Сизова Наталья Александровна
Творческая мастерская как форма организации совместной деятельности с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте дети учатся прежде всего тогда, когда они что-либо создают - рисуют, лепят, мастерят, строят. При этом они используют все приобретённые способности и стараются сделать так, чтобы плоды их деятельности были узнаваемыми. Именно для детей дошкольного возраста работа в творческой мастерской представляет неоценимые возможности, поскольку мастерская в детском саду- это особое пространство, в котором дети создают собственные миры и познают себя.
Публикация «Творческая мастерская как форма организации совместной деятельности с детьми» размещена в разделах
Как форма работы с детьми, творческая мастерская, по мнению многих авторов, лучше всего обеспечивает субъективную позицию ребенка в познавательном процессе, предоставляет свободу выбора, позволяет проявляться индивидуальным стремлениям, способствует развитию личности, её творческих способностей, а также даёт возможность путем индивидуальной или коллективной работы приходить к новым знаниям и пользоваться ими на практике.
Мастерская в детском саду (в которую на время превращается групповое помещение) - специально организованное пространство, где целенаправленно создаются красивые интересные и нужные для детской жизни вещи.
В технологии мастерских основной принцип - это не сообщать и освоить информацию, а передать способы работы, средство создания того или иного предмета.
Задача мастера-педагога в мастерской - это включить ребенка в процесс индивидуальной творческой познавательной деятельности, содействовать в совершении открытия, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания.
Как форму работы с детьми творческую мастерскую можно использовать самостоятельно, организовав её в свободное от образовательной деятельности время, также может использоваться как форма организации занятий (или части занятия).
Творческая мастерская будет успешно функционировать при соблюдении несложных условий.
Первое условие - общее пространство для работы. Для этого подойдёт большой рабочий стол (или несколько столов, который создаётся с помощью сдвинутых обычных столов с необходимыми материалами, инструментами, образцами. Также при необходимости можно организовать отдельные места для индивидуальной работы. Места за детьми не нужно закреплять как на занятии, в мастерской каждый может заниматься своей деятельностью, где захочет, от раза к разу самостоятельно выбирая себе соседей. Дошкольники могут свободно перемещаться по группе, если им требуется какой-то инструмент, материал. Подвижна и позиция педагога, который на каждом проведении мастерской находится рядом с тем или иным ребенком, если ему требуется дополнительная помощь для реализации задуманного или необходимо оказать содействие в подборе материала и инструмента. Организованное таким образом общее рабочие пространство способствует появлению чувства свободы, обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринуждённо обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваются мнениями и открытиями.
Таким образом, второе условие - возможность общения участников мастерской друг с другом, где диалог (между участниками мастерской, отдельными группами, с самим собой) выступает главным принципом взаимодействия, сотрудничества, сотворчества в ходе работы.
Третье необходимое условие - взрослый не обязывает и не принуждает к занятию. Педагог обращает внимание дошкольников на подготовленные материалы, а также генерирует необычные идеи для реализации задуманного замысла. Иначе говоря, педагог предлагает несколько вариантов (образцов, схем) или разные материалы для достижения одной цели, что обеспечивает выбор по интересам и возможностям.
Взрослый активно включается в творческую деятельность вместе с детьми, ведет себя непринуждённо, поясняя свои действия, принимая детскую критику. Педагог не препятствует комментированию в слух, обсуждению детьми их собственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомощи.
Всё что делает мастер при организации мастерской имеет цель подключить воображение ребенка, создать в группе обстановку, которая будет способствовать реализации у дошкольника творческих замыслов. Педагог мягко, демократично, незаметно руководит работой детей.
Атмосфера, создаваемая при организации мастерской, должна способствовать творческому саморазвитию личности дошкольника и мотивировать его. Фразы «все способны», «каждый имеет право высказать свою точку зрения, «уважение мнения партнера», «отсутствие официального оценивания», «важно не только, что мы узнаем, но и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем» - создают условия для наиболее полного самовыражения ребенка, а также требуют внимательного отношения к состоянию эмоциональной сферы ребенка, поскольку основная цель мастера – подарить каждому радость открытия.
Деятельность в мастерской - безоценочная, а это создает условия для творческой раскованности и проявления индивидуальных стремлений, способствует эмоциональному комфорту дошкольника.