Комарова Анастасия Геннадьевна
Тренинг «Шаги в добровольчество»
▼ Скачать + Заказать документы
«Шаги в добровольчество»
ЗАНЯТИЕ 1. Я ПЛЮС ТЫ
Оборудование:
• ватманы — 3-4 штуки, по количеству подгрупп в группе,
• разноцветные маркеры,
• небольшие листки бумаги по количеству участников,
• красивая шкатулка.
Упражнение 1. Пётр, пицца, Париж.
Цель: Знакомство участников, снятие напряжения.
Выполняется в кругу. Участникам предлагается представиться, назвав своё имя, любимое блюдо и страну, в которую хотел бы поехать, на первую букву своего имени.
Вступительное слово ведущего
Публикация «Тренинг „Шаги в добровольчество“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Сегодня в этом зале собрались те, кто делает первые шаги в волонтёрстве, а значит, люди добрые, отзывчивые, творческие, трудолюбивые. На наших занятиях будем учиться работать вместе, развивать качества, нужные в волонтёрской работе. Готовы ли вы к работе? Если да, то начинаем наше первое занятие.
Упражнение 2. Интервью.
Цель: знакомство участников, выяснение опыта волонтёрской деятельности и личных качеств участников.
Группа делится на пары. Ведущий даёт задание за 2 минуты взять интервью у напарника. Через 2 минуты участники меняются ролями. Необходимо выяснить, какой опыт добровольческой деятельности имел напарник, какие у него планы добровольчества, какими необходимыми качествами обладает.
По окончании упражнения участники представляют друг друга.
Упражнение 3. Коллективный портрет волонтёра
Цель: выяснение представлений участников о волонтёрах.
Группа делится на подгруппы по 4-5 человек. Каждой подгруппе предоставляются ватман, краски (маркеры). За 5 минут нужно нарисовать портрет волонтёра так, чтобы были показаны его качества. Нельзя использовать слова, буквы.
После окончания работы подгруппы представляют своего волонтёра, приветствуется творческое представление — стихотворение, сказка,.
Упражнение 4. Шкатулка добрых дел
Цель: повышение самооценки участников, раскрытие личностных качеств.
Каждый участник получает небольшой листок бумаги и ручку (карандаш). Ведущий предлагает участникам написать на листке самые добрые дела, которые они сделали за последний месяц. После окончания работы каждый участник кладёт листок в шкатулку, называя свои добрые дела. Ведущему важно отметить, как много разных добрых дел собрано в шкатулке.
Упражнение 5. «Скала»
Цель: обучение взаимодействию среди волонтёров.
Ведущий говорит о том, что добровольческая деятельность не всегда легка. Много трудностей встречаются волонтёру на пути. Вот и в этом упражнении мы попробуем пробраться через трудности. Каждому нужно пройти по «скале», образованной из участников. Участники встают в шеренгу за линией, руками и ногами изображая выпуклости «скалы». Крайний участник проходит вдоль «скалы», не заступая за линию (за линией «пропасть», держась за «выступы» скалы, и становится с другой стороны частью «скалы». За первым идёт второй, третий и так далее.
Рефлексия по занятию
Сегодня мы прошли вместе испытания, познакомились, нарисовали образ волонтёра. Ваши впечатления по занятию?
ЗАНЯТИЕ 2. МЕШОК ЯБЛОК (методика мульт-тренинга)
Оборудование:
• яблоко,
• медиа-проектор,
• ноутбук,
• мультфильм «Мешок яблок»,
• листы бумаги,
• цветные карандаши, маркеры (краски,
• ватман с нарисованной яблоней,
• нарисованные яблоки по количеству участников.
Упражнение 1. «Яблоко»
Цель: сплочение группы, снятие психологического напряжения, обучение совместной деятельности.
Группа выстраивается в круг плечом к плечу. Участникам предлагается передать яблоко по кругу без использования рук. Способ, которым было передано яблоко от предыдущего участника, повторять нельзя.
Просмотр мультфильма «Мешок яблок» (по рассказу Сутеева).
Цель: проанализировать качества волонтёра и его взаимодействие с окружающими людьми.
Упражнение 2. Мои впечатления.
В кругу обсуждаются впечатления от мультфильма. Вопросы для обсуждения:
1. Можно ли назвать зайца волонтёром?
2. Кому помог заяц?
3. Предполагал ли заяц награду за свою работу?
4. Какие звери ему попались на пути?
5. Все ли звери были добрыми? Как они реагировали на добрые поступки зайца?
6. Бывают ли у волонтёров встречи с недобрыми людьми? Были ли у вас такие встречи?
Упражнение 3. Герб и девиз зайца-волонтёра.
Цель: выделение основной идеи добровольческой деятельности.
Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой предлагается нарисовать герб (эмблему) зайца-волонтёра из мультфильма и придумать его девиз.
После окончания работы каждая группа защищает получившие гербы и девизы.
Упражнение 4. Яблоня добровольческих качеств.
Цель: осознание качеств, необходимых добровольцу
Каждый участник получает по 3 нарисованных яблока, на котором ему предлагается написать главные качества волонтёра. После написания яблоки прикрепляются на яблоню, нарисованную на листе ватмана, качества зачитываются.
Рефлексия по занятию.
- Что запомнилось с занятия.
- Какие качества волонтёра я считаю главными.
ЗАНЯТИЕ 3. ВСЕ КРАСКИ МИРА
Оборудование:
• ватманы по количеству подгрупп,
• маркеры,
• вырезанные фигуры людей разных цветов: по 1 человеку (3, группы людей,
• изображения солнца.
Упражнение 1. Свеча на ветру.
Цель: создание атмосферы доверия в группе.
Участники становятся в круг плечом к плечу, один из участников встает в круг, закрывает глаза, расслабляется. Группа «передаёт» его по кругу, держа на вытянутых руках.
После выполнения упражнения всеми участниками обсуждается, что испытывали во время упражнения. Проводится ассоциация с волонтёрской деятельностью, поддержкой.
Упражнение 2. Ожидание
Цель: развитие умения чувствовать необходимость окружающих в помощи.
В группе выбирается ведущий. Участники сидят в кругу, закрыв глаза и положив руки ладонями вверх на колени. Ведущий в центре круга, он выбирает одного из участников, молча подходит к нему, кладёт руки на ладони, садится на его место, закрывает глаза. Выбранный участник встаёт, становится водящим. Упражнения выполняется в течении 5-7 минут.
По окончании обязательно проводится рефлексия — что чувствовали, когда ждали выбора, когда вас выбрали. Как выбирали. Проводится ассоциация с теми, кто ждет нашей помощи.
Упражнение 3. Где живёт мир.
Цель: осознание понятия «мир» : в человеке, в его окружении, в стране.
Выполняется в кругу. В центре круга фигуры людей: по одному, по два и по несколько белого, чёрного, коричневого, желтого цветов; изображения солнца разных размеров.
Ведущий предлагает участникам высказать мнений, как они понимают значение слова «мир» как состояния. Где может «жить» мир? Кто может жить в мире между собой? После того, как выделены понятия мира внутри человека, между людьми и в стране, участники иллюстрируют их на фигурках, передвигая их: мир внутри одного человека (солнышко внутри человека, мир между людьми (люди соединены лучами солнца, мир в стране (группы людей соединены лучами солнца).
Упражнение 3. Все краски мира.
Цель: мотивация участников на добровольческую миротворческую деятельность.
Участники делятся на 3 группы. Каждая получает маркеры и лист ватмана. Каждая получает задание для работы:
1. рассмотреть понятие «мир» внутри человека,
2. рассмотреть понятие «мир» между людьми,
3. рассмотреть понятие «мир» между национальностями, странами.
Ватманы делятся на 3 части. В первой подгруппа записывает свои представления о мире (можно оформить из на стикерах и прикрепить на ватман). Во второй части листа понятие «мир» представляется в виде рисунка. Третья часть посвящена тому, что может сделать волонтёр для достижения мира. На выполнение работы даётся 15-20 минут.
После выполнения задания группа защищает свою работу, представляя каждая своё понятие мира.
Рефлексия по занятию.
ЗАНЯТИЕ 4. ВОЛОНТЁРЫ, ВПЕРЁД!
Оборудование:
• краски
• листы бумаги А4,
• небольшая дорожная сумка
Упражнение 1. Подарок
Цель: сплочение группы, создание положительного настроя на работу.
Участники сидят в кругу. Нужно сделать подарок соседу, придумав его и показав при помощи жестов и мимики, не используя слова. Получивший «подарок» называет его до тех пор, пока не угадает, благодарит «дарившего», работа продолжается по кругу, пока все участники не получат и не подарят «подарки».
Упражнение 2. «Ладошка волонтёра»
Цель: осознание своих добровольческих качеств и возможностей. Создание мотивации к волонтёрской деятельности.
Участники получают по листу бумаги А4, гуашь. На листах делается цветной отпечаток руки. Задание участникам: на ладони написать 5 своих самых важных волонтёрских качеств, а на пальцах рук те волонтёрские дела, которые они хотели бы выполнить в ближайшее время.
После выполнения упражнение каждый рассказывает, что получилось на рисунке.
Упражнение 3. «Ты — мне, я — тебе.» (авторское)
Ведущий говорит о том, что работа добровольца бескорыстна, но есть вещи, которые доброволец всё-таки получает от тех, кому оказывает помощь. Участникам предлагается сыграть в базар, где добрые дела обмениваются на благодарности. Благодарностями может быть то, что люди отдают волонтёрам. Благодарностью не может быть материальный предмет.
Каждый участник получает 10-15 небольших листков. На нескольких он пишет добрые дела, которые может сделать. Участники могут подходить к любому человеку в группе, отдавая «доброе дело». В обмен на это получивший пишет то, что отдаст за это дело (радость, улыбку, слова благодарности, слёзы радости и т. д.)
После выполнения задания каждый участник по очереди называет то, что отдал и получил. Например, отдал помощь в очистке снега, посидел с маленьким ребёнком, получил улыбку, 3 «спасибо» и песню.
Упражнение 4. «Чемодан в дорогу»
Цель: создание положительного настроя к добровольчеству.
Участники сидят в кругу. В центре дорожная сумка. Каждому участнику по очереди группа называет качества, которые будут нужны ему в волонтёрской работе, добрые пожелания и «складывает» их в чемодан.
Упражнение 5. «Благодарю Вас.»
Цель: создание положительного настроя на работу, сплочение группы.
Участники встают в круг. По очереди выходят в центр круга, подходят к каждому участнику, благодарят за совместную работу, высказывают пожелания. За первым идёт второй и так круг проходит все участники.
Рефлексия по занятиям.