Марина Щур
Тренинг «Эффективное взаимодействие отцов с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Основой тренинга является идея сотрудничества взрослого с ребенком, поэтому основная цель — способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
Задачи программы:
• расширение возможностей понимания своего ребенка;
• улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;
• выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;
• активизация коммуникаций в семье.
Публикация «Тренинг „Эффективное взаимодействие отцов с детьми“» размещена в разделах
В системе родительско-детских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач тренинга является формирование навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Ведь при нарушенных отношениях в семье вопрос осуществления воспитательных функций весьма проблематичен.
Данный тренинг подразумевает 3 встречи периодичностью раз в две недели на протяжении 1 – 1,5 часа.
Формирование группы происходит на добровольной основе.
Эффективность участия в тренинге во многом зависит от общих установок родителей на групповую работу, от готовности и умения слышать различные позиции людей, извлекать из этого опыт. Важно, чтобы в результате такой работы у участников группы появилась возможность самостоятельно решать возникающие проблемы, поэтому ведущему (тренеру) следует избегать давать готовые «рецепты», существование которых вряд ли возможно. Ориентация родителей на советы и рекомендации не способствует решению тренинговых задач, она блокирует активность и самостоятельный поиск, которые необходимы для успешной работы.
1. Приветствие, игра – разминка «Пожелание на сегодняшний день»
Цель: помочь участникам раскрепоститься и снять напряжение, настроиться на работу.
Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.
2. Упражнение «Конверт отношений»
Цель: снятие эмоциональных барьеров, настрой на рабочую атмосферу.
Каждый участник по очереди вынимает из конверта ведущего листок с вопросом и отвечает на него.
• Мой ребёнок радуется, когда…
• Мой ребёнок злится, когда…
• В общении с детьми мой ребёнок…
• Ребёнок вместе с папой…
• Ребёнку вместе со мной нравится…
• Я отдыхаю, когда…
• Меня больше всего расстраивает…
• Ребёнок плачет, если…
• Если у меня плохое настроение…
• Мой ребёнок…
• Меня беспокоит…
• Меня радует…
3. Упражнение «Я – ребёнок»
Цель: формирование «языка общения» родителей с ребёнком.
-Вы - дети. Я говорю вам…
- Андрей, ну что ты копаешься? Собирайся быстрее.
- Что вы почувствовали? (не расстраивайся, давай я тебе помогу. Быстро убери игрушки)
4. Упражнение «Клубочек»
Цель: создание условий для определения уровня эмоциональной близости с ребёнком.
Участники вспоминают и произносят ласковые слова, которыми называют ребёнка в семье. При выполнении они перекатывают мяч друг другу.
По окончании рефлексируют свои чувства.
5. Ведущий говорит о важности понимания себя самого и понимания своего ребенка, предлагает родителям ответить на ряд вопросов.
Родителям предлагается, отвечая на вопросы, заполнить таблицу (приложение 1, где отвечают за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка, который они получат уже дома.
Далее родители обмениваются своими впечатлениями, возможна дискуссия.
6. Подведение итогов встречи, обратная связь.