Анна Игнатова
ТРИЗ технологии «Создание условий для роста цветов»
▼ Скачать + Заказать документы
ТРИЗ технологии «Создание условий для роста цветов»
Цель : Закрепление знаний воспитанников об условиях роста растений в окружающей среде.
Задачи:
1. Расширять представления об окружающем мире.
2. Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, творческие способности. Обогащать творческий потенциал ребёнка.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Публикация «ТРИЗ технологии „Создание условий для роста цветов“» размещена в разделах
Материал: тексты загадок (по 10экземпляров, эмблемы цветов : подснежник и одуванчик. Изображение на формате А – 2 нижняя часть закрашена зеленым цветом – земля, верхняя голубым с изображение желтого круга в верхнем углу – небо и солнце; схемы человечков, карандаши, клей, фишки в виде лужи, фишки – лучики, фишки – снежинки.
Ход занятия:
На столе лежат картинки с изображением одуванчиков и подснежников. Картинки перевернуты вниз изображением. Дети подходят и берут по одному изображению, после чего делятся на две команды. И подходят к столам с изображением силуэта соответствующего цветка : подснежник и одуванчик.
Воспитатель:
Дети, скажите пожалуйста, как называются изображенные на картинках цветы?
Ответы детей (одуванчик и подснежник)
В: Правильно! Кто знает, когда появляются эти цветы?
Ответы детей (Весной)
В: А почему этих цветов не было зимой?
Ответы детей
В: значит, чтобы цветы выросли, нужны благоприятные условия. Сегодня мы попробуем создать все необходимые условия. А помогут нам в этом картинки – схемы, которые предложила художница-весна. Она сделала наброски, но закончить их предлагает вам. Вы получаете материал, в том случае, если выполняете задание. Вы готовы?
Основная часть
1. Игра «Хорошо-плохо»
В: Известно, что весной бывает много воды. Откуда она берется?
Ответы детей (тает снег)
В: сейчас мы поиграем с вами в игру «Хорошо-плохо» За каждый правильный ответ команда получает фишку, в виде лужи. Эти фишки вам нужно приклеить на схемы-картинки. Вам необходимо назвать положительные и отрицательные стороны:
- Когда весной много воды, хорошо…
- Когда весной много воды, плохо…
Дети предлагают варианты ответов.
В: Достаточно ли воды, чтобы выросли цветы? А что еще нужно?
Ответы детей (солнечное тепло)
2. Поиск аналогов.
В: Очень важным условием для роста растений является солнечное тепло. На ваших картинах солнце не закончено. Посмотрите внимательно, как вы думаете, чего не хватает?
Ответы детей (лучей)
В: Придумайте и назовите предметы, похожие на солнце. Сколько слов назовете, столько лучиков будет у вашего солнышка. Слова не должны повторяться.
Дети придумывают предметы, похожие на круг и за каждый правильный ответ получают лучи для солнца.
3. Игра «наоборот»
В: весной бывает разная погода: то снег, то солнце. Следующим заданием будет игра «Наоборот». Я говорю вам слова, а вы говорите противоположное значение этого слова. Например, горячий – холодный. За каждое правильно подобранное слово вы получаете фишку в виде снежинки, которую необходимо наклеить на картинку. Все готовы? (Каждой команде задаются слова по очереди)
Сладкий – горький
Ранний – поздний
Мокрый – сухой
Греет – морозит
Светлый – темный
Белый – черный
Длинный – короткий
Бежит – стоит
Спит – играет
Мягкий – твердый
В: солнце светит, снег тает, вода есть. Как вы думаете, что еще нужно для роста цветов?
Варианты ответов детей (воздух)
4. Решение проблемы
В: Попробуйте изобразить на картине воздух.
Можно ли нарисовать или приклеить воздух?
Дети дают варианты ответов
В: почему нельзя нарисовать воздух?
Ответы детей.
В: Как его можно ощутить? (подуть на ладони)
5. Игра «Маленькие человечки»
В: Все предметы состоят из маленьких человечков. Эти человечки взаимодействуют друг с другом. Когда вы дули на ладони, вы почувствовали, как маленькие человечки бегут по ним. Подуйте еще раз.
Во всех твердых предметах они крепко держатся за руки. (показ 1 схемы) Подумайте и назовите предметы или объекты, в которых человечки так крепко держатся за руки.
Дети дают ответы. Если у детей вызывает затруднение – воспитатель помогает, приводя пару примеров.
В: во всех жидких предметах они так не держатся, а спокойно стоят. (показ 2 схемы) Подумайте и назовите предметы или объекты, где человечки не держатся, а спокойно стоят.
Дети дают ответы. Если у детей вызывает затруднение – воспитатель помогает, приводя пару примеров.
В: Есть человечки, которые не держатся за руки и постоянно бегают. (показывается 3 схема) Как вы думаете, где они живут? (пар, дым)
В: сейчас предстоит выполнить следующее задание: я называю предмет, а ваша команда изображает человечков. (Командам по очереди называются слова)
1 - Сковорода
2 - Вода
1 - Пар
2 - Лед
1 - Компот
2 – Дым
6. Дорисовывание предметов.
В: солнце воздух и вода – необходимые условия для роста цветов. Вы их создали. Ваши картины наполнились содержанием. Посмотрите на них внимательно, вы можете увидеть, что еще есть незаконченные предметы. Нужно их дорисовать, но так, чтобы получилось верное изображение.
Дети дорисовывают листья и стебли.
Итог.
Вот мы создали условия для роста цветка. Какие условия мы создавали?
Ответы детей (солнце, воздух и вода)
Приклеивайте изображение ваших цветов к картине.
Дети приклеивают цветы.
В: Важным условие для роста цветов является любовь и бережное отношение человека. Все что окружает нас нужно беречь.
Замечательные картины у вас получились. Придумайте название своим картинам. Предлагаю вам показать эти картины родителям. Давайте разместим это творчество в нашей группе.