Лучший педагог года

Консультация для родителей «Развиваем познавательные способности»

Инна Турчина
Консультация для родителей «Развиваем познавательные способности»
▼ Скачать + Заказать документы

Маленькие дети хотят все знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой особенности. Правда, отмечается, что сегодняшние дети стали задавать меньше вопросов, чем дети, к примеру, 70 годов. Вероятно, это можно объяснить, с одной стороны, большим потоком информации, которую могут получить дошкольники это телевидение, компьютер, возможность путешествовать с родителями, разнообразие игрушек, книг. С другой стороны, к сожалению, тем, что многие молодые родители в силу собственной занятости стали меньше заниматься с детьми, не всегда отвечают на их вопросы и тем самым не побуждают малышей спрашивать о непонятном.

Публикация «Консультация для родителей „Развиваем познавательные способности“» размещена в разделах

Сын к отцу пришел с вопросом

Сын: Папа! Папа! Вот смешно!

Почему, сажи мне, просом

Называется зерно?

Почему сосед новатор?

Что такое экскаватор?

Почему шагает он?

Как без спичек жили раньше?

Почему бывает дым?

Отец: Да отстань же ты, отстань же

С почемучканьем своим.

И, вздохнув, побрел сынишка

От отцовского стола.

Почему? Когда же? Где же?

Всякий раз ответ один.

Постепенно стал все реже

Беспокоить папу сын.

Но однажды в час вечерний

У почтенного отца

От волненья, огорченья

Изменился цвет лица.

Отец: Вызов в школу? Почему? Что такое?

В чем причина? Совершенно не пойму!

Чтобы избежать такой ситуации взрослые должны с большим вниманием и заботой взрастить нежные хрупкие ростки любознательности, а не варварски растоптать их своими же ногами.

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые наблюдает, как его снеговик превращается в лужу; оказывается с тканевой салфетки пятна можно отстирать, а бумажная расползается в воде; камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Насколько богат и разнообразен будет мир окружающий вашего ребенка напрямую, зависит от вас. От того как вы будете удовлетворять любознательность вашего ребенка.

Интересно, каково же значение слова «любознательность»? В «Толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова дается следующее определение. «Любознательный» - склонный к приобретению новых знаний, пытливый…

Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас взрослых. Я думаю, что вы согласитесь с тем, что познавательный интерес и познавательная активность у ребенка должны сформироваться в дошкольные годы.

Познавательная активность дошкольников – это активность, проявляемая в процессе познания. Она проявляется в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

1. Начните со сравнение по контрасту и подобию, сходству. Ребята могут сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются, искусство, быт, игры, пищу разных народов мира, поступки проявления чувств и т. п. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений. Более эффективным и осознанным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и к окружающим, к событиям и явления социального мира. Как доказывают психологи, сравнение по контрасту дается детям легче, чем сравнение по подобию. Ребенок быстро находит ответ на вопрос: «Чем отличается слон от волка?», но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство.

2. Освоенный детьми прием сравнения помогает им выполнять задания на группировку и классификацию. Для того, чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, необходимо умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки – все это способствует осознанному усвоению материала и интересу к нему.

Начинать следует с простых заданий: «Разложи картинки на две группы – в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую - врачу». С таким заданием легко справляются дети 4-5 лет.

3. Проявление самостоятельности, элементов творчества, выдумки способствуют такие виды деятельности, как моделирование и конструирование.

Моделирование совершенно необходимо при ознакомлении детей с социальным миром. Ребят можно научить составлять план-карту. Это может быть план-карта улицы, дороги в детский сад, своей детской комнаты. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Тут полезны задания типа «Составим маршрут предстоящей прогулки». В моделировании и конструировании можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки и предметы-заместители. Метод моделирования и конструирования развивает мышление, воображение и готовит ребенка к восприятию карты мира.

4. В повседневной жизни дети задают взрослым массу вопросов. Эти вопросы различны по тематике, глубине, мотивам, по ним можно судить о направленности интересов ребенка.

Уважаемые взрослые!

• Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

• Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в данном предмете, явлении, о котором он спрашивает.

• Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

• Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.

• Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А как ты думаешь?»

• В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдение за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстрированный материал.

• Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

• Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».

Если взрослый научится правильно формулировать свои вопросы, то ему станет понятнее, как научить детей задавать вопросы взрослому.

5. Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением: «Ты хочешь еще что-нибудь узнать о подводных обитателях? Тогда спрашивай, а я постараюсь тебе ответить».

6. Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершено необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от взрослого требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослому.

Важнейшим принципом, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитания чувств является повторение.

7. Хорошие результаты приносят методы экспериментирования и постановка опытов. Ценность этих приемов заключается в том, что они дают возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Исследовать, открыть, изучить – значить сделать шаг в неизведанное, возможность для детей думать, пробовать экспериментировать. Прямо как в китайской пословице: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

В дошкольном возрасте исследование является одним из важнейших способов познания мира.

В современном образовании акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, осваивать современные информационные технологии, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилях группах, быть открытым для новых контактов. Раскрытие этих свойств личности ребенка в полной мере происходит при осуществлении исследовательской и проектной деятельности.

Дошкольнику для решения исследовательских задач необходимы навыки и умения логического и творческого мышления. В результате исследовательской деятельности он должен научиться:

- видеть проблему;

- задавать вопросы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- высказывать суждения.

Познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольников, точнее одной очень важной их составляющей – способности к преобразованию

Мир физических явлений, окружающих ребенка, дает огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию как компоненту общих умственных способностей.

Родителям вполне под силу не «ударить в грязь» перед своими почемучками, ведь интересы ваших детей это ваши интересы. А для этого нужно совсем немного:

• Изготовить интересную игру.

• Научить играть в шахматы и шашки.

• Показать фокусы.

• Рассказать о своей профессии.

• Организовать экскурсию к себе на работу, в парк.

• Организовать культпоход в театр, цирк, кино.

• Научиться изготавливать совместные поделки из природного материала, бумаги и т. д.

• Провести час вопросов и ответов на заданную тему (предварительно подготовившись).

Провести семейный конкурс знатоков: «Что? Где? Когда?»

• Провести вечер загадок и отгадок.

• Организовать час сказки.

• Организовать игру «Поле чудес»

• Показать познавательный мультфильм.

А если проявить фантазию можно придумать много чего интересного…

Публикации по теме:

Как мы развиваем творческие способности и самостоятельностьКак мы развиваем творческие способности и самостоятельность В свободное время мы с детьми закрепляем умение складывать различные фигурки- оригами. Это была тема моего личного творческого плана в прошлом.

Консультация для родителей «Играя пальчиками-развиваем речь ребёнка» «Играя пальчиками – развиваем речь ребёнка».[/h3] Ребёнок постоянно изучает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» В семье появился малыш! Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли сделано.

Консультация для родителей «Развиваем творчество, воображение, фантазию»Консультация для родителей «Развиваем творчество, воображение, фантазию» Консультация для родителей Это интересно! Развиваем фантазию,творчество,воображение у детей. «Искусство лесной скульптуры берет свое начало.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук детей 2–3 лет» Консультация для родителей Игры для сенсорного развития детей Что такое мелкая моторика рук. Это действия которые выполняют мелкие мышцы.

Консультация для родителей «Развиваем мышление и воображение ребенка» Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок был здоров, развит духовно и физически. Одним из важных аспектов воспитания детей является развитие.

Консультация «Развиваем мелкую моторику-развиваем речь» Моршанский район Консультации для родителей. Развиваем мелкую моторику - развиваем речь. Воспитатель.

Консультация для родителей «Подготовка к школе. Развиваем мышление» Развиваем мышление. Интеллектуальная готовность – важный аспект психологической готовности ребенка к школе. Она представляет собой достаточный.

Консультация для родителей «Подготовка к школе. Развиваем внимание» Произвольное внимание – одна из составляющих интеллектуальной готовности к школе. Врожденное внимание является непроизвольным, т. е. рефлекторным.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук» Каждый педагог знает, что развитие мелкой моторики рук влияет на развитие речи ребенка. То есть, чем лучше развиты мелкие движения рук,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развиваем познавательные способности»
Опубликовано: 2 декабря 2015 в 20:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развиваем познавательные способности»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Турчина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД