Лариса Бычковас
Тренинговое занятие для родителей детей старшего дошкольного возраста «Качество детского телевидения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинговое занятие для родителей детей старшего дошкольного возраста
ренинговое занятие для родителей по теме
«Что лучше – играть или смотреть телевизор»
Цель: Помочь родителям выработать правильное отношение к телепередачам, научить качественно новому совместному с ребенком телепросмотру, поупражняться в грамотном комментировании происходящего на экране, в отслеживании понимания ребенком содержания просмотренного материала, последующем обсуждении с ребенком увиденного.
Публикация «Тренинговое занятие для родителей детей старшего дошкольного возраста „Качество детского телевидения“» размещена в разделах
Программа занятия.
1. Игра «Смотрим телевизор или играем»
2. Обсуждение «Запретить или разрешить?»
3. Минилекция, сопровождаемая обсуждением «Ключевые вопросы качества детского телевидения»
Ход занятия.
1. После презентации темы обсуждения участникам предлагается сделать игровой выбор. Из контейнера предлагается взять кубик, если вы отдаете предпочтение телепрограммам и проведению времени с ребенком перед телевизором (а, может и оставляете ребенка на «попечение» телевизора, или взять шарик, если вы предпочитаете проводить свободное время с ребенком в играх.
После выбора родителей ведущий просит их прокомментировать их решение. Далее можно сделать вывод об отношении участников к играм и телепрограммам. В зависимости от предпочтений участников будет проходить дальнейшее обсуждение темы.
2. Ведущий ведет беседу с участниками о том, как следует смотреть с детьми телепередачи, на что обращать внимание, какие акценты делать, что комментировать, а о чем лучше умолчать, если ребенок не спрашивает. Не надо идти по пути всеобщего запрещения, дети все равно не живут в информационном вакууме, на них обрушивается вал информации, в которой надо помочь сориентироваться, правильно сопроводить ребенка.
3. Минилекция «Ключевые вопросы качества детского телевидения».
Есть вопросы, на которые должно отвечать как качественное детское телевидение, так и качественное воспитание.
•Понятно ли ребёнку то, что он видит и слышит?
•Не унижает ли его юмор и высказывания героев?
•Отвечает ли информация запросам самого ребёнка?
•Учитываем ли мы особенности возраста детской аудитории, понимая, что между малышом 2-х лет и 10-летним подростком большая разница в познавательном и личностном развитии?
•Сообщаем ли мы детям что-то действительно новое и полезное, или повторяем старые и бесполезные воспитательные клише.
Специалисты по детству с тревогой отмечают, что всё большее число детей растут (живут, взрослеют и развиваются) перед экранами телевизоров и компьютеров. Последнее поколение получило название «экранного». Экран стал существенным средовым фактором для детей, которые намного больше времени проводят перед экраном, чем в общении с взрослыми и сверстниками. Экран становится основным проводником ребёнка в мир, диктует законы и предлагает модели поведения детям, у которых нет ещё критического отношения к миру.
Любой процесс обучения построен на имитации и прямом копировании того, что ребёнок видит перед собой. Как и герои большинства мультфильмов, наши дети приобретают повышенную возбудимость, синдром гиперактивности, зависимость от внешних факторов, готовность отвлечься от первоначального замысла.
Если «медленное» кино 60-70-х годов прошлого столетия давало возможность вжиться в образ, понять его мотивацию, успеть спросить у взрослых о том, что непонятно, то сегодняшнее быстрое, мелькающее кино втягивает детей в поверхностный экшен, т. е. в действие, смысл и цели которого иногда непонятны.
Одно из последствий такой атаки на детское воображение – задержка эмоционального развития. Дети привыкают воспринимать информацию с экрана в «чистом виде», бес переживаний и сопротивления, без эмоций, на которые просто не хватает времени из-за быстрой смены кадров. Они растут холодными и равнодушными – такими, какими сегодня являются телевидение и компьютерный мир. Осовремененному Каю вместо льдинки вживлён «чип равнодушия».
Псевдогуманное направление в педагогике призывает уменьшать усилия детей, не перегружать их. Поскольку любая технология направлена на экономию усилия, она противоречит нормальным условиям развития субъекта, который, по определению должен проявлять активность. Вчерашние дети имели возможность изучать мир самостоятельно. Они разглядывали жуков на прогулке, гладили кошек, дразнили собак, строили домики из листьев и палочек, придумывали города из желудей и цветных стёклышек. Чтобы развивалось воображение, нужно, чтобы детям немного не хватало игрушек. У нынешних детей формируется клиповое мышление «экранного поколения» : задержка развития на этапе непроизвольного внимания, образного, конкретного мышления. Экран приучает детей получать все без труда, без волевых усилий. Не дети манипулируют предметами, а предметы детьми.
Помимо того, что современный ребенок не учится мечтать и фантазировать, он перестал играть в ролевые игры со своими сверстниками. Размножились и потеряли свою особость персонажи кино. Сказочные герои и предпочтения детей 30 лет назад были понятны. Силы добра и зла олицетворялись однозначно, и ролевые игры превращались в своих и чужих. Сегодня дети ориентируются не на поступки героев, а на их внешность. Их занимают не хорошие и добрые герои, которые совершают достойные поступки, а красивые и «навороченные» («богатые и успешные»). Броские, яркие, экспрессивные и навязчивые персонажи вытеснили умных, пытливых, скромных, трудолюбивых, смелых спасателей, покровителей, защитников и строителей. С экрана, как и из жизни, исчез целый ряд важных ценностей, которые позволяли оптимистично смотреть в будущее: дружба, взаимопомощь, творчество. Оптимизм вчерашних тружеников сменился неврозом сегодняшнего потребителя.
Для детей дошкольного возраста характерны следующие особенности:
Эгоцентризм: детям сложно понять точку зрения другого. Например, дети выбирают подарок другу или родителю, но такой, какой им самим нравится (машинку для мамы, пистолетик для бабушки).
Центризм: детям трудно учитывать несколько свойств предмета одновременно (мяч или круглый, или красный).
Необратимость: не могут понять, что действия с предметами могут иметь обратную последовательность и вернуть предмет к исходному положению (можно не только выйти из дома, но и вернуться обратно).
Трудности различения внешней и внутренней стороны действительности: в большей мере ориентируются на простые признаки внешности и могут так и не научиться различать внутренние состояния людей.
Пралогическое мышление: путают причину и следствие, могут воспринимать отношения между предметами и людьми как механические, «непонятно откуда взявшиеся», не могут запомнить происхождение героев.
Антропоморфизм: приписывают человеческие качества нечеловеческим существам (верят, что игрушки могут болеть).
Анимизм: приписывают признаки жизни неживым объектам (солнце живое, потому что движется, может появиться, а может исчезнуть).
Основные проблемы в общении с детьми остро переживаются в подростковом возрасте, но закладываются уже в раннем детстве. Дошкольный возраст (5 – 7 лет) – самый важный для формирования навыков общения. Именно тогда нужно успеть сообщить ребёнку важные сведения о жизни. Страх родителя перед своими детьми, неловкость и незнание того, как сказать ребёнку правду, боязнь потерять свой авторитет, испугать ребёнка или, напротив, рассмешить его – самые серьезные препятствия, для того, чтобы поговорить с малышом. Тут умное телевидение может стать удачным посредником.
Всё большая занятость и разобщенность традиционных для России социализаторов (родителей, бабушек, дедушек, воспитателей) создают условия для детского одиночества. Телевидение начинает играть роль главного социализатора, вытесняя семью и школу.
Современное общество в большой степени подвержено аномии. Аномия выражается в процессе разрушения базовых элементов культуры, прежде всего этических норм. При резкой смене общественных идеалов и морали определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к обществу, происходит их отчуждение. Это отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам.
Современные средства массовой коммуникации при надлежащей психологической экспертизе способны внести существенное дополнение в процесс социализации детей, формировать и них навыки солидарности, эмпатии, сотрудничества.