Пуштарекова Елена Андреевна
Творческая идея в моей педагогической практике «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд Добрый день уважаемые коллеги и жюри! Хочу представить вашему вниманию, идею в моей педагогической практике на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
«Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды»
Роберт Рождественский
Публикация «Творческая идея в моей педагогической практике „Экологическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж большой урон нанесен живой природе. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела, там раскидали мусор. Мы, и наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в человеческой деятельности, часто безграмотной, неправильной с экологической точки зрения, ведущей к нарушению экологического равновесия.
Ведь у природы ограниченная способность к восстановлению. Каждый из нас должен задуматься, не разрушают ли его действия окружающую среду, не наносит ли это вред растениям и животным, самому человеку? Что оставим мы своим потомкам? Для этого необходимо общаться с окружающим нас миром на «ВЫ». Беречь и охранять ПРИРОДУ- МАТУШКУ.
Чувство ответственности способствовало меня выбору темы по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
2 слайд Целями и задачами экологического воспитания дошкольников являются :
- формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
- развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения к природному миру;
- формирование у детей желания ухаживать за природой и окружающими животными, беречь и сохранять природные богатства.
3 слайд Одним из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего мира является экологическая сказка, она не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. В своей работе с детьми я использую произведения, которые помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. В занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязям, с некоторыми понятиями экологии, проблемами влияния человека на природу и многими другими.
4 слайд Сказку, рассказ можно обсудить. Например, дети «превращаются» в сказочных персонажей и рассуждают от их имени.
5 слайд Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о животных могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей.
6 слайд Созданная «экологическая тропинка» выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Она позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Не обязательно сразу посещать все точки «тропинки». Все зависит от возраста детей и целей. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.
Создавая тропинку, мы старались использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы.
7 слайд. Также у нас нашёлся старый пень, муравьиные дорожки и их ходы.
8 слайд. На тропинке можно наблюдать за бабочками, жучков, гусеницами.
Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интереса к природе.
С детьми я организовала очень интересные экскурсии: в "Зимний лес?", "Деревья, что нас окружают", "Золотая осень". Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Простые прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).
9 слайд Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки - корешки",
"Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Шарики", " Разноцветные ленточки". Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Во время тематических занятий и других я использую магнитофонную запись "Звуки природы", «пение птиц» и т. д.
Дети с умилением слушают и работают с большим интересом.
Во время экскурсий по лесу, или берегу реки, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы.
В детском саду посезонно проводится КОНКУРС поделок из бросового материала " Времена года", "Мир глазами детей», "Тает снежок, ожил лужок".
Фото выставка: " Как я провёл лето", "Листопад", "Зимушка- зима".
10 слайд и 11 слайд Или такой конкурс "Лучшая поделка из природного и бросового материала".
Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Детей это очень радует и забавляет.
За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.
12 слайд Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать и не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать еще больше.
Я стараюсь создать условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего Отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
13 слайд.
Ведь небо без птиц – не небо, а море без рыб – не море, а земля без людей – не земля.