Папки-передвижки

Трудности понимания и употребления предлогов у детей с задержкой психического развития

Шибаева
Трудности понимания и употребления предлогов у детей с задержкой психического развития

Практический опыт взаимодействия с детьми с задержкой психического развития показывает, что такие дети сталкиваются с трудностями при освоении предложно-падежных отношений. Дети с ЗПР испытывают трудности, связанные с ориентацией в пространстве. В связи с этим, у детей данной группы часто нарушается ориентировка в схеме собственного тела, ориентировка с точкой отсчета от «себя», восприятие-воспроизведение пространственных отношений между предметами.

Публикация «Трудности понимания и употребления предлогов у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов.

Пространственные представления являются базовыми составляющими психической деятельности. Пространственный анализ и синтез лежат в основе симультанного синтеза, а он является одним из условий для того, чтобы не только удержать в памяти все элементы развернутой речевой структуры, но временно «обозреть» ее, уложить в одновременно воспринимаемую смысловую схему. «Симультанное обозрение» и составление симультанных смысловых схем совершенно необходимы для понимания речевых конструкций, которые включают в состав сложные логико-грамматические отношения, выражаемые, например, с помощью предлогов, падежных окончаний.

Предложные конструкции обозначают как место действия, местонахождение, часть пространства, в пределах которого совершается действие, так и его направление. Один и тот же предлог может использоваться в различных предложно-падежных конструкциях и иметь различные значения.

При формировании предложно-падежных категорий необходимо учитывать ряд факторов:

1. Типология и механизм конкретного нарушения данного аспекта когнитивной деятельности;

2. Закономерности становления отдельных систем в онтогенезе развития речевой функции ребенка;

3. Используемые в речи склонения существительных;

4. Отличительные особенности предлогов, которые используются с каким-либо падежом, а также характерные черты их применения в речи.

Механизмом нарушения при подобных проблемах является несформированность языковых обобщений. Если нормально развивающийся ребенок, усвоив однажды грамматическое значение той или иной языковой единицы, обобщает и переносит его (значение) на ряды слов по аналогии (например, значение перехода действия на предмет в винительном падеже с окончанием – у: я беру тарелк у, то ребенок с нарушенным ходом развития таких аналогий и обобщений не совершает.

Следует учитывать, что для ребенка с задержкой психического развития грамматическая модель далеко не сразу становится носителем определенного значения. Соответственно для того, чтобы сформировать верное использование в речи падежных категорий необходимо сформировать обобщенный образ каждой грамматической формы.

Дети с описываемой в работе патологией когнитивного развития испытывают еще большие трудности в ассимиляции предлогов.

В своих исследованиях С. В. Зорина выявила два уровня нарушений при усвоении предложных отношений детьми :

1. Нарушения в процессе осознания логико-грамматических структур языка (семантическая афазия);

2. Речевые нарушения в области осознания и верного употребления лексических единиц на формальном уровне.

Нарушения в усвоении предлогов на уровне семантики проявляются в:

1. Пропуске в устной речи предлогов – неиспользование предлогов в тех логико-грамматических структурах, которые требуют применения данной части речи;

2. Неверной дифференциации различных предлогов, которые несут один смысл и относятся к одной смысловой группе.

Для детей с ограничениями в развитии ментальных способностей может быть характерна неверная с точки зрения логики и грамматики языка замена предлогов одной смысловой группы на предлоги из другого пласта. Также такие дети неправильно используют предлоги с правильным падежным значением и неосознанно и хаотично внедряют в устную речь окончания и предлоги. Последнее объясняется тем, что дети с нарушениями когнитивных функций неспособны отметить для себя связь предлогов и падежей в плане их грамматического единства.

В русском языке значения, выраженные предложно-падежными отношениями, чрезвычайно сложны для ребенка с задержкой психического развития. Падежные окончания используются с разными предлогами, что говорит о многообразии их значений.

Учащиеся не осознают смысловую значимость предлогов, особенно позднего онтогенеза. Они не видят связи предлогов с флексиями, не выделяют предлоги как отдельные слова, пропускают их в устной речи, смешивают значения отдельных предлогов. Учащимся трудно понять, что один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения. Все это свидетельствует о необходимости работы над функционально-семантической стороной предлогов.

Многочисленные исследования в области психологии, психолингвистики, нейропсихологии показали, что понимание и употребление предложных конструкций формируется только на основе практического овладения пространством, полноценных пространственных представлений и усвоения пространственной лексики.

Детские виды деятельности напрямую связаны с ориентировкой в пространстве, восприятием пространственных свойств и отношений предметов. В процессе приспособления ребенка к быту и дальнейшего его речевого развития большую роль играют пространственная ориентировка, зрительные представления, а также формирование звуковой лексики.

Публикации по теме:

Игра для детей старшего дошкольного возраста «Дерево предлогов»Игра для детей старшего дошкольного возраста «Дерево предлогов» "ДЕРЕВО ПРЕДЛОГОВ" игра для детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хочу рассказать вам о новой игре.

Формирование навыка правильного употребления предлогов у детей с ТНР при работе с дидактическим пособием «Умный планшет»Формирование навыка правильного употребления предлогов у детей с ТНР при работе с дидактическим пособием «Умный планшет» Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов»Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей»Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Физическое и психическое развитие человека неразрывно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудности понимания и употребления предлогов у детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 28 мая 2024 в 11:38
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Трудности понимания и употребления предлогов у детей с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Шибаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второе воскресенье августа в России отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД