II этап. Ритуал входа в сказку.

(Звучит мелодия «Маленькая страна»)

(на экране появляются «Сказочные ворота»)

- Маленькая страна ждет нас! Вперед! В распахнутые ворота…

III этап. Решение проблемы. (Теоритический)

- Первое, что мы встречаем на своем пути…

(на экране «Школа Волшебников»)

- Это школа волшебства. Я предлагаю зайти в эту школу, ведь что бы помочь Феи, прежде необходимо самим познакомиться, как можно учиться у сказки.

Садитесь по удобнее, начинается урок!

(на экране презентация)

Слайд 1

«Сказка как средство воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»

Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно? Рассматриваемый мною в данной работе вопрос – обучение детей дошкольного возраста посредством сказки – является, на мой взгляд, интересным и актуальным.

Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека. Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Значение сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира никто не пытается оспаривать. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка.

Слайд 2

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как обучение с использованием сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец, имеется наличие тайны и волшебства.

Слайд 3

Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

Слайд 4

Предо мной возникла проблема: Как использовать ресурсы сказок в развитии речи и личности дошкольника?

Чтобы решить эту проблему в своей работе я стала использовать метод Сказкотерапии.

Слайд 5

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Слайд 6

Поставила перед собой цель: Развитие личности дошкольника с применением элементов технологии Сказкотерапии.

Слайд 7

Для достижения цели я наметила следующие задачи:

• разработать содержание различных форм организации работы с детьми с использованием Сказкотерапии;

• применять в работе с детьми приёмы, используемые в Сказкотерапии;

• изготовить атрибуты для использования в Сказкотерапии;

развивать коммуникативные навыки;

развивать воображение, мышление;

воспитывать чувство доброты.

Слайд 8

Направления в работе со сказкой

Работа со сказкой включает в себя интеграцию пяти образовательных областей

• Социально-коммуникативное развитие :

• Познавательное развитие :

• Речевое развитие :

• Художественно-эстетическое развитие :

• Физическое развитие :

Слайд 9

Классификация сказок :

• Художественные (народные и авторские сказки) Это сказки созданные многовековой мудростью народа.

• Психотерапевтические сказки – это сказки лечащие душу, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий, помогающих увидеть происходящее с другой стороны.

• Психокоррекционные сказки, создаются для осторожного влияния на поведение ребенка.

• Дидактические сказки, создаются педагогами для упаковки «учебного материала».

• Медитативные сказки, создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения. Отличительной особенностью является отсутствие конфликтов и злых героев.

Слайд 10

Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

• Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип открытости).

• Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему «зашифрованную» в образном ряде сказки.

• Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

Слайд 11

В работе со сказкой я использую следующие формы организации:

• Игровые занятия;

• Комплексные занятия;

• Интегрированные занятия;

• Тематические недели.

Слайд 12

Методы и приемы работы со сказкой :

Элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами.

• Элементы театрализации.

Творческие задания.

• Моделирование сказок.

Слайд 13,14,15,16(***)

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.

Слайд 17

Структура развивающего занятия с элементами сказкотерапии состоит из 6 этапов, каждый из которых мы рассмотрим сегодня.

Слайд 18

I этап. Проблема практики. Её назначение расширить представление детей, о чем- либо.

ПРИМЕР: Занятие начинается с круга-доверия, где мы с детьми приветствуем друг друга, и я рассказываю сказку (либо отрывок из сказки, в которой заключена сама проблема, которая может решиться только с помощью детей. Дальше мы с детьми обсуждаем эту проблему. Дети выдвигают различные гипотезы ее решения. В результате чего приходят к выводу, что для решения проблемы необходимо «отправиться в сказку».

Слайд 19

II этап. Ритуал «входа» в сказку. Создать настрой на совместную работу. (Он может быть произвольным).

Слайд 20

III этап. Решение проблемы. Организованно образовательная деятельность. Здесь дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях.

Слайд 21

IV этап. Развивающий элементы самосознания. Дети погружаются в своё внутреннее состояние. Это могут быть: мы расколдовали волшебные цветы, исполняющие желания каждого, кто к ним прикоснётся. И дети, закрыв глаза, протянули руки к цветам, загадав своё самое сокровенное желание.

Слайд 22

V этап. Ритуал «выхода из сказки». Повторение ритуала «входа в сказку».

Слайд 23

VI этап. Итог. Когда мы «возвращаемся» в группу, подводим итог, что у нас всё получилось, и мы справились с этой проблемой только потому, что были все вместе, выполняли дружно. Мы всегда готовы прийти на помощь, а добро может творить настоящие чудеса.

Слайд 24

Роль воспитателя в совместной деятельности с детьми при работе со сказкой :

Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного материала с нетрадиционным подходом. Это значит, инициирование у детей умения нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. По принципу «от простого к сложному».

Слайд 25

Результатом моей работы со сказкой является :

• Установление психологического комфорта в коллективе.

• Формирование у детей познавательного интереса.

Развитие связной монологической, диалогической речи.

• Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности.

• Овладение умением моделировать сказки.

Развитие творческого воображения, мышления.

• Формирование позиции бережного отношения к окружающему миру.

• Овладение навыками взаимоотношения с миром.

В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей.

Слайд 26

Таким образом, я сделала вывод, что применение элементов технологии сказкотерапии в работе с детьми влияют на развитие речи и личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать врожденные таланты. А также воспитывать важно личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.

Слайд 27

Литература

IV этап. Решение проблемы. (Практический)

Много смотрели, глазки устали, хочется немного расслабиться и отдохнуть? (ответы) Предлагаю заглянуть в школьный планетарий. Навестить Звездочета и полюбоваться на звезды.

(Зрительная гимнастика «Звездочет»)

- Смотрим на карту!

(на экране «Дорога добра»)

- Впереди нас ждет дорога!

- Время не стоит, а ведь нам надо везде успеть. Попрошу всех выйти. Встанем друг за другом и, положив руки, друг другу на плечи, пойдем змейкой, что бы ни отставать по «Дороге добра», она зовет нас вперед!

(звучит песня «Дорогою добра»)

(на экране «Лаборатория сказок»)

-А привела нас дорога в сказочную лабораторию. Здесь рождаются сказки. Присаживайтесь на свои места, заглянем в комнаты лаборатории.

(на экране сундучок)

- В первой комнате находится сундучок. Не простой, а волшебный.

- Как вы думаете, что может в нем храниться? (ответы)

- Это сундучок со сказками. Слушаем сказку!

(на экране открытый сундучок)

(звучит аудио сказка «Прилипчивый телевизор»)

- Вы прослушали сказку «Прилипчивый телевизор». А сейчас предлагаю составить по этой сказке план сказкотерапевтического занятия. Это может быть не одно, а цикл занятий и включать в себя различные образовательные области План - образец у вас на столах.

(Работа в подгруппах за столами, педагоги составляют занятие. Затем презентуют его)

- Интересно, что же хранится во второй комнате лаборатории?

(на экране «Тайная комната»)

- А перед нами закрытая дверь…

- Что нам нужно, чтобы открыть замок?

- В сказках, что бы, что-то раздобыть, нужно решить сложную задачу. А мы будем отгадывать загадки.

(на экране загадки - отгадки)

- Ключ, найден!

(на экране «Мешочек сказок»)

- В этой комнате волшебный мешочек с заколдованными сказками.

Сказки просят : «А сейчас, расколдуйте, друзья нас!»

- Наша задача их узнать, а тем самым расколдовать. (Модели сказок из геометрических фигур «Курочка ряба», «Колобок», «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко»).

- А теперь я предлагаю вам составить смоделировать, изобразить схематически любую сказку, так чтобы ее смогли отгадать другие педагоги. Для этого задания у вас на столе лежать маркеры и чистый лист бумаги.

(педагоги составляют из моделей сказку, звучит музыка)

- Дети активны от природы, они любят не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Сейчас вы работали с моделями сказок. Опираясь на такие модели, ребенок может рассказать сказку и придумать свою. Модели, помогают не только представить какой либо объект, но и видоизменять его, экспериментировать с ним.

- Поработали на славу! Что же дальше перед нами?

(на экране «Учитель танцев»)

-Можно немного и отдохнуть, нас приглашает к себе Учитель танцев.

(звучит мелодия «Учитель танцев» – танцевальная пауза)

V этап. Развивающий элементы самосознания.

- Как не жаль, а время неутомимо бежит вперед и нам пора вернуться обратно в нашу не сказочную реальность…

- Я вам предлагаю напоследок побывать в волшебном саду Маленькой страны, где счастливо и беззаботно резвятся маленькие человечки. Послушать пение сказочных птиц, услышать, как бурлит молочная река - кисельные берега, как весело стрекочут кузнечики и переговариваются, пчелки перелетая с цветка на цветок. Вдохнуть полной грудью аромат чудесных, волшебных цветов и загадать свое самое сокровенное желание.

Окунемся в свое детство и вспомнить себя совсем юными, когда мы все верили в сказку. Верили, что добро победит зло и красота спасет мир!

Давай те же не дадим больше уснуть этому чувству!

(на экране слайды и звучит мелодия «Маленькая страна»)

Вернемся к карте, протянем руки и возьмем с собой частичку Маленькой страны и сохраним ее в нашем сердце!

VI этап. Ритуал «выхода из сказки».

(на экране «Ворота»)

- Вот перед нами распахнуты ворота, на этот раз это выход из Волшебной страны.

А бабочка нам поможет, она перенесет нас обратно. Закрываем глаза и представляем, что бабочка на своих крыльях уносит нас обратно.

VII этап. Итог. (Заключительный)

- Вот мы и вернулись в зал. Теперь мы можем, ответить Феи на ее вопросы? Фея оставила для вас пустой сосуд, мы с вами должные наполнить его своими отзывами и пожеланиями, и расскажем ей, что понравилось, чему научились, что хотели бы добавить по нашей встрече. Отзывы буду необычные в виде цветного песка.

Я начну первой: творческая мастерская была выстроена по принципу Сказкотерапевтического занятия. Я хотела на практике показать вам структуру и ход занятия. Как из сказки извлечь проблему, какими методами и приемами решить поставленные задачи, какие средства использовать в работе со сказкой, как погрузиться в самосознание (сохранили частичку Маленькой страны у себя в сердце).

Используемая литература:

Белобрыкина О. А. «Речь и общение» (пособие для родителей и педагогов); Шорохова О. А. «Играем в сказку»; Масько Л. Г. зрительная гимнастика; аудиозапись Прилипчивый телевизор автор Холкина Т. А.

Интернет ресурсы:

https://www.mamusik.ru//upload/userimages/nqxtgzpyqumxsrmpsoado.png клип-арт Звездочёт

https://blogs.privet.ru/community/zmiruponitke/81214762 картинки из серии «Маленькая страна»

https://artdesain.ru/77239-skazochnye-zamki-na-prozrachnom-fone.html Сказочные замки

https://intermaster.ucoz.org/blog/none/2013-05-31-21

https://www.web-pups.ru/detskie-skazki/444-volk-i-kozlyata.html

https://festival.1september.ru/articles/620078/3.jpg

https://kidsplace.ro/images/detailed/0/12022-B2.jpg

https://young.rzd.ru/dbmm/images/41/4080/6796622

https://img1.labirint.ru/books/307560/scrn_big_1.jpg картинки

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческая мастерская «Сказка как средство воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 февраля 2021 в 10:56
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческая мастерская «Сказка как средство воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Меньшова (УИ 444489) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД