Светлана Маноха
ТРИЗ. Метод фантазирования. Занятие «Волшебник времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Волшебник врем"
Цели: познакомить с приемом фантазирования «Изменение времени»; развивать диалектичность и вариативность; систематизировать знания о сезонных изменениях в природе; развивать воображение.
1. Беседа «Быстро — медленно».
Приходит Игрушка, вся запыхавшаяся.
В. : Что с тобой, почему ты так дышишь тяжело?
И. : Я бегом бежала, боялась опоздать.
В. : Посиди, отдохни пока, а мы с ребятами обсудим, почему ты так спешила. Разве нельзя было опоздать, а мы бы подождали?
Публикация «ТРИЗ, Метод фантазирования, Занятие „Волшебник времени“» размещена в разделах
И. : Да, вот вы все говорите, что опаздывать плохо, но я так устала, пока добежала, и вообще есть пословица «Поспешишь -людей насмешишь». Больше не буду никогда так торопиться!
В. : Но есть еще и другая пословица «Дорога ложка к обеду». Как вы ее понимаете, ребята?
И. : Так что же получается? И торопиться плохо, и медлить, тянуть тоже плохо? А как хорошо?
В. : Хорошо, когда знаешь, какие дела нужно делать быстро, а какие — медленно. Вот, например, когда переходишь через дорогу, нужно идти быстро или медленно? Почему?
И. : Конечно, быстро, даже бежать нужно, а не идти, чтоб машина не наехала!
В. : А что ребята скажут?
В. : А когда с прогулки пришли, как нужно раздеваться?
И. : Медленно, чтобы одежду не помять, осторожно в шкафчик повесить, все аккуратно сложить.
В. : Ребята, как вы думаете?
И. : Пускай сейчас ребята сами скажут, что нужно делать быстро, а что медленно. (Как нужно умываться, обедать, убирать игрушки, рисовать, подметать, говорить и т. д.)
2. Фантазирование.
В. : Чтобы все всегда успевать, никогда не спешить и не опаздывать, нужно дружить с Волшебником Времени.
И. : Что это за Волшебник? Я никогда о таком не слышала.
В. : Этот Волшебник может управлять временем, он умеет время ускорять и замедлять, останавливать и перепутывать. Если время остановится, то ничего не будет расти, изменяться, все останется таким же, как и сейчас; если время перепутается, то может получиться так, что вначале нужно дом построить, а только потом завезут кирпичи.
Во многих сказках этот Волшебник время ускоряет, помните: «И растет ребенок там, не по дням, а по часам.» Представьте, если бы и с вами такое случилось: привели вас сегодня утром в детский сад, а когда пришли забирать, прошло не 10 часов, а 10 лет, и вам уже не 5 и 6 лет, а 15 или 16.
Обсуждение: Какова будет реакция родителей па такие изменения? В какой одежде дети пойдут домой — ведь сейчас холодно? Чем будут заниматься дома — ведь они большие, чтобы играть с игрушками? Что будут делать завтра утром: в садик их не отведешь — уже большие, а в школу не возьмут — они ничего не знают, как быть? Что хорошего и что плохого, если так быстро стать взрослым? Хотели бы вы, чтобы так получилось?
3. Физкультминутка «Времена года».
Воспитатель предлагает детям вспомнить поры года, их характерные признаки и придумать, какими движениями можно изобразить разные времена года.
Например, зимой холодно — нужно «греться», весной распускаются цветы, осенью улетают птицы, идет дождь — нужно «прятаться под зонтиком», летом жарко — можно «позагорать», «искупаться».
Воспитатель называет команды в произвольном порядке, дети должны соответственно реагировать.
4. Фантазирование (продолжение).
Воспитатель предлагает представить, если бы и на самом деле времена года могли сменяться очень быстро: каждый день утром весна, днем лето, вечером осень, ночью зима. Чем и для чего было бы это хорошо, чем неудобно?
Желательно рассмотреть ситуацию не только с «детской» точки зрения (по ночам на санках кататься, переодеваться постоянно, как быть с Новым годом и др., но и с других различных сторон: что будет с растениями (утром семена — вечером урожай, с птицами (отлет в теплые края, высиживание птенцов, с животными, с людьми и др. ?
5. Практическая работа.
Нарисовать так Волшебника Времени, чтобы было видно, что это именно этот Волшебник, а не какой-нибудь другой.
6. Подведение итогов.
Упражнение «Чем отличаются похожие?»
Воспитатель предлагает найти различия в двух похожих предметах (два окна, два дерева, два стульчика, две руки и т. д.). Вывод: даже похожие предметы могут различаться.