Рита Шабанова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, и песню кузнечика, журчание весеннего ручья, и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волн, торжественную тишину ночи - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы.
В. А. Сухомлинский
Экология– это наука, и произошла она от древне-греческого слова - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, чем мы дышим и живём. И в дошкольной педагогике появилось новое направление воспитания - экологическое воспитание.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.
Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят.
Целью экологического воспитания является создание условий для формирования личности с экологически ориентированным сознанием. Экологическое воспитание должно решать три основные задачи:
1 Формирование адекватных экологических представлений о взаимосвязях в природе;
2 развитие отношения к природе как нашему общему дому, переживание себя как части природы;
3 формирование системы умений и навыков экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой. (2;6)
Создать условия для развития основ экологического воспитания, формирования экологического сознания можно лишь при личностно-ориентированном взаимодействии педагога с детьми и родителями через все виды детской деятельности.
Формируя экологическое сознание дошкольников, используем разнообразные формы работы:
1. Непрерывная образовательная деятельность.
2. Наблюдения на прогулках.
3. Экскурсии.
4. Организация выставок детских работ, натюрмортов, иллюстраций, макетов.
5. Проведение викторин, КВН, «Поле чудес», экологических турниров.
6. Дидактические игры с экологическим содержанием.
7. Составление и разгадывание кроссвордов и загадок.
8. Исследовательская деятельность детей, анализ полученных результатов, выдвигание гипотезы, зарисовка опытов в рамках проектов и тематических недель.
9. Игровые обучающие ситуации с экологическим содержанием.
10. Сочинение экологических сказок.
11. Чтения художественной литературы экологического содержания, используя фольклор.
Методы и приё мы работы:
1. Правильная постановка вопросов к детям по объекту наблюдения (вопрос должен быть конкретным, чётким, понятным ребёнку)
2. Обязательно должны быть словесные пояснения воспитателя в процессе наблюдения.
3. Использование художественной, научно-популярной литературы, которая помогает образно представить те объекты и явления природы, которые невозможно наблюдать детям непосредственно.
4. Приём сравнения (учит анализировать воспринимаемый предмет, расчленять его на части)
5. Практические задания, активизирующие мысль, наблюдательность и поведение ребёнка. (3; 9)
На группе при обновлении развивающей предметно-пространственной среды создавались следующие условия:
1. Мини-музеи «Красная книга Вологодской области», «Водная стихия», «Береги природу», «Полезные ископаемые нашего края».
2 Календарь наблюдения за погодой.
3 Календарь и схемы наблюдения за живой и не живой природой.
4 Огород на окне.
5 Сочинение и оформление мини-книжек «Путешествие муравья», «Веселый огород», «Цветочный город».
6 Использование демонстрационного материала.
7 Научная мини - лаборатория «Юные почемучки», оснащённая микроскопами, лупами, различными колбами, мензурками, пробирками, воронками, пинцетами и другим оборудованием. Здесь хранятся зарисовки, сделанные детьми, результаты опытов, отражённые в схемах, таблицах, диаграммах.
8 Библиотека энциклопедий «В мире природы и науки».
При взаимодействии с родителями были использованы следующие формы работы:
1 Помощь родителей в оснащении экологического центра.
2 Индивидуальные, групповые консультации.
3 Участие в экскурсиях.
4 Дни открытых дверей.
5 Участие в конкурсах поделок, рисунков, экологических плакатов.
6 Создание гербариев.
7 Анкетирование.
8 Родительские собрания в форме совместной деятельности всех участников педагогического взаимодействия.
9 Изготовление дидактических игр.