Марина Хромова
Консультация «Трудности и ошибки при чтении»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важнейших задач родителей и начальной школы является формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.
В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов смыслового и технического, т. е. техники чтения. Техника чтения — это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определённую информацию, заключённую в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Чтение как вид деятельности можно представить процессом декодирования, т. е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:
Опознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи) (при дислексии с трудом закрепляются связи между звуком и буквой, чаще наблюдается забывание букв, имеющих меньшую частотность употребления в языке, это может относится и к заглавным буквам)
Слияние нескольких букв в слог (слогослияние). (Наибольшую трудность для детей представляет слияние букв в слоги. На этом этапе возникает противоречие, а именно, при выделении звука из слова, ребёнок называет «чистый», изолированный звук, а сливая звуки в процессе чтения, должен видоизменять их, учитывая позиционные и комбинаторные условия. Например, в зависимости от последующей гласной, согласный «н» прочитывается то как твёрдый, то как мягкий в словах «нос –нёс». Именно поэтому при чтении слогов и слов дети должны предварительно до озвучивания согласного оценить характер следующей за ним гласной. И чем лучше дети владеют устной речью, тем успешнее они овладевают слиянием при чтении).
Слияние нескольких слогов в слово.
Интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание.
Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения. В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения. Они допускают при чтении ошибки : пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слова и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.
В результате у детей складывается негативное, эмоционально – отрицательное отношение к процессу чтения.
Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера
нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки
нарушением зрительно – моторной координации
нарушением моторики, графомоторных навыков
нарушением слухового, зрительного, фонетико – фонематического восприятия. Смешение букв по акустико – артикуляционному сходству (о –у, ё-ю, звонкие и глухие – в –ф, б –п и т. д., свистящие и шипящие – с –ш, з –ж,, соноры – л –р, аффрикаты – ц –ч, ч –ть. Смешение букв по кинетическому сходству (в печатном шрифте). Такие смешения обусловлены смешением букв при переходе с печатного шрифта в рукописный, например, а –о, и-у, б –д, х –ж, л -м.
нарушением произвольного внимания
нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти
затруднениями при воспроизведении последовательности движении, последовательности в пространстве, во времени, в речи
нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения, грамматического строя речи, бедностью словаря.
Развитие мелкой моторики.
«Пальчики здороваются»
«Пересчёт пальцев»
«Качели»
Упражнения на координацию рук
Детям предлагается одновременно ударять по столу двумя руками, правой сжатой в кулак, и левой – раскрытой ладонью. Затем наоборот.
«Кулак — ребро — ладонь». Детям предлагается выполнить последовательно три движения рукой.
Развитие зрительно – моторной координации.
Графический диктант по клеточкам под диктовку родителя.
Развитие пространственных представлений.
Ребёнок последовательно выкладывает на столе цветные геометрические фигуры по речевой инструкции взрослого. Например, положи перед собой красный треугольник, справа от него зелёный круг, слева — синий прямоугольник, над зелёным кругом — жёлтый квадрат и т. д.
Достань правой рукой левое ухо, левой рукой правый глаз и т. д.
Формирование навыка фонематического анализа и синтеза.
«Отгадай слово». Ребёнку предлагается из написанных на листе наборов букв составить слова.
Задание «Наборщик». Ребёнку предлагается слово, из букв которого он составляет и записывает новые слова.
По первым звукам названных родителем слов, нужно отгадать задуманное слово. Например, солнце, аист, дом, Отгадайте, какое слово я задумала.
Коррекция навыков чтения.
Чтение текста из книги с прикрытой верхней половиной строчки. Уточнение содержания по вопросам родителя.
Чтение текста из книги через слово. Ребёнку предлагается читать не как обычно, а перескакивать через каждое второе слово.
Чтение текста «вверх ногами». Уточнение содержания по вопросам родителя.
Ошибки, которые ребёнок допускает при чтении, затем могу отразиться в письменной речи. Поэтому лучше исправить сейчас, чем в будущем работать над коррекцией устной и письменной речи.