Марина Ларкина
Творческая инициатива детей с ОВЗ в детских конкурсах в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях дети с ограниченными физическими и
психическими возможностями здоровья могут воспитываться в
группах общеразвивающей направленности. Инклюзивное
образование помогает и поддерживает детей с ОВЗ в их праве быть
равноправными членами своих сообществ и общества в целом. Чтобы
сохранить основной принцип инклюзивного образования равных прав для
всех детей, необходимо учиться работать со всеми детьми, учитывая их
Публикация «Творческая инициатива детей с ОВЗ в детских конкурсах в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
индивидуальные особенности.
Для эффективной реализации образовательного процесса в дошкольном
учреждении важным условием является использование разнообразных
форм, например, таких как совместная деятельность и игра в подгруппах
с другими детьми, индивидуальные занятия со специалистами детского
сада (музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, психолог,
учитель логопед и др., непосредственно-образовательная деятельность,
совместные детско-родительские праздники, экскурсии, походы выходного
дня и, конечно, детские творческие конкурсы.
Что же такое конкурс? Это один из самых доступных способов
для соревнования с другими детьми в определенной области интересов. В
каждом маленьком ребёнке скрыт талант. Задача педагогов и родителей –
вовремя увидеть этот талант и поддержать веру ребёнка в безграничность
своих возможностей. Если ребёнок любит карандаши и краски, то можно
предложить ему поучаствовать в конкурсе рисунков. Если ему нравится
рассказывать истории, читать стихи, то необходимо предложить участие в
литературном конкурсе. Если ребёнка привлекает красота окружающей
природы, он собирает и несёт домой шишки, веточки, камешки, то можно
предложить сделать из этого красивую композицию и поучаствовать в
творческом конкурсе поделок из природного материала. Если ребёнок
интересуется музыкой, любит танцевать или петь, то ему стоит выступить
в музыкальном конкурсе.
В нормативной и правовой базе дошкольного образования одной из
главных задач стоит поддержка инициативы ребёнка в различных видах
деятельности. Ведь в процессе создания конкурсной работы в разных
видах своей деятельности ребёнок развивает свои умения, талант,
мышление. У него повышаются умственные возможности поисково-
творческой деятельности, реализуется творческая инициатива. А
поддержка и развитие детской инициативы является важнейшей частью
педагогической работы, от которой зависит успешное развитие каждого
ребёнка.
Конечно, дети с ОВЗ дошкольного возраста, имея некоторые ограничения
своего здоровья, испытывают определенные трудности. Они не
самостоятельны, нуждаются в постоянном сопровождении и контроле
взрослого. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности
приобретения некоторых навыков бывают ограничены. Это становится
серьезным препятствием в развитии ребенка. Трудности в освоении
окружающего мира приводят к возникновению у них эмоциональных
проблем. Невозможность выразить свои переживания приводит к
возрастанию эмоционального напряжения и, как следствие, к
возникновению поведенческих проблем, что может являться так же
серьезным препятствием в развитии ребенка. Справиться ребёнку с
трудностями помогают разные виды физических нагрузок (напр., зарядка,
танцы, пешие и лыжные прогулки и др.) с учетом его индивидуальных и
физических особенностей. Также справиться ребёнку со своими
трудностями, с различными негативными переживаниями помогает
творческий процесс.
Что такое творчество? Это не просто способности к различным видам
художественной деятельности (умение красиво рисовать, читать стихи,
петь, танцевать и пр., а индивидуальные особенности, качества
человека, которые определяют успешность выполнения им творческой
деятельности различного рода. Многие специалисты определяют
творчество, как личное качество, базирующееся на развитии высших
психических функций, когда творчество, как навык, включается во все
виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой. Творчество
– это способность, вбирающая в себя целую систему взаимосвязанных
способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазию,
мечтательность. Для развития творческих способностей необходимо
знать не только структуру этих высших способностей к творчеству, но и
самого ребёнка. При этом нужно ориентироваться в диапазоне
индивидуальных различий, первые, из которых надо учитывать и
адаптироваться к ним, вторые воспитывать, а третьи развивать в
направленной деятельности. Профессор О. А. Карабанова подчеркивает,
что дети с ОВЗ так же, как и здоровые дети, обладают талантами,
способностями, одаренностью, только для развития способностей детей с
ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь
и поддержка.
Для раскрытия творческого потенциала детей можно с успехом
использовать нетрадиционные техники в изобразительной деятельности и
декоративно-прикладном искусстве для участия в творческих конкурсах.
Также для привлечения детей к участию в конкурсах необходимо
рассказывать о предстоящей деятельности и о ее пользе в жизни ребёнка;
создавать располагающие к творческой деятельности условия; обладать
отзывчивостью и душевной добротой; быть готовым терпеливо и
многократно для повторения с ребенком каждого необходимого движения;
иметь большой арсенал коррекционно-развивающих упражнений для
развития психических функций детей с ОВЗ; обладать умением вовремя
поощрять, стимулировать ребёнка, поддержать его потенциальные
возможности. Поддержать – значит, оказать помощь, где ребёнок с
ограниченными возможностями здоровья мог бы проявить
самостоятельность, инициативу, творчество, свои уникальные качества.
Участие в творческих конкурсах помогает разнообразить жизнь ребёнка,
вносит в неё что-то новое: новые знания, новые эмоции, новые места,
новые люди и пр., что очень благоприятно сказывается на развитии детей.
Конкурсы помогают детям стать общительными, уверенными в себе,
повышают самооценку и творческий потенциал. Участие в конкурсах
вместе со всеми детьми помогает детям с ОВЗ поверить в свои
возможности. Каждый ребёнок должен жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества. Создание самодельных игрушек,
поделок, рисунков стимулирует развитие креативного мышления у детей.
Дети, научившиеся определенному виду искусства начинают радоваться
успехам, желают продолжения и укрепления своих навыков, принимая
участие в различных выставках, концертах, конкурсах.
Развитие творческих способностей детей способствует психологическому
оздоровлению, развитию познавательного интереса и коммуникативных
способностей, социальной адаптации. Для детей и их родителей
необходимо проводить творческие конкурсы, выставки творческих работ.
Это способствует социализации, самоутверждению и развитию среди
сверстников.