Александра Циопа
Упражнения для развития силы голоса
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛЫ ГОЛОСА
Развитие силы голоса – это необходимое направление в процессе логопедических занятий. Игры на развитие силы голоса активно используются на подготовительных этапах коррекции речи, но также применяются и в последующей коррекционно-логопедической работе.
Рассмотрим подборку игр и упражнений для развития силы голоса:
«Телефон» – Стоящий или сидящий первым в ряду ребенок произносит шепотом на ухо соседу заданное ему слово. Так слово передается до последнего ребенка. Кто передаст его неправильно, тот произносит заданный стишок.
«Эхо» – Детей распределяют на две группы. Одна из групп – «эхо». Первая группа детей громко произносит вместе с логопедом гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа («эхо») тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.
«Вьюга» – По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у. По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-у-у. По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга закончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки взрослого: горизонтальное движение руки – дети говорят тихо, движение руки вверх – усиление голоса, движение руки вниз – уменьшение силы голоса.
«Дует ветер» – Дети ведут хоровод. Взрослый сопровождает движения рассказом: «Утром дети идут в школу. Светит солнце. Дует тихий ветерок: в-в-в (произносится тихо). Как дует тихий ветерок? (Дети останавливаются и повторяют тихо: в-в-в). Окончились уроки. Дети идут домой. Подошли к дому. И вдруг подул сильный ветер: в-в-в (произносится громко)».
«Лесенка» – Перед детьми на доске картинка с нарисованной лесенкой или макет лесенки. По ходу игры взрослый ставит на каждую перекладину фигурку определенного животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса. Взрослый говорит: «На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла (Дети произносят низким и громким голосом: ав-ав-ав). На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала (Дети произносят более тихим и более высоким голосом: мяу-мяу-мяу). На третью ступеньку вскочил петух и громко запел: ку-ка-ре-ку (Дети произносят громким и высоким голосом: ку-ка-ре-ку). На четвертую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал: ж-ж-ж (Дети произносят низким и тихим голосом: ж-ж-ж). На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку: з-з-з (Дети произносят тихим и высоким голосом: з-з-з).
«Корова и телята» – Взрослый обращается к первой группе: «На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они зовут их?» Дети первой группы произносят низким голосом: му-му-му. «Коровам отвечают телята. Как они отвечают?» Взрослый обращается к детям второй группы. Дети отвечают высоким голосом: му-му-му. Затем группы меняются ролями.
«Протяни звук» – В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают носиком и начинают тянуть определенный гласный звук (а, о, у, и, э). Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха.
«Повтори за мной» – В игру можно играть как вдвоем, так и парами. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка – догадаться, какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.