Зубанова Елена Валерьевна
Тренинг с элементами сказкотерапии для педагогов «По дорогам волшебных сказок»
▼ Скачать
Тренинг с элементами сказкотерапии для педагогов :
«По дорогам волшебных сказок»
Цель: создание лучших моделей взаимоотношений, снятие психоэмоционального напряжения, развитие личностных потенциалов, обучение способам выхода из проблемных ситуаций наиболее безболезненно и эффективно.
Публикация «Тренинг с элементами сказкотерапии для педагогов „По дорогам волшебных сказок“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Формы и методы работы: метод арт-терапия с элементами сказкотерапии; релаксация.
Материалы: бланки с упражнениями для всех участников, ручки, цветные карандаши, столы, стулья, аудиозаписи.
Ход занятия:
Сказка присутствует ежедневно в нашей работе с детьми, потому что она является наиболее действенным методом в воспитании, обучении, коррекции.
Как же сказка может помочь нам с вами, взрослым?
Что такое сказка?
Сказка- это язык, на котором можно говорить с нашим внутренним миром. Это не просто развлечение. Это жизненный опыт, упакованный в метафорическую форму и отражающий наши базовые представления о жизни.
Так устроен наш мозг: не воспринимаем голые факты нашей жизни.
Мы воспринимаем только своё отношение к этим фактам.
В зависимости от того, как настроены эти фильтры мы и будем трактовать эти факты, т. е как работают наши нейронные сети, так мы и будем воспринимать факты, которые происходят в нашей жизни.
Вокруг нас огромное количество сигналов, но наш мозг воспринимает только те, которые позволяет нам наше воспитание, наши программы, наши представления о жизни, другие просто не воспринимаются нами.
У нас как будто чёрный лист в голове, в который накручены дырочки как в перфорации, так что мы видим какую-то определённую программу, часто ситуацию нас неустраивающую.
Но эти наши фильтры можно изменить. И как?
Если мы хотим новую программу, то можно это сделать с помощью метафоры.
Меняя метафору, мы меняем жизнь.
Используя символы, метафоры мы можем сами помочь себе.
Рассмотрим, как это работает на примере практических упражнений.
Упражнение «Метафора»
Возьмём наиболее актуальную для нас тему «Работа». Нужно будет найти для неё метафору. С помощью наводящих вопросов попробуйте описать что для вас значит слово «работа». Вспомните, может какая-то ситуация из сказки, притчи, фильма близка вашей.
Вопросы:
Это для меня как что?
Как она выглядит?
Чем пахнет?
Как звучит?
Какая на ощупь?
Какая на вкус?
Как ещё о ней можно сказать?
Как бы вы хотели изменить её в лучшую сторону?
Может вы хотите поменять метафору?
Обсуждение.
Итог: мы убедились, что сказка с помощью метафоры запускает новые механизмы, действует на подсознательном уровне, и через призму сказки мы можем видеть свои проблемы и способы выхода из сложной ситуации, поменять старые программы в нашем мозге на новые, т. о. меняя метафору мы меняем жизнь. Метафора-точное зеркало происходящего в нашей жизни.
Упражнение «Ассоциации» .
На каждое слово необходимо придумать по 3 ассоциации. Теперь попробуем проанализировать то, что написали. Каждое слово на подсознательном уровне является символом и выражает какие-то стороны вашей личности.
Собака- это ваше отношение к друзьям
Кошка-это ваше отношение к себе
Море-отношение к любви
Лес-это ваша душа, внутренний мир
Упражнение «Цветник».
Давайте вспомним как мы трудились в цветнике, пропалывали сорняки, ухаживали за цветами, поливали их. Изобразите ваши цветники. В них должны быть и цветы и сорняки, которые мешают им расти.
Цветы- это ваши лучшие профессиональные качества.
Сорняки- это препятствия, которые мешают проявляться этим качествам в полной мере.
Теперь вашей задачей будет прополоть от сорняков ваш цветник.
В левой стороне листа вы напишите свои лучшие профессиональные качества, в правой стороне негативные факторы извне или внутренние негативные установки, черты вашего характера, привычки. Как избавиться от сорняков? Самый первый шаг на пути решения какой-либо проблемы- это её обнаружить и осознать, что она есть. Осознание ваших сильных сторон будет толчком двигаться дальше и наполнит вас положительной энергией.
Упражнение «Волшебные цветы»
Представьте, что мы попали в сказочный цветник. Выберите пожалуйста себе цветок. Любимые цветы могут рассказать многое о характере человека. Ведь не случайно мы в восторге от одних и совершенно не понимаем красоты других. Психологи видят закономерность между определёнными цветами и личностью.
Обсуждение.
Упражнение «Живая вода».
Сейчас мы постараемся расслабиться и представим себя вашим любимым цветком. Сорняки в цветнике пропололи,и ему дышится легко и свободно, тёплый ветерок его обдувает, греет ласковое солнышко. Я добрая волшебница, беру лейку и поливаю вас живой водой, волшебной музыкой, от этого вы становитесь крепче и сильнее, растёте и радуете всех своей красотой.
Итог занятия: Сказка –зеркало, отражающее реальный мир. В ней возможно всё, чего не бывает в жизни. И, заметьте, в ней обычно счастливый конец!