Виктория Казакова
Творческая группа «Сенсорная сказка» для совместной деятельности с детьми 3–4 лет и их родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая группа создана для совместной деятельности с детьми 3 - 4летнего возраста и их родителями.
Тема: "Сенсорная сказка"
Авторы:
Воспитатели младшей группы «Знайки» - Казакова В. В.,
Можаева И. В.
Актуальность работы творческой группы :
Публикация «Творческая группа „Сенсорная сказка“ для совместной деятельности с детьми 3–4 лет и их родителями» размещена в разделах
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
В период дошкольного детства у ребенка развивается речь, мышление, память, воображение, фантазия, творческие способности, ценности, нормы поведения в обществе, мелкая и крупная моторика. На данном возрастном этапе у ребенка происходит становление познавательных процессов, особое место среди которых занимает сенсорное развитие. Значение сенсорного развития в жизни дошкольника велико, именно в этом возрасте происходит совершенствование деятельности органов чувств, накапливаются представления об окружающем мире.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
В современном мире сенсорное воспитание больше уходит на второй план, а в мир ребенка основательно врываются гаджеты. Именно поэтому проведение игровых занятий по сенсорике является простым способом продуктивного эмоционального взаимодействия с ребенком. Ведущее место в работе с детьми по сенсорному развитию занимает сказка. Коммуникативная сказка является сенсорно-интегрированной средой, где ребенок сам является непосредственным участником процесса: он может стать героем сказки, принять на себя роль ведущего, прожить эмоции, помочь другу. Таким образом, ребенок «погружается в мир волшебства», что способствует высокой мотивации, активной включенности и участия в сенсорных играх.
Роль сказки в сенсорном развитии детей бесспорна. Решая дидактические задачи сказок, дети тренируют внимание, память, мышление, развивают умение сравнивать, классифицировать, группировать предметы, ощущать, характеризовать их. Игры, на основе сказок, направленные на развитие сенсорного восприятия, очень нравятся детям, развивают наглядно-действенное мышление, а затем наглядно-образное.
Содержание работы творческой группы на основе сенсорной сказки поможет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Цель:
Формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством сказок.
Задачи:
- Учить детей сенсорным эталонам, способам обследования предметов;
- Формировать представления о простейших перцептивных действиях;
- Развивать тактильную и проприоцептивную чувствительность, формировать адаптивные ответы на различные сенсорные стимулы;
- Развивать навык имитации и подражания, работать над общим кистевым и пальцевым праксисом;
- Стимулировать речь и формировать речевую инициативу ребенка;
- Развивать сюжетную и режиссерскую игры, умение брать и принимать роли и правила;
- Развивать эмоциональную сферу ребенка, психические процессы и когнитивные операции (идентификация, категоризация, классификация, абстрагирование, символизация);
- Обучить детей конструктивной деятельности, зрительно-моторной координации;
- Формировать пространственные представления.
Участники: дети младшей группы «Знайки», воспитатели, родители.
Результат:
• Усвоение детьми знаний основных сенсорных эталонов.
• Повышение уровня сенсорного развития детей.
• Создание единого инновационного пространства по теме.
• Развитие коммуникативных навыков.
• Пополнение словарного запаса и развитие творческих способностей детей.
Содержание реализации работы группы :
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
• Создание центра «Сенсорика».
• Организация образовательного пространства в группе по ознакомлению с сенсорной сказкой.
• Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к изучению сенсорики и сенсорной сказки.
Для реализации работы творческой группы рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности :
• Игровые (сенсорные игры и игровые упражнения, интерактивные театральные мини-постановки с использованием сенсорики и др.);
• Словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, пояснение и др.);
• Наглядные (наблюдение, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций, показ игровых действий и др.);
• Практические (дидактические игры, исследование, экспериментирование и др.).
План – схема реализации работы творческой группы
«Сенсорная сказка»
Месяц Тема Содержание работы
Сентябрь «Курочка Ряба»
1. Игра на подражание «Дед и баба»
2. Сенсорная игра «Вышла курочка гулять»
3. Нейропсихологическое упражнение «Катаем яичко»
4. Нейропсихологическая игра «Бьем яичко»
5. Пальчиковая игра «Мышки разбежались»
6. Сенсорная игра «Яичко разбилось»
7. Эмоциональная игра «Плачет дед, плачет баба»
8. Сенсорная игра «Новое яичко»
Октябрь «Колобок»
«Играем с колобком» 1. Нейропсихологическое упражнение «Лепим колобка»
2. Эмоциональная игра «Колобок проснулся»
3. Нейропсихологическая игра «Колобок покатился»
4. Когнитивная игра «Морковка для зайца»
5. Телесная игра «Колобок покатился»
6. Когнитивная игра «Костер для волка»
7. Артикуляционная игра «Колобок покатился»
8. Сенсорная игра «Рыбалка с медведем»
9. Двигательная игра «Колобок покатился»
10. Эмоциональная игра «Лиса»
1. Нейропсихологическое упражнение «Лепим колобка»
2. Сенсорная игра «Тяжелый-легкий»
3. Игра по правилам «Кати большого колобка»
4. Музыкальная игра «Колобок»
5. Сюжетная игра «Накорми колобка»
6. Коммуникативная игра «Хоровод для колобка»
7. Сенсорная тропа «Дорога в лес»
8. Игра по правилам «Хитрая лиса»
9. Дыхательное упражнение «Спасаем колобка»
Ноябрь «Два веселых гуся»
«Купание гусей»
1. Нейропсихологическое упражнение «Два веселых гуся»
2. Сенсорная игра «Мокрые гуси»
3. Коммуникативная игра «Прятки с гусем»
4. Эмоциональная игра «Зовем гусей»
5. Сенсорная тропа «Канавка»
6. Телесная игра «Согрей гусей»
7. Дыхательное упражнение «Сушим перья»
8. Музыкальная игра «Гуси»
9. Сенсорная игра «Кормим гусей»
1. Нейропсихологическое упражнение «Два веселых гуся»
2. Сенсорная игра «Червяки»
3. Телесная игра «Тянем червяка»
4. Нейропсихологическая игра «Купание гусей»
5. Сенсорное упражнение «Сушим перья»
6. Коммуникативная игра «Щипание гусей»
7. Музыкальная игра «Гуси»
8. Сенсорная тропа «Тропинка к канавке»
9. Нейропсихологическая игра «Полет гуся»
10. Коммуникативная игра «Прятки с гусем»
Декабрь «Репка»
«Сажаем репку» 1. Коммуникативная игра «Есть у нас огород»
2. Двигательная игра «Дед тянет репку»
3. Игра на подражание «Бабка и платок»
4. Нейропсихологическая игра «Внучка и резиночка»
5. Сюжетная игра «Жучка»
6. Артикуляционная игра «Кошка»
7. Сенсорная игра «Мышка и зернышки»
8. Игра по правилам «Тянем - потянем»
9. Нейропсихологическая игра с веревочкой «Вытянули репку»
1. Коммуникативная игра «Есть у нас огород»
2. Игра по правилам «Передаем репку»
3. Нейропсихологическая игра «Ботва от репки»
4. Игра на подражание «Мы сидим как репка»
5. Коммуникативная игра «Тянем репку»
6. Сенсорная игра «Каша из репки»
7. Артикуляционное упражнение «Репка»
8. Сюжетная игра «Собери репку»
Январь «Красная шапочка»
«Пирожки для бабушки» 1. Коммуникативная игра «Красная шапочка»
2. Сенсорная игра «Печем пирог»
3. Сенсорная тропа «Лесная дорога»
4. Нейропсихологическая игра «Найди волка»
5. Нейропсихологическое упражнение «Цветы для бабушки»
6. Телесная игра «Волк съел бабку»
7. Игра на подражание «Большие зубы»
8. Телесная игра «Волк съел девочку»
9. Нейропсихологическое упражнение «Спасаем бабушку и внучку»
10. Эмоциональная игра «Прогоняем волка»
11. Коммуникативная игра «Обнимашки»
1. Коммуникативная игра «Красная шапочка»
2. Сенсорная игра «Коровье молоко»
3. Нейропсихологическая игра «Мнем тесто»
4. Когнитивная игра «Пироги для бабушки»
5. Сенсорная тропа «Лесная дорога»
6. Игра на подражание «Играем с палочкой»
7. Музыкальная игра «Где же?»
8. Игра по правилам «Серый волк»
9. Эмоциональная игра «Попади в волка»
10. Коммуникативная игра «Чаепитие у бабушки»
11. Нейропсихологическое упражнение «Бусы из баранок»
Февраль «Три медведя»
«Каша для медведей» 1. Когнитивная игра «Девочки и мальчики»
2. Сенсорная тропа «В лес»
3. Игра на подражание «Девочка заблудилась»
4. Нейропсихологическая игра «Обед медведей»
5. Коммуникативная игра «Вкусная похлебка»
6. Телесная игра «Стулья медведей»
7. Сенсорная игра «Кровати медведей»
8. Игра на подражание «Три медведя шли домой»
9. Эмоциональная игра «Медведи злятся»
10. Телесная игра по правилам «Маша убегает»
1. Сенсорная тропа «В лес»
2. Игра на подражание «Девочка заблудилась»
3. Игра по правилам «Зарядка с медведями»
4. Сенсорная игра «Запасы медведей»
5. Нейропсихологическая игра «Каша для медведей»
6. Коммуникативная игра «Играем на инструментах»
7. Музыкальная игра «Медведь и пчелы»
Игра по правилам «У медведя во бору»
8. Телесная игра «Маша убегает»
Март «Золотая рыбка»
«Ловим рыбку» 1. Игра на подражание «Дед и бабка»
2. Нейропсихологическое упражнение «Дед ловит рыбу»
3. Игра по правилам «Рыбка плыви»
4. Эмоциональная игра «Гнев старухи»
5. Нейропсихологическая игра «Опять ловим рыбку»
6. Сенсорная игра «Корыто для бабки»
7. Эмоциональная игра «Старуха злится»
8. Нейропсихологическое упражнение «Дед идет к морю»
9. Коммуникативная игра «Новая изба»
10. Эмоциональная игра «Старуха сильно гневается»
11. Сенсорная игра «Сокровища»
12. Эмоциональная игра «Разочарование бабки»
1. Сенсорная тропа «К морю»
2. Нейропсихологическое упражнение «Дед ловит рыбу»
3. Игра по правилам «Рыбка плыви»
4. Эмоциональная игра «Бабка разозлилась»
5. Нейропсихологическая игра «Снова ловим рыбку»
6. Когнитивная игра «Новое корыто»
7. Эмоциональная игра «Старуха снова злится»
8. Телесная игра «Рыбку я сейчас поймаю»
9. Коммуникативная игра «Замок для старухи»
10. Эмоциональная игра «Старуха в гневе»
11. Игра по правилам «Море волнуется раз»
12. Эмоциональная игра «Разочарование бабки»
Апрель «Теремок»
«Строим теремок» 1. Сенсорная тропа «Лесная дорожка»
2. Игра на подражание «Стучим в теремок»
3. Нейропсихологическая игра «Мышка-норушка»
4. Сенсорная игра «Лягушка-попрыгушка»
5. Нейропсихологическое упражнение «Комарики»
6. Коммуникативная игра «Зайка попляши»
7. Сенсорная игра «Хвост лисы»
8. Телесная игра «Логово волка»
9. Эмоциональная игра «Развалился теремок»
10. Игра по правилам «Новый теремок»
1. Сенсорная тропа «Лесная дорожка»
2. Игра на подражание «Стучим в теремок»
3. Нейропсихологическая игра «Мышка в теремок бежала»
4. Нейропсихологическое упражнение «Кормим лягушку»
5. Коммуникативная игра «Зайка попляши»
6. Сенсорная игра «Хвост лисы»
7. Телесная игра «Логово волка»
8. Когнитивная игра «Кормим волка»
9. Коммуникативная игра «Теремок упал»
10. Эмоциональная игра «Развалился теремок»
11. Игра по правилам «Новый теремок»
Май «Пузырь, соломинка и лапоть» 1. Артикуляционная игра «Пузырь, соломинка и лапоть»
2. Когнитивная игра «Круглое, овальное, прямоугольное»
3. Игра по правилам «Переправа через речку»
4. Нейропсихологическое упражнение «Рубим-пилим»
5. Сенсорная игра «Костер»
6. Коммуникативная игра «Раздувайся пузырь»
7. Нейропсихологическая игра «Новый пузырь»
8. Нейропсихологическое упражнение «Катай-сжимай»
9. Двигательная игра «Ледяная речка»
10. Сенсорная игра «Каша»
Продукт: Творческая мастерская «Ай-да сказка!».
Работа с родителями.
1. Анкетирование родителей.
2. Консультации: «Что такое сенсорика и почему ее необходимо развивать?», «Что такое сенсорная сказка?», «Игры-занятия по сенсорному развитию», «Уголок сенсорики дома».
3. Ознакомление родителей с уголком «Сенсорная сказка» в ДОУ.
4. Наглядная информация.
5. Обмен опытом.
Ожидаемые результаты.
1. Повышение уровня сенсорного развития детей.
2. Формирование схемы тела и образа Я.
3. Развитие социального взаимодействия и эмоциональной сферы ребенка.
4. Умение использовать речевые средства в ситуации взаимодействия со взрослыми и детьми.
5. Обогащение чувственного опыта.
Список литературы
1. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста». – СПб. : Детство-пресс, 2012г.
2. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», М. : «Просвещение», 1988г.
3. Гуськова А. А. «Развитие речедвигательной координации детей», М. : ТЦ Сфера, 2014г.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии», М. : ТЦ Сфера, 2016г.
5. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» под редакцией Венера Л. А. М. : «Просвещение», 1973г.
6. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей». М. : «Просвещение», 2009г.
7. «Сенсорное воспитание в детском саду» под редакцией Поддьякова Н. Н., Аванесовой В. Н., М. : «Просвещение», 1981г.
8. Станкевич М. С. «Интерактивная нейросказка», М. : «Просвещение», 2020г.