татьяна архипова
ТРИЗ. «Составление текста сказочного содержания с помощью системного оператора»
▼ Скачать + Заказать документы
Старшая разновозрастная группа
Цель: продолжать учить детей составлять сказки о прошлом и будущем объекта, пересказывать по плану. Развивать системное мышление, учить сочинять оригинальные произведения; развивать фантазию, воображение.
Ход.
Игры по ТРИЗ : "Бывает -- не бывает"
"Что сначала, что потом"
"Кем был, кем стал"
Поиграли в игры,а сейчас давайте поиграем с "волшебным экраном" и с помощью его составим сказку.
Главной героиней сказки будет нарядная новогодняя ёлочка, в среднем квадрате "волшебного экрана"
Публикация «ТРИЗ, „Составление текста сказочного содержания с помощью системного оператора“» размещена в разделах
(по ходу ответов детей заполняются клетки экрана)
-- Назовите главное дело новогодней ёлки (быть нарядной, радовать людей, украшать дом)
-- Какой бывает ёлочка перед праздником? (колючей, свежей, ароматной, смолистой)
-- Назовите части новогодней ёлки? (ствол, ветки, иголки, украшения, подставка.)
-- Где будет находиться новогодняя ёлочка? (в доме, в детском саду)
-- Где ёлочка была до Нового года? (в лесу, на опушке)
-- Что окружало ёлочку в лесу? (птицы, деревья, звери, снег.)
-- Есть ли отличия у ёлочки в лесу и её новогодней подруги по строению? (у лесной есть корень, нет украшений.)
-- Зачем нужен ёлочке корень? (удерживать дерево на земле, добывать воду, полезные вещества.)
-- Что же случается с ёлочкой после Нового года? (она не красивая, осыпается, не нарядная.)
-- Где она оказывается? (на свалке, на улице.)
-- Что её окружает? (мусор, другие такие же ёлочки.)
-- Ёлочка погибает, опадают иголки, отваливаются ветки, сохнет ствол.)
Как спасти ёлочки от гибели? (пусть люди отмечают праздник в лесу, покупают искусственные ёлки,выращивают ёлочки в горшках)
Дети, "волшебный экран" нам подскажет, о чём сочинить сказку : о прошлом, настоящем или будущем. Героиней сказки будет новогодняя Ёлочка.
Физминутка "Мои друзья"
Вместе с детьми сочиняем сказку.
1. Зачин и герой.
2. Место в котором происходят события
3. Кто героя окружает, как он живёт, с кем?
4. Какое волшебство.
5. Окончание сказки
6. Название
Сказка сочинённая детьми.
Жили -- были Ёлочки. Красивые, зелёные, смолистые на лесной опушке. Однажды люди пришли в лес и срубили одну Ёлочку. Её принесли домой, она очень обрадовалась.
Ё лочку нарядили: повесили шарики, хлопушки, звезду, зажгли огоньки.
Дети стали вокруг Ёлочки водить хороводы, петь песни, рассказывать стихи, встречать Деда Мороза и дарить друг другу подарки.
Но вот закончился праздник, все заснули. Ёлочка осталась одна и загрустила. Но у Ёлочки была знакомая Фея, которая могла ей помочь. Фея перенесла ёлочку в лес на лесную опушку с помощью волшебной палочки. И Ёлочка стала расти снова среди своих подружек.
"Путешествие Ёлочки"