Ольга Тельнова
ТРИЗ на занятии по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
ТРИЗ на занятии по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Технология ТРИЗ, использованная на занятии по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Тема: «Встреча на волшебной поляне»
Учитель-дефектолог группы компенсирующей
направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Тельнова Ольга Степановна
Публикация «ТРИЗ на занятии по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Цель: Развивать интеллектуальные способности детей и умения принимать нестандартные решения (самостоятельно или с небольшой помощью взрослого, опираясь на имеющийся опыт.
Задачи:
Обучающие
• Учить решать логические и арифметические задачи на +/- по единице, работать с цифровым рядом от 1 до 10.
• Выбирать способы сравнения предметов.
• Составлять слово из звуков, опираясь на слуховые дифференцировки и записывать это слово с помощью букв.
Развивающие
• Развивать ориентировку во времени, в пространстве, на плоскости.
• Развивать конструктивный праксис при составлении геометрических фигур, разрезанных на 3-5 частей.
• Развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание, мелкую и общую моторику.
Воспитательные
• Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи, уважение друг к другу, выдержку.
Оборудование:
• карточки «Дни недели»,
• цифры от 1 до 10
• макет часов,
• разрезанные на части геометрические фигуры (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, призма,
• 6 рюкзаков,
• 3 верёвки разной длины,
• листы бумаги в крупную клетку,
• простые карандаши,
• мягкие игрушки,
• рамочки для фото.
Этапы подготовительной деятельности :
1. Рассматривание картин и фотографий с изображением природных ландшафтов.
2. Беседы о туризме, прогулках и экскурсиях с родителями, о снаряжении, которое надо брать с собой при поездках на природу и в походы.
3. Предложить родителям, по возможности, организовать семейные походы на природу, привлекать детей к сборам необходимых вещей и предметов.
4. Беседы о правилах безопасности поведения в лесу, на поляне, на загородной дороге.
5. Разучивание песенки В. Шаинского «Вместе весело шагать».
Ход совместной деятельности.
Организационный момент:
1. Появление игрушки Зайца, который приглашает детей в гости в лес.
Взрослый берёт игрушку в руки и объясняет, что сначала нужно
поздороваться со всеми (выполнение дидактического упражнения
«Рукопожатие»).
2. Дидактическое упражнение «Календарь»:
Детям предлагается назвать текущие день недели, число и месяц и обозначить с помощью символов в «календаре природы».
3. Дидактическое упражнение «Почини часы»:
Зайка просит сказать ему который час, так как его и ребят ждут в гости к 10 часам, но часы сломались (цифры на циферблате находятся не на своих местах). Что делать?
Дети предлагают починить часы, для этого надо вспомнить как должны быть
расположены цифры на часах и выставить правильно стрелки (задание выполняется с помощью взрослого). Правильность выполненного задания осуществляется при сравнении с настоящими часами.
4. Дидактическое упражнение «Найди свой рюкзак»:
Дети совместно со взрослым называют предметы, которые необходимо брать с собой в поход, среди этих предметов - рюкзак. Детям предлагают с помощью решения логических и арифметических задач найти свой рюкзак. Все рюкзаки пронумерованы от 1 до 6, ответ ребёнка поможет найти ему свой рюкзак. Предлагаемые задачи (см. Приложение 1).
5. Дидактическая игра «Помоги Зайцу узнать место встречи»:
Заяц забыл в какой части леса его и ребят ждут друзья (подсказка в рюкзаках, в которых находятся разрезанные геометрические фигуры, которые надо собрать). На каждой фигуре написана буква, которую ребёнок называет. С помощью дидактического упражнения «Поймай слово по звукам» все вместе составляют это слово – ПОЛЯНА.
6. Дидактическое упражнение «Выбери дорожку»:
Перед детьми 3 дорожки, выложенные волной, зигзагом и по прямой. Все дорожки имеют одну линию старта и финиша. Необходимо выбрать дорожку не самую длинную и не самую короткую (с помощью зрительных ориентировок и сравнений). Как проверить правильность выбора (измерить линейкой или сантиметром; шагами).
После выполнения проверочных действий дети идут по заданной дорожке приставным шагом друг за другом, удерживая равновесие (дети выходят на поляну под звуки песенки В. Шаинского «Вместе весело шагать», где среди травы спрятались зверюшки. Надо их найти.
7. Дидактическое упражнение «Найди и расскажи, где спрятался зверёк»:
Детям предлагается спокойно походить по поляне и найдя зверька не брать его, а подойти ко взрослому и рассказать где он находится: белка - среди веток дерева дуба, заяц - под самой низкой ёлкой, лиса - за берёзой, медведь - среди травы, волк – за самой высокой кочкой, ёжик около пня, под листочками. После того как дети найдут всех зверюшек, каждый берёт себе понравившегося.
8. Двигательное упражнение «Потанцуй с другом»:
Дети выполняют произвольные танцевальные движения под песню И. Николаева «Маленькая страна».
9. Заключительная часть «Слуховой диктант» (по клеточкам):
Дети по клеточкам рисуют «портрет Зайца», затем ставят его в рамочку и могут забрать домой.
Приложение:
Задачи
1. Сколько хвостов у Лисы-плутовки?
2. Сколько носиков у двух Барбосиков?
3. Папа Зай и мама Зая, с ними Зайка их сынок. Хорошо подумай, сколько зайцев вместе всех?
4. Три пушистых кошечки улеглись в лукошечке. Тут одна к ним прибежала. Сколько вместе кошек стало?
5. Чтобы кошка ножки не промочила, сколько бы сапожек она купила?
6. «Добрый Доктор Айболит, он под деревом сидит, приходи к нему лечиться и корова, и волчица, и жучок и паучок, и медведица. Всех излечит, исцелит добрый Доктор Айболит». Сколько больных пришло к доктору на прием?
7. Бабушка-Лисица связала своим внучатам рукавицы: две рукавицы - для одного, две рукавицы – для другого, две рукавицы – для третьего. Сколько рукавиц связала бабушка?