Светлана Линенко
Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
Задачи: помочь участникам тренинга снять эмоциональное и мышечное напряжение.
I Этап Установочный
«Поросячьи бега»
Цель: снятие напряжения, повысить эмоциональный уровень, сплочение участников тренинга, настрой на взаимодействие.
После того как коллеги заняли свои места, предлагается сыграть в игру «Поросячьи бега».
Публикация «Тренинг „Профилактика профессионального выгорания педагогов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Я приглашаю вас принять участие в поросячьих бегах – это новый олимпийский вид спорта. Для того чтоб выиграть надо быстро передать хрюк по кругу. И в обратном порядке (если позволяет время).
Подвижная игра «Атомы и молекулы»
Все стоят в общем кругу. Изначально все изображают атомы, хаотично передвигаясь по залу. По моей команде (хлопку) – вы очень быстро должны собраться в молекулы, взяв за руки близ стоящих людей. Количество атомов в каждой молекуле будет заключено в моей команде. Если я хлопну и назову цифру «три», то вы должны объединиться в группы по три и т. д.
II Этап Информационная часть.
Способы саморегуляции в ситуации стресса.
1. Активизация чувства юмора (попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьезной ситуации).
- мысленно комментировать происходящее бодрым голосом спортивного комментатора;
- мысленно представить агрессивного партнера в комической ситуации (как бы он выглядел в этом состоянии на пляже, к клетке зоопарка, в детской шапочке, с ушами Чебурашки и т. д.);
2. Считать до, прежде чем совершить ответное действие.
3. Самоубеждение, самоприказы, вызывающие спокойное состояние.
4. Уйти из ситуации. Сменить обстановку.
5. Сконцентрировать свое внимание на чем то:
- рассматривать какой-нибудь предмет и мысленно его описать;
- прислушаться к звукам за окном;
- сосредоточиться на своих телесных ощущениях.
6. Самоконтроль эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций.
7. Использование образов концентрации и визуализации – сосредоточение внимания и воображения на определенном объекте.
Предлагаются упражнения на выбор ведущего.
Упражнение «Мысленное созерцание».
Не прерываясь и не отвлекаясь на что – ни будь, созерцайте любой предмет в течении 2-3 минут, Затем, закрыв глаза, постарайтесь вызвать в памяти этот образ предмета во всех его деталях. После этого откройте глаза и сличите «оригинал» с «копией».
Упражнение «Прожектор»
Представьте в своей голове прожектор с безмерной яркостью, его луч может осветить все угодно. Вы можете управлять этим лучом. В течении 2-3 минут осветите прожектором любой предмет. Все остальное уходит во тьму. Смотрите только на этот предмет, разглядывайте его находите все новые черточки, оттенки.
Упражнение «Земляничная поляна».
Сядьте удобно на стуле, закройте глаза. Представьте, что вы мысленно перенеслись на земляничную поляну так, как если бы она была перед вами. Земляника созрела, она вокруг, она везде. Побудьте на этой поляне. Попробуйте земляники. Делайте на поляне что вы хотите. Или ничего не делайте, просто побудьте там.
Упражнение «Я в оболочке».
Представьте, что вы находитесь в оболочке, она может иметь форму шара. Она эластична, вам легко дышать здесь, вы можете двигаться так как хотите. Вы можете наполнить свой шар любимыми запахами, цветом, тем настроением, которое вам нужно. Эта оболочка непроницаема для зла, но при этом может пропускать все добрые чувства, направленные к вам. Вы можете впустить кого-нибудь к себе в оболочку.
Упражнение (тактильное) «Посещение зоопарка»
Участники делятся на пары, встают друг за другом. Сначала один участник проводит массаж спины другом, потом участники меняются местами.
1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки.
2. Затем он открывает ворота (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника)
3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине)
4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест на крест)
5. Рядом загон для льва. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки)
6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
7. Слышаться дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).
8. Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
10. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).
11. А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка помассировать голову).
12. Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера, затем убрать руки и поменяться местами).
III Этап Рефлексия.
Упражнение «Магазин эмоций».
Я приглашаю вас посетить мой магазин эмоций, но это не простой магазин, в нем нельзя ничего купить, но зато вы можете (если захотите) обменять свои эмоции на те, которые вам может хотелось бы сейчас пережить.
Педагоги делятся своими ощущениями и актуальным эмоциональным состоянием.