Лариса Сюмбели
Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(слайд 2)
Актуальность:
В жизни каждого дошкольника приветствуется труд с раннего детства и в жизни общества имеет большое значение, как дошкольник относится к труду и как он умеет трудиться и во многом зависит его дальнейшая судьба.
Публикация «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В соответствии с ФГОС, трудовое воспитание в ДОУ — это большая система труда. Участие ребенка в производительном труде рассматривается в тесной связи ребенка, нужно научить, чтоб он относился к труду бережно и понимал, что сделано руками человека. Детям нужно объяснить, что у взрослых труд оплачивается деньгами.
В трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают нравственные нормы поведения, имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении и, что очень важно, видеть жизненную необходимость, оправданность таких нравственных норм, как оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам своего труда и труда товарищей.
(слайд 3)
Цель:
Формировать положительное отношение труда через непосредственное участие детей в трудовой деятельности в детском саду и дома.
Труд должен радовать ребёнка, и наша задача – развивать чувство у дошкольников, в дошкольном возрасте нужно уделять особое внимание развитию. Ребенок должен осознавать, что есть нравственные качества человека, такие как;
• трудолюбие
• чувство долга,
• ответственность за порученное ему дело.
Задачи трудового воспитания
- воспитывать у детей привычку к постоянной занятости;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества;
- формировать у детей трудовые умения и навыки.
(слайд 4)
Труд выполняет свои функции, если его содержание и организация отвечают определенным педагогическим требованиям:
1. Труд, когда разнообразен по содержанию, условиям, то только тогда вызывает у дошкольников желание делать что ни будь.
2. Труд должен быть направлен на формирование практических умений и навыков, соответствующих знаний.
3. Труд должен быть осознанным, что предполагает раскрытие его цели, результатов и способов достижения. Постепенно у дошкольников формируются компоненты трудовой деятельности – они осознают цель работы, определяют со временем условия ее проведения, подбирают материалы и инструменты, оценивают результаты.
4. Труд должен осуществляться регулярно, систематически, усложнятся по содержанию.
5. Труд должен соответствовать принятым гигиеническим нормам: быть посильным, регламентированным по длительности в зависимости от характера труда и возраста детей (старший – 15-25 минут).
Воспитатель должен обеспечить правильную позу детей в труде. Чередование различных видов работ, чтобы не переутомлять детей. Орудия труда должны быть безопасны и соответствовать росту и силам ребенка. Ребенку нужно объяснить, показать, обсудить процесс труда и дать оценку.
Различают четыре основных вида детского труда :
- самообслуживание;
- ручной и художественный труд;
- хозяйственно-бытовой труд;
- труд к природе.
(слайды 5,6,7,8)
Самообслуживание — в старшей группе это трудовые процессы, которые связаны с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своими игрушками, одеждой, развивать желание помогать друг другу.
Еще хочу сказать, что существует ряд проблем и трудностей, связанных с приучением ребенка к самообслуживанию.
• Низкая мотивация родителей. (Родителям проще все делать самим.)
• Низкая мотивация ребенка.
• Нежелание ребенка подчиняться общим правилам (пора уходить домой, все одеваются, а ребенок уходить не хочет).
• Трудности, связанные с нарушением двигательной сферы (проблемы удержания позы, координации, нарушений мелкой моторики и т. д.)
(слайды 9,10)
Хозяйственно - бытовой труд - имеет место, когда ребенок привлекается к уборке группы, спальни, участка (во все времена года, сервировке столов, уборка со стола, подготовке материала к занятиям. Он направлен на удовлетворение потребностей не только своих, но и сверстников, родственников, близких людей, и связан с необходимостью поддержания чистоты и порядка в быту. (Старшие дошкольники могут помогать младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца.)
(слайды 11,12)
Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей. Связан с изготовлением изделий посредством вышивания, ремонтом книг, пособий, игрушек, коробок, совершенствовать умение работать с бумагой и т. д. Учить детей экономно и рационально расходовать материалы. С детьми мы используем разнообразный материал: природный, бросовый, различные конструкторы, материал для развития мелкой моторики.
(слайды 13, 14)
Труд в природе - направлен на создание для растений и животных благоприятных условий жизни, удовлетворение их потребностей в пище, свете, тепле, воде. Этот труд имеет место тогда, когда дети занимаются выращиванием растений и уходом за животными. Труд детей в природе является методом экологического и трудового воспитания.
(слайд 15)
Заключение
В дошкольном образовательном учреждении должна проводится специально организованная работа с родителями, им необходимо объяснять, какую огромную роль играет труд в воспитании дошкольников, как важно совместными усилиями создать все необходимые условия, при которых труд действительно стал бы средством нравственного воспитания детей. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. В нашем детском саду мы используем разные формы работы с родителями — это различные экологические и трудовые акции : «Посади дерево», «Добрые крышечки»; выставки совместных работ детей и родителей : «Осенние и зимние поделки», участвует в эко-отряде «Звездные эколята»; субботники.
В заключении хотелось бы отметить то, что трудовое воспитание будет эффективным тогда, когда на лице у ребенка будет радость от проделанной работы и в нем участвуют все дети.
Литература
1. Т. Куликова, «Учите детей трудиться. Дошкольное воспитание». – 2021.
2. М. А. Васильева, «Трудовое воспитание. Дошкольное воспитание», - 2019.
3. В. Г. Нечаева, «Воспитание дошкольника в труде».
4. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Н. В. Веракса, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева, «МОЗАЙКА – СИНТЕЗ», 2020 г.