Инна Турчина
Консультация для родителей «Развиваем познавательные способности»
▼ Скачать + Заказать документы
Маленькие дети хотят все знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой особенности. Правда, отмечается, что сегодняшние дети стали задавать меньше вопросов, чем дети, к примеру, 70 годов. Вероятно, это можно объяснить, с одной стороны, большим потоком информации, которую могут получить дошкольники это телевидение, компьютер, возможность путешествовать с родителями, разнообразие игрушек, книг. С другой стороны, к сожалению, тем, что многие молодые родители в силу собственной занятости стали меньше заниматься с детьми, не всегда отвечают на их вопросы и тем самым не побуждают малышей спрашивать о непонятном.
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем познавательные способности“» размещена в разделах
Сын к отцу пришел с вопросом
Сын: Папа! Папа! Вот смешно!
Почему, сажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
Отец: Да отстань же ты, отстань же
С почемучканьем своим.
И, вздохнув, побрел сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже
Беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Отец: Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму!
Чтобы избежать такой ситуации взрослые должны с большим вниманием и заботой взрастить нежные хрупкие ростки любознательности, а не варварски растоптать их своими же ногами.
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые наблюдает, как его снеговик превращается в лужу; оказывается с тканевой салфетки пятна можно отстирать, а бумажная расползается в воде; камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.
Насколько богат и разнообразен будет мир окружающий вашего ребенка напрямую, зависит от вас. От того как вы будете удовлетворять любознательность вашего ребенка.
Интересно, каково же значение слова «любознательность»? В «Толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова дается следующее определение. «Любознательный» - склонный к приобретению новых знаний, пытливый…
Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас взрослых. Я думаю, что вы согласитесь с тем, что познавательный интерес и познавательная активность у ребенка должны сформироваться в дошкольные годы.
Познавательная активность дошкольников – это активность, проявляемая в процессе познания. Она проявляется в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
1. Начните со сравнение по контрасту и подобию, сходству. Ребята могут сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются, искусство, быт, игры, пищу разных народов мира, поступки проявления чувств и т. п. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений. Более эффективным и осознанным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и к окружающим, к событиям и явления социального мира. Как доказывают психологи, сравнение по контрасту дается детям легче, чем сравнение по подобию. Ребенок быстро находит ответ на вопрос: «Чем отличается слон от волка?», но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство.
2. Освоенный детьми прием сравнения помогает им выполнять задания на группировку и классификацию. Для того, чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, необходимо умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки – все это способствует осознанному усвоению материала и интересу к нему.
Начинать следует с простых заданий: «Разложи картинки на две группы – в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую - врачу». С таким заданием легко справляются дети 4-5 лет.
3. Проявление самостоятельности, элементов творчества, выдумки способствуют такие виды деятельности, как моделирование и конструирование.
Моделирование совершенно необходимо при ознакомлении детей с социальным миром. Ребят можно научить составлять план-карту. Это может быть план-карта улицы, дороги в детский сад, своей детской комнаты. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Тут полезны задания типа «Составим маршрут предстоящей прогулки». В моделировании и конструировании можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки и предметы-заместители. Метод моделирования и конструирования развивает мышление, воображение и готовит ребенка к восприятию карты мира.
4. В повседневной жизни дети задают взрослым массу вопросов. Эти вопросы различны по тематике, глубине, мотивам, по ним можно судить о направленности интересов ребенка.
Уважаемые взрослые!
• Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
• Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в данном предмете, явлении, о котором он спрашивает.
• Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
• Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.
• Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А как ты думаешь?»
• В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдение за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстрированный материал.
• Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
• Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».
Если взрослый научится правильно формулировать свои вопросы, то ему станет понятнее, как научить детей задавать вопросы взрослому.
5. Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением: «Ты хочешь еще что-нибудь узнать о подводных обитателях? Тогда спрашивай, а я постараюсь тебе ответить».
6. Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершено необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от взрослого требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослому.
Важнейшим принципом, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитания чувств является повторение.
7. Хорошие результаты приносят методы экспериментирования и постановка опытов. Ценность этих приемов заключается в том, что они дают возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Исследовать, открыть, изучить – значить сделать шаг в неизведанное, возможность для детей думать, пробовать экспериментировать. Прямо как в китайской пословице: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
В дошкольном возрасте исследование является одним из важнейших способов познания мира.
В современном образовании акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, осваивать современные информационные технологии, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилях группах, быть открытым для новых контактов. Раскрытие этих свойств личности ребенка в полной мере происходит при осуществлении исследовательской и проектной деятельности.
Дошкольнику для решения исследовательских задач необходимы навыки и умения логического и творческого мышления. В результате исследовательской деятельности он должен научиться:
- видеть проблему;
- задавать вопросы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- высказывать суждения.
Познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольников, точнее одной очень важной их составляющей – способности к преобразованию
Мир физических явлений, окружающих ребенка, дает огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию как компоненту общих умственных способностей.
Родителям вполне под силу не «ударить в грязь» перед своими почемучками, ведь интересы ваших детей это ваши интересы. А для этого нужно совсем немного:
• Изготовить интересную игру.
• Научить играть в шахматы и шашки.
• Показать фокусы.
• Рассказать о своей профессии.
• Организовать экскурсию к себе на работу, в парк.
• Организовать культпоход в театр, цирк, кино.
• Научиться изготавливать совместные поделки из природного материала, бумаги и т. д.
• Провести час вопросов и ответов на заданную тему (предварительно подготовившись).
• Провести семейный конкурс знатоков: «Что? Где? Когда?»
• Провести вечер загадок и отгадок.
• Организовать час сказки.
• Организовать игру «Поле чудес»
• Показать познавательный мультфильм.
А если проявить фантазию можно придумать много чего интересного…